Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум. Экологический КВН "В мире природы"»
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
Экологический КВН «В мире природы»
игра для педагогов дошкольных учреждений
Цели:
выявлять уровень экологической культуры педагогов
формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении;
потребность в экологическом образовании.
Задачи: Формировать основы экологической культуры педагогов; Расширять знания и умения педагогов в изготовлении пособий из бросового материала путем освоения несложных техник; Активизировать творческий потенциал педагогов в процессе работы с бросовым материалом. Форма проведения: игровая — экологический КВН
Для оценки работы команд независимое жюри:
Директор ясли-сада
Методисты
Оборудование: 2 игровых стола,бросовый материал,листы белой бумаги,фломастеры, слайды с картинами И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.И. Левитана «Золотая осень», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.П. Кончаловского «Сирень», С.Г.Оболенский «Собака со щенками».
Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня наш семирнар по экологии пройдет в виде КВН. Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами.
Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать в КВН,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили в КВН.
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали в КВН.
Чтоб жюри довольно было в КВН.
Делимся на две команды. Название и девиз команды.
1 команда «Спасатели», девиз «Планет много- Земля одна!»
2 команда «Экологи», девиз «Сбережем нашу планету ведь другой на свете нету!»
Задание № 1 «Экологическая разминка»
-Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
-Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
-Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
-Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
-Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.)
-Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
-Растет ли дерево зимой? (Нет.)
-Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
-Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
-Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
-Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
-Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
-Какую траву любят кошки? (валериану)
-Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Загадки
-В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.)
Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется ...(ель).
-Живет лет 300 или больше,
Светолюбивая она,
Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по две, то — ... (сосна).
-Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь —то простудой
Болеть не будешь больше ты. (Липа.)
-И лист и почки — все врачует,
И сок — целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует.
Краса России — ствол ее. (Береза.)
-Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды зверей накормят,
Если ты крепок — с ним сравнят. (Дуб.)
-Он газ и пыль — все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут. (Тополь.)
-Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.(Осина.)
-Она весну встречает — Сережки надевает.
Накинута на спинку Зеленая косынка.
А платьице — в полоску. Ты узнаешь ... (березку).
-Чей пух по городу летает? Среди июня — снегопад.
Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (Тополь.)
Домашнее задание № 2 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
С давних пор по рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы.
В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.
Второй закон гласит:«Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон:«Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон:«Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Задание № 3 «Экологические задачи.»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
Остальные игроки за это время должны из предоставленного бросового материала сделать пособие и представить его.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
Задание № 4 «Простые истины»
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание №5«Творческое задание»
Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке
Пословицы
1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
2) Яблоко от яблони недалеко падает.
3) Береги нос в сильный мороз.
4)Увидел грача – весну встречай.
5)Готовь сани летом, а телегу зимой.
6)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
7)Любишь кататься – люби и саночки возить.
8)Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Задание № 6 « Народные приметы»
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.