Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Год до школы"»
Семинар-практикум для родителей подготовительной
к школе группы«Год до школы»
Цель семинара: Расширение представления родителей о готовности детей к школе.
Задачи:
1.показать родителям значимость подготовки ребенка к обучению в школе;
2.познакомить с компонентами психологической готовности к школе;
3.организовать сотрудничество в детско-родительских отношениях;
Оборудование: Бейджи для родителей, макет школы, мягкие или мелкие игрушки, полоски черного,ноутбук, колонки, проектор.
Ход мероприятия
Приветствие и знакомство
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас видеть и благодарим за то, что нашли возможность прийти .
Сегодня мы обсудим подготовку к первому классу. Вы наверняка заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому цель нашего разговора – понять, что нужно для этого сделать. Как помочь ребенку пойти в школу подготовленным, учиться хорошо и получать положительные эмоции от занятий.
Вначале предлагаю назвать себя, как к вам можно обращаться в ходе собрания и сказать, что для вас значит слово «школа». Прошу вас.
Упражнение-воспоминание «Как мамы и папы ходили в школу» А сейчас мы с вами немного вернемся в прошлое и вспомним, как мы когда-то давно пошли в школу.
Сядьте удобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Обопритесь спиной на спинку стула. Вы можете посмотреть на экран, где вы видите видеоряд о школе, а можете просто закрыть глаза, прислушаться к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.
Представьте себя в детстве – в том времени, когда вы были ребенком. Представьте теплое осеннее утро. На деревьях уже появились первые желтые листья, на заборе блестит паутинка. Вам семь лет. Вы идете по улице с близким человеком – мамой, папой, может быть с дедушкой или бабушкой, а может, с братом или сестрой. Сегодня первое сентября. Первый раз в жизни вы идете в школу. (Пауза). У вас в руках цветы, за спиной – школьный ранец. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Какое у вас сейчас настроение? О чем вы говорите с родными? (Пауза). Теперь вы снова
стали взрослыми – мамами и папами. Откройте глаза, пошевелитесь немного, ощутите свое тело, потопайте ногами.
Получилось ли у вас представить себя первоклассником? Расскажите, что вы чувствуете?
Родители отвечают на вопросы. (Приподнятое, радостное настроение, ожидания, беспокойство, праздничное)
Упражнение «Дорожка к школе»
Давайте мы с вами сейчас подумаем, что может помочь учиться в школе, какие качества? Помогут нам в этом разобраться игрушки. Дети любят играть с игрушками. Вы тоже выберите себе по одной, которая вам нравится. Посмотрите на нее и наделите чертами, которые, на ваш взгляд, помогают учиться в школе.
Похож ли этот образ на вашего ребенка? Чем?
Родители отвечают.
Педагог-психолог:
Мы с вами выяснили, какие качества нужны ребенку для успешной учебы. Давайте посмотрим на нашу школу. (Замок и 3 полоски-дороги).
(Педагог-психолог показывает макет школы).
Педагог-психолог:
К школе ведут три дорожки. Черная дорожка означает сильное беспокойство, синяя дорожка – умеренное беспокойство. На красной дорожке особенного беспокойства нет. А теперь поставьте свою игрушку на одну из трех цветных дорожек, которые ведут к школе. Цвет дорожки будет означать, в какой мере вы испытываете беспокойство из-за школьной жизни ребенка, которая наступит совсем скоро.
На что может быть похожа жизнь в вашей семье в последние дни перед школой? Прислушайтесь к своим ощущениям. С чем вы можете их сравнить?
Родители отвечают.
Информирование «Понятие готовности к школе» Педагог-психолог:
Так что же такое «Готовность к школе»? Когда ребенок переходит из детского сада в школу, меняется жизнь всей семьи, но его жизнь – особенно сильно. С первого дня в классе он сталкивается с непривычными задачами. Ребенок привыкает к новому режиму, ему трудно сидеть на одном месте, не отвлекаться, долго слушать учителя. У него появляется множество новых впечатлений и эмоций, которые он вынужден сдерживать на уроке, чтобы подчиняться новым правилам.
Первоклассники испытывают целый комплекс нагрузок – физических, психологических и интеллектуальных. В первые месяцы они находятся в состоянии постоянного стресса, который иногда называют «школьным шоком». Родители не всегда могут заметить и понять это состояние. Поэтому возникают вопросы: «А как подготовить ребенка к школе, чтобы минимизировать этот стресс?», «В чем заключается эта готовность?».
Как вы считаете, в чем заключается готовность к школе? Как ее можно определить?
Родители отвечают.
Педагог-психолог:
Готовность к школе – это целый комплекс показателей физического и психического развития. Если она не сформирована, ребенок не способен справляться с требованиями школы, испытывает трудности в обучении и может иметь психологические проблемы. Важная составляющая готовности к школе – психологическая готовность, тоесть мотивационная, эмоционально-волевая иинтеллектуальная.
Психологическая готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформированы психологические черты, которые свойственны школьнику. Он хочет ходить в школу, быть первоклассником, стать взрослее, учиться. Мотивацию ребенка могут снизить родители, когда они высказываются о школе в негативном ключе.
С другой стороны, рассказывать о школе в радужных тонах тоже не стоит. Контраст между словами и реальностью может привести к тому, что ребенок возненавидит учебу. Поэтому важно говорить правду, не расхваливать школу, но и не пугать ребенка.
Эмоционально-волевая готовность проявляется, когда ребенок умеет управлять своим поведением и поддерживать порядок, стремится достигать результата и доводить дело до конца. Интеллектуальная готовность – когда у ребенка есть определенные знания об окружающем мире, он достиг определенного уровня речевого и умственного развития, у него развиты память, внимание, мышление, воображение.
На данный момент по результатам диагностики в целом по группе следует обратить внимание на достаточно высокую мотивацию к учебе у детей, многие ребята хотят идти в школу за знаниями, высокими оценками и для того, чтобы достичь в жизни желаемого. Однако, при этом сохраняется позиция дошкольника. В группе в целом, достаточный уровень по следующим областям: развитие речи, кратковременная слуховая память, выявление причинно-следственных связей, образное мышление и целостность восприятия. Ребята хорошо умеют составлять рассказы, используя распространенные предложения, у них богатый словарный запас, могут определить последовательность картинок, в частях могут увидеть целое.
Обратить внимание стоит на элементарный запас знаний (ФИО полностью себя и родителей, профессии, домашний адрес и т.д., более полный список вы можете посмотреть в раздаточном материале), также обратите внимание на умение ваших детей ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-вниз), умение слушать и точно выполнять заданное, самостоятельно действовать по указанию взрослого, развивать логическое мышление. Об этом также вы можете прочитать в раздаточном материале и использовать рекомендованные игры дома.
Метафора «Здание школы» Педагог-психолог:
Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надежное здание. Кирпичики ее фундамента – это психические процессы, которые необходимы, чтобы учиться. То есть фундамент – это память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, развитие мелкой моторики, воля и мотивация. Стены – это учебные навыки, то есть умение считать, писать и читать, уровень саморегуляции, уровень психического развития ребенка. А крыша – это успеваемость в школе.
Чтобы подготовить ребенка к первому классу, сначала нужно заложить прочный фундамент психических функций и возвести крепкие стены навыков и умений. Это и есть задача педагогов детского сада и родителей дошкольников.
Мы с ребятами будем работать с психологической подготовкой к школе, разбирать правила, разговаривать о разных чувствах, эмоциях, которые можем испытывать в школе, будем разговаривать об их беспокойстве, опасениях и страхах в связи со школой, затронем и интеллектуальную часть.