Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Защита прав и достоинств ребенка дошкольника "»
Семинар - практикум
«Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника»
Материал подготовила :
Общественный инспектор по охране прав детства МАДОУ детский сад №22 с Успенского
Бондарева С.В.
2023 г.
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
-Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.
-Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.
-Знакомство с современными исследованными в области воспитании и обучении детей.
Ход семинара
Вводная часть.
- Эмоционально – психологический настрой участников семинара.
Спокойно матери идут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой, прощаясь у ворот.
Надежду их не обмани,
Не будь с малышками ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жёсткою не трогай.
Доверчивы глаза детей.
И ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза ни от обид. Ни от печали,
И, словно солнышко. Всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце своё открой.
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
- Сообщение темы семинара.
Тема нашего семинара – практикума «Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника». Надеемся, что выбранная нами тема будет интересна, и вы станете активными участниками обсуждения.
Вед. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому – не будь теплоту и нежность своего сердца.
Упражнение «Согрей птичку».
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю
Основная часть.
- Актуальность выбранной темы.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека.С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?
«Сколько прав у ребёнка?
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции.о правах ребёнка(20 ноября 1989г)
В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно –правовых и организационных материалов по правам ребёнка.
. Уважаемые педагоги, ответьте «Какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов)
Выделяют три уровня законов:
- 1. Международный (декларация прав ребёнка (1959г), конвенция о правах ребёнка(20 ноября 1989г)
- 2.Конституция. Гражданский кодекс.
- 4 Оновным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ. В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА. Какие статьи Конвенции ООН о правах ребёнка вы знаете?» (ответа педагогов) (просмотр фото слайдов «Права детей»)
Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Выполнение педагогами практических заданий.
Варианты и задания
Варианты ответов
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка:
У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью;
Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам
Конвенция о правах ребёнка:
В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.
В соответствии со статьёй 9, ребёнок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.
2. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая Не указана в официальных документах
Может мешать образованию и вредить здоровью
Не соответствует интересам и склонностям ребёнка
3. ООН считает человека ребёнком от рождения до
14 лет
16 лет
18 лет
. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)
Вед3. Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
А. 45; Б. 37; В. 54.
2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
А. Областные органы управления.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей.
В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.
5. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?
А. Нет, ребёнок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель.
Б. Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного учреждения.
7.Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.
Б. Заведующая как должностное лицо этого учреждения.
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.
В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Вед :Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/сдля решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Среда в группе должна этим потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения. В контексте обсуждаемой сегодня проблемы - соблюдение прав ребенка в ДОУ — можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды.
Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение); - уважение к мнению ребёнка; - принцип функциональности; - принцип опережающего характера содержания образования; - принцип динамичности и статичности. Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель.мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев