Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для воспитателей" Современные требования к оснащению участков ДОУ на летний период"»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ УЧАСТКОВ ДОУ
НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Подготовила : воспитатель логопедической группы
МДОУ « Ясли – сад №316 города Донецка» КВАЧ А.А.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Цель семинара: Сформировать основные представления об особенностях построения развивающей предметно-пространственной среды ДОО в летний оздоровительный период в соответствии с ГОС ДО.
Задачи семинара:
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ГОС ДО;
формирование умений проектировать и прогнозировать РППС на участках ДОУ;
обеспечение практической подготовки к моделированию развивающей предметно-пространственной среды (дорожки здоровья) с учетом ГОС ДО.
Материал и оборудование: билеты ( прямоугольники) зелёного, синего и красного цвета; памятки для воспитателей, листы бумаги и карандаши, лепестки цветика – семицветика, полоски с незаконченными предложениями для игры « Закончи предложение», микрофон, закладки – линейки.
Ход семинара - практикума:
При входе в зал педагоги выбирают билетики и занимают места за соответствующими столами и берут памятки для воспитателей.
Приветствие:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.
…
Насыщенная, безопасная.
Развивает, мотивирует, обновляется.
Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.
«Мир вокруг».
- Сегодня предлагаю Вам поучаствовать в квесте и отправиться на поиски развивающей предметно-пространственной среды в период летнего оздоровления для активного, самостоятельного, инициативного и любознательного ребёнка. Для того, чтобы справиться со всеми заданиями, которые я для вас приготовила, вы будете двигаться согласно схеме-маршрута:
1. Деловая игра «Я всё знаю о среде». (Здесь вам будет предложено вспомнить основные характеристики развивающей предметно- пространственной среды и выполнить 3 задания)
2. Летний оздоровительный период и РППС. (На этой остановке поговорим об особенностях эколого – развивающего комплекса и решим 1 задание)
3.Игра - дискуссия «Оцени эколого-развивающий комплекс ДОУ»(Здесь Вам предстоит объективно подойти к оценке эколого-развивающего комплекса нашего ДОУ)
4. Виртуальная экскурсия - презентация « Творчество и фантазии при оборудовании участка ДОУ в летний оздоровительный период» (на этом этапе совершим виртуальную экскурсию по различным участкам ДОУ и смоделируем « дорожки здоровья»)
5. Вместе делать веселей. (Хотелось бы здесь услышать ваши свежие идей, которые вы хотите реализовать совместно с родителями этим летом)
6. Встреча с мудрецами. Притча «Рискнуть попробовать» .( Получите мотивационный заряд на новые достижения)
7. Рефлексия: Игра «Хорошо – плохо» (Наградой для всех участников игры станет получение знаний, которые педагоги могут применить на практике и закладки- линейки, как символ профессионального роста)
- Наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории «Сказка про ГОС».
Расскажу я вам сказку дивную –
Не очень короткую,
Не очень длинную,
А такую, как от меня до вас!
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Был он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог, а ГОС ему говорит:
- Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как.
Педагог испугался обрушившимся переменам, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ГОС его успокаивает:
- Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает. Педагог одевает очки, берёт в руки клубочек и свиток. Педагог:
- Скоро сказка сказывается, Да не скоро дело делается.
Педагог не унывает,
Новые идеи в детском саду внедряет.
И отправился он посмотреть, что же его ещё ожидает….
1. Деловая игра «Я всё знаю о РППС».
- В настоящее время происходят перемены, мы находимся на переходном этапе, когда ГОС ДО вступили в силу, а ДОУ в поиске примерных программ. Возникает проблемная ситуация: ДОУ – «из 19 века», педагоги - «из 20», а дети – «из 21века»
ГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для:
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При создании РППС ДОУ необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства г и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей,
возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям мы должны проанализировать состояние РППС в нашем учреждении, выявить недостатки в её организации . Поэтому сейчас мы сделаем взгляд со стороны и выделим минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды.
Задание1: назовите минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды
( Выслушиваются ответы педагогов и подводится итог).
Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды:
В подавляющем большинстве случаев среда, которая окружает детей и взрослых в современном дошкольном учреждении, создает атмосферу именно учреждения с характерной для него командно-административной системой управления.
В такой среде все сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за деятельностью детей.
Среда поделена на «зоны», в каждой из которых детям позволено заниматься какой-то определенной деятельностью; на все остальные виды деятельности в этой «зоне» накладывается запрет.
Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или в других местах с ориентацией на проверяющего.
Качество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует необходимым психолого- педагогическим требованиям.
Цель такой среды - вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»;
Позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы.
Центром педагогического процесса здесь являются фронтальные формы работы с детьми и, прежде всего, занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку, формальной дисциплине и удобству взрослых.
Игра как основной вид детской деятельности ущемляется по времени и жестко регламентируется взрослыми.
- Такая модель не имеет права на существование. В соответствии с ГОС ДО заложена личностно-ориентированная модель, которая, по сути, меняет предметно-развивающую среду. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно- пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
Задание 2.Что должна обеспечивать и гарантировать предметная среда в соответствии с ГОС ДО?(собрать цветик-семицветик)
В соответствии с ГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
1. охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
2. максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы , а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
3. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
4. создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
5. открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
6. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
7. создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
- Мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• Содержательно-насыщенной
• Трансформируемой
• Полифункциональной
• Вариативной
• Доступной
• Безопасной
Задание3:Приведите примеры, как достичь данные требования на практике.
Содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые способствуют обеспечению игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех категорий детей ( экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательная активность с развитием крупной и мелкой моторики, координации движений; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей);
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации или меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности, требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования .
2. Летний оздоровительный период и РППС.
Лето – это время оздоровления детей, когда солнце, воздух и вода активно способствуют укреплению физического и эмоционального здоровья каждого ребёнка, если использовать их правильно и дозировано . Дети большую часть времени проводят на улице. Каким должен быть летний день в ДОУ?
Задание 4: Игра « Закончи предложение»( Какие формы работы приемлемы летом?)
Группы выбирают себе начало предложения и придумывают окончание,
С целью выполнения образовательных задач:
игры
беседы
квесты
развлечения
наблюдения, общение с природой
опыты и эксперименты
труд
С целью физического развития:
закаливающие процедуры
активное движение, согласно своих возможностей
пешие походы
С целью эмоционального развития:
кукольные театры
концерты
викторины
конкурсы
драматизации сказок
инсценировки
танцы
пение песен
конкурсы и т. п.
- В требованиях ГОС ДО к РППС, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду. Соответствующая среда, согласно п.3.3.2 ГОС ДО, должна предоставлять возможности:
для общения и совместной деятельности детей и взрослых,
для двигательной активности детей,
для возможности для их уединения.
При создании развивающей среды на участке ДОУ, используется природная составляющая участка, которая часто рассматриваться как эколого-развивающий комплекс - объединение специальных мест (объектов) на территории ДОУ, в том числе природные, которые используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период (В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.).
Эколого-развивающий комплекс, создающийся, прежде всего, с целью расширения образовательного пространства детского сада, позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи:
формировать начала экологического сознания у детей дошкольного возраста;
сохранять и укреплять их физическое и психическое здоровье;
активно развивать познавательные интересы дошкольников, стимулируя интеллектуальное развитие детей;
формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество;
формировать умения и навыки организации совместной деятельности и др.
В основе создания эколого-развивающего комплекса на участке детского сада лежат определенные принципы, а именно:
принцип интеграции образовательных областей;
принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных составляющих эколого-развивающего комплекса;
принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды;
принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны;
принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.
Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территории детского сада, включает:
экологические пространства (уголок луга, леса, цветники, «зелёные маршруты», клумбы и т. п.) с целью формирования бережного отношения к природе и воспитание любви ко всему живому и родному краю;
нескольких общих укрупненных функциональных зон (зоны для детской исследовательской и экспериментальной деятельности, уголок «Волшебный песок» ) с целью развития познавательной активности, любознательности и наблюдательности, формирования умений детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
отдельные тематические уголки на детских игровых площадках( летняя галерея, зона аттракционов, разного рода театры, литературные поляны, персонажи различных сказок, драматизация сказок, изостудии, концерты, викторины и т. п.), с целью развитию речевого творчества, театрализованной и художественной деятельности детей;
спортивные площадки и дорожки здоровья, с целью укрепления физического здоровья детей;
место для организации спокойного отдыха, «тихий уголок» ( настольные и развивающие игры, прослушивание аудиозаписей детских песен и сказок), с целью восстановления психологического комфорта детей;
природная творческая мастерская, с целью развития детской фантазии и творчества.
Эколого-развивающий комплекс должен стать интерактивным, т. е. обеспечить активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей, развитие детского творчества, совместное решение проблемных ситуаций, использование воспитателями интерактивных технологий [1].
3.Игра - дискуссия « Оцени эколого-развивающий комплекс ДОУ»
Задание5: Каждая группа высказывает своё мнение по вопросу создания РППС на участках нашего ДОУ на летний оздоровительный период.
Педагоги, у которых красные билеты - делятся своими положительными эмоциями и впечатлениями о наших РППС на участках и выделяют 3 самых лучших участка с учётом РППС.
Педагоги, у которых синие билеты - высказывают сомнения, делятся трудностями, с которыми они столкнулись или может ещё придётся столкнуться.
Педагоги, у которых зеленые билеты - пробуют найти пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретают новые пути решения, предлагают новые решения по улучшению РППС участка.
4. Виртуальная экскурсия - презентация « Творчество и фантазии при оборудовании участка в летний оздоровительный период»
Задание 6: Моделируем « дорожку здоровья»
5. Обмен мнениями « Вместе делать веселей».
Воспитанники детского сада и их родители могут принять активное участие в разработке содержания развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада. С этой целью организуется детская проектная деятельность, в ходе которой дошкольники вместе с родителями способствуют улучшению РППС участка. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть и какие игрушки использовать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.
Задача педагогов:
предоставить такую информацию,
показать важность РППС в развитии ребёнка;
мотивировать родителей на оказание помощи при создании РППС на участке.
Задание7: Игра с микрофоном« Поделись идеей»
Участники семинара высказываются о реализации совместного проекта с родителями с целью улучшения РППС на участке?
Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада и обеспечивает:
высокое качество дошкольного образования;
духовно-нравственное, социально-коммуникативное и творческое становление детей;
гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;.
положительный настрой и детей, и взрослых.
6. Встреча с мудрецами. Притча «Рискнуть попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?»— спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
- Не бойтесь пробовать, будьте смелее и у нас все получится.
7. Рефлексия: Игра « Хорошо – плохо»
Участники семинара становятся в круг и поочерёдно говорят « Педагогом быть хорошо, потому что…» и « Педагогом быть плохо, потому что…». Заканчиваем на положительном ответе.
- Ощутите себя вот тем Педагогом - Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС, и действуйте, действуйте!!!
Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение ваших профессиональных достижений.
Вот как дела порой получаются!
Но на этом сказка о ГОСе не кончается –
Много новых общих дел в ГОСе у ВАС теперь!
Тут и квесту нашему конец, а кто был с нами молодец!
Это только начало нового пути!
А я желаю Вам удачи на этом не лёгком пути!
Литература: 1. Интерактивная педагогика в детском саду, Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой . — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. 2. Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 89-92. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7802/ (дата обращения: 23.06.2018). 3. Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова. — М., Издательский центр «Учитель», 2013. — 232 с. 4. 4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07. 2015 года №_326 « Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017гг»