Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. В.А. Сухомлинский.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Функция руки и речь развиваются параллельно. Данный материал поможет повышению педагогической компетенции родителей по проблеме развития мелкой моторики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа игры для родителей "Играем пальчиками" »
Департамент образования
Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«МАЛЬВИНА»
муниципального образования город Ноябрьск
Школа игры для родителей
«Играем пальчиками»
Елесина Л.Н.
воспитатель
Место проведения: Групповая комната 1мл. группы №1
Предварительная работа:
Изготовление красочных приглашений;
Подбор литературы для выставки;
Беседы с родителями: «Какие игры с пальчиками вы проводите? Какие игры знаете?»
Оформление буклета;
Оформление рекомендаций по проведению пальчиковых игр с детьми.
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка; расширить диапазон использования пальчиковых игр в повседневном общении с ребёнком.
Оборудование и материалы: книги с пальчиковыми играми, фотоальбом «Пальчиковые игры».
1 часть:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Наша встреча посвящена развитию мелкой моторики детей 2-3 лет.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 лет уровень речевого развития заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Сегодня я расскажу о том, как можно расширить диапазон использования пальчиковых игр в повседневном общении с ребёнком. Не забывайте основное правило: лишь в игре, лишь наглядно можно вооружить ребёнка какими-либо знаниями и умениями. Обратите внимание на следующие моменты:
Сначала сами «проиграйте» сказку, прежде чем показывать её малышу;
Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем: вы сами будете все показывать, рассказывать. Однако переодическое повторение даст свои плоды. И как только заметите со стороны ребёнка желание участвовать в игре, приглашайте к совместным действиям. Скорее всего, на первых порах вам придётся манипулировать ручками ребёнка, но постепенно старайтесь достичь диалога;
Учитывайте время активности малыша и его эмоциональный настрой. Не забудьте и о своём настроении, выразительности интонаций, мимики;
Ваша позиция не должна быть наставнической. Играйте «рядом» с ребёнком, а не «над» ним.
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которую вы можете использовать для развития пальчиков своего ребёнка дома.
2часть:
Игровое занятие«Прогулка с солнышком» (выполняется с родителями)
Привет! Узнаёшь меня? Я – солнышко. Это я каждый день поднимаюсь высоко-высоко в небо и грею тебя и всех-всех-всех. Я очень люблю гулять. Пойдём со мной?
Разминка для ручек.
Сейчас мы пойдём гулять с тобой. Солнышко. Только сначала познакомимся поближе. Спустись к нам, солнышко! (поставьте руку на локоть и широко растопырьте пальцы) Вот оно. Улыбается тебе. Вот у солнышка лучики (пошевелите пальцами). Ах, какие яркие!
Набежали тучки. Один лучик спрятался за тучку (загибаем мизинчик). И этот лучик спрятался, и этот… (загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики. Показываем кулачки. Совсем скрылось солнышко. Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки (раскройте ладошки). Выглянуло солнышко и стало тепло (потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, посверкайте лучами – пошевелите пальцами). Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко (тянем руки с растопыренными пальчиками вверх). И всё вокруг растёт высоко-высоко. И мы растём, тянемся до солнышка.
Солнышко зовёт нас на зарядку. Встанем ровненько, ручки вытянем «по швам». И будем внимательно слушать стишок. Он подскажет, что нужно делать.
На зарядку солнышко зазывает нас.
Мы поднимем ручки
По команде: «Раз»!
Шелестит над нами весело листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два»!
Разминка для пальчиков.
Ой, что-то пальчики наши задремали. Давайте их растормошим, разбудим каждый пальчик (повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый пальчик, дойдя до конца пальца, слегка его прищипываем).
Здравствуй, пальчик,
Здравствуй, мальчик!
С добрым утром,
С ясным днём!
После зарядки умоемся, приведём себя в порядок (крутим попеременно правой и левой кистью, как бы раскручивая краны. Открываем воду).
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
И маме улыбаемся.
Вот мы и стали чистые. Можно отправляться гулять. Наши ладошки теперь станут ножками (ритмично «топаем» поочерёдно ладошками – ножками по столу или по коленкам).
Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
Аж ножки все оттопали.
Вот и мы, солнышко!(раскрываем ладошку-солнышко). Мы идём с тобой гулять. Пойдём по дорожке нашими пальчиками-ножками.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ, топ-топ.
(указательным и средним пальцами «шагаем» по столу)
Шли, шли, а навстречу – собачка. Ушки у собачки торчком, хвостик крючком. Собачка лает, чужих в дом не пускает: «Ав-ав!». А у собачки нет своего домика. Давайте построим ей конуру:
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Будет жить собачка в нём.
(постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять вверх, сделать «собачку» - «ушки»)
Красивый домик мы построили и замок на дверь повесили.
На двери висит замок. (соединить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули! (пальцы –в замке, потянуть
пальцы, не расцепляя их)
Покрутили! (подвигать сцепленными пальцами
от себя и к себе)
Постучали! (пальцы остаются в замке,
постучать основаниями ладоней
друг о друга)
И – открыли! (расцепить пальцы)
Кажется. Наше солнышко притомилось. Вот как устроилось в своей мягкой постельке. Ну и нашим пальчикам пора отдохнуть.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Вывод:
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается наблюдательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а так же между взрослым и ребёнком.
Я предлагаю вам рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком, а так же буклет «Умные пальчики», как можно использовать пальчиковые игры на прогулке.