kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар: "Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка семинара для педагогов дошкольного образования, организованное учителем-логопедом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар: "Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей дошкольного возраста"»

КГКП «Ясли-сад «Шапағат» ГУ «Аппарат акима Октябрьского сельского округа

Костанайского района»



























Семинар №2



Роль учителя-логопеда

в поддержке речевой инициативы

у детей дошкольного возраста



















































2018 г.

«Логопедическое ассорти» (игра-соревнование)



- В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья  детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

- Сейчас я проведу небольшой экскурс по основам логопедии.

Участники семинара-практикума делятся на две команды (1- «речевики», 2-«логопады»). Затем проводятся конкурсы.

  1. Артикуляционная гимнастика

- Формирование правильного произношения — сложный процесс. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика. Выполнять ее следует ежедневно по 5-10 минут, перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?», все упражнения проводятся четко, фиксируя движения.



Задание 1

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (зеркало на каждого участника)

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки и на опушке мы видим грибочки».



  1. Пальчиковая гимнастика

- Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

- Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Еще одно высказывание: «Рука - это мозг наружу». Цель пальчиковой гимнастики: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.



Задание 2

Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.


  1. Развитие фонематического слуха и восприятия

- Различают три вида слуха:

  • Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (Шум дождя, скрип двери, шуршание листвы и т.д.)

  • Речевой слух — это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. С учетом хорошо развитого фонематического слуха. Удивление, грусть, страх, радость.

  • Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (Лак – рак, шапка – сапка).

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.



Задание 3

А) Назовите слова на заданные звуки.

Ведущий произносит звуки (гласные, согласные), участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

Звук можно выбрать с помощью кубика.

В) Придумайте рифму к слову.

Выставляются предметные картинки. Члены команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок, картошка-гармошка, муравей-воробей, туман-обман, конфета-ракета)

Составление четверостишья с этими картинками.



  1. Развитие слоговой структуры слова

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Вы знаете, как бывает сложно детям проговорить слова со сложной слоговой структурой (3-4 слога в слове). Работа строится в два этапа.

  1. Подготовительный этап:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис - узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов - барабана, бубна.

Виды заданий следующие:

Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

  1. Основной этап:

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Проговаривание слов со сложной слоговой структурой (клубника, милиционер, фотографироваться, велосипедист и т.д.), деление слов на слоги, анализ и синтез слов.



Задание 4

А) Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Командам раздают листы бумаги и фломастеры.

Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.

Никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин (участвует в фотосинтезе растений) — содержит 40 букв.

Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые - содержит 55 букв. Восьмидесятичетырёхлетний (25 букв).

Переосвидетельствоваться.

Высокопревосходительство.



В) Определите место звука в слове.

Цель: развивать фонематические представления. Навыки фонематического анализа.

Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, корыто, осел, лопата, футбол).



  1. Формирование правильного произношения и дикции

Главная цель скороговорок для детей – это развить их речевой аппарат, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов.



Задание 5

Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками.

Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией, третью - медленно-быстро.



Рефлексия

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.



Составление Синквейна на тему семинар-практикум совместно.









Карточка №1.

  1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».

  2. «Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).

  3. «Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать.

Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит».



Карточка №2.

  1. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда».

  2. «Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).

  3. «Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисевич Виктория Игоревна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства