Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Навстречу друг другу"»
Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Часть I. Теоретическая часть.
1) Приветствие. Цели и задачи семинара.
2) Сообщение плана работы семинара.
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образования детей во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
С 2017 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах нашего образовательного учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогами, специалистами. Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей и родителей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашего детского сада и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; - формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации; - обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
- оказание психотерапевтической помощи участникам.
И в начале нашего мероприятия для повышения позитивного настроя и сплоченности участников семинара, мы предлагаем
игру – разминку «Молекулы».
Я прошу Вас встать и выйти на середину зала.
Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Ведущий: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас мы все по сигналу начнём быстро двигаться по музыкальному залу, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.
Итог: Я надеюсь, благодаря этому упражнению, мы настроились на позитивную работу.
Часть II. Вступительная часть.
1). Предлагаем познакомиться с психологическими особенностями семьи ребенка с ОВЗ.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
- Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
- Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
- Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
- Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
- Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Итог: Мы с вами рассмотрели, чувства которые часто переживают родители детей-инвалидов.
Часть III. Практическая часть.
А теперь предлагаем первый ряд выйти и выполнить
Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида». Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители с детьми с ОВЗ.
- Глаза (родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»)
- Рот (родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях)
- Уши (родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается)
- Сердце (того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)
- Живот (это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»)
- Бедра (многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии)
- Ноги (родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается).
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир.
Также не менее важна созданная «Психолого-педагогическая служба всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога – дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, тьютора и воспитателя)в работе с ребенком с ОВЗ.
Итог: Уважаемые коллеги! Основная задача педагогов – помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Часть IV. Итоги семинара-практикума
Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.