kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар - практикум для воспитателей на тему «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

 Задачи: 

*расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;

*уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;

* проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе; 

 

Ход семинара-практикума

Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.

Загадки для педагогов

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для воспитателей на тему «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »»

Цель:

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи:

*расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;

*уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;

* проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе;


Ход семинара-практикума

Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.

Загадки для педагогов

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

Длинноножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)

На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)

Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький и горький, луков брат.
(Чеснок)

Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)

Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)


Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)

В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
(Фасоль)

Маленький и горький, луку - брат.
(Чеснок)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)





Добрый день, дорогие коллеги!

Тема семинара: «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе»

Я хочу начать этот семинар со стихами!

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом.
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться, чтоб нас любили
И зверь, и птица и доверяли.
Повсюду нам как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди, беречь планету-

Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?

Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий.

Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека

  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению в нашей группе осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.

Скажите, в каких видах деятельности мы используем экологическое воспитание?

  • непосредственно – образовательная деятельность,

  • чтение художественной литературы,

  • театрализованная деятельность

  • развлечение

  • прогулок,

  • наблюдений,

  • игр (сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные)

  • индивидуальных бесед с детьми,

  • работа с родителями и т. д.

В процессе этой работы мы опираемся на то, что необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.

Приобщение детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на формировании целостной картины мира. С помощью игрушек и картинок я знакомлю дошкольников с домашними животными – кошкой, собакой, коровой и т. д. Здесь часто использую фольклорные произведения, рассказы, стихи, беседую с ребятами по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них. При этом непосредственно провожу беседы с родителями по этому вопросу, рекомендую им привлекать детей к уходу за домашними питомцами.

С дикими животными ребята знакомятся через чтение и рассказывание сказок «Маша и медведь»«Теремок»«Колобок»). После этого проводятся беседы с детьми о том, что животным, как и детям, может быть больно, что нельзя причинять им боль, необходимо заботиться и оберегать их, также организуются игры-драматизации. Следует подвести детей к положительным реакциям на животных. На занятиях по рисованию и лепке ребята изображают этих животных, а я непосредственно сопровождаю их работу занимательным художественным рассказом.

Во время прогулок непосредственно идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, я подвожу ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев.

Во время рассматривания растений на клумбах, на картинках, я обращаю внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показываю, как нужно правильно ухаживать за растениями. Если дети проявляют желание помочь, я поручаю им прополоть, полить растения.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром.

В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как «Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом».

Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.

Вот некоторые особенности сезонных наблюдений:

  1. Осень. Идет формирование элементарных представлений об осенней природе: на деревьях разноцветные красивые листья, которые потом опадают. Для закрепления этих знаний можно провести дидактические игры «Найди такой же листок»«Покажи красный листок» и др. Мы играем в игру «Мы осенние листочки».

  2. Зима. Я обращаю внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, что он заботится о том, что бы они ни замерзали. Следует сказать детям, что характерная особенность этого времени года в том, что вся природа спит.

  3. Весна. На прогулке внимание детей обращается на то, как красиво становится на участке детского сада с появлением зеленой травки и первых весенних цветов. Мы учимся бережно относиться ко всему этому. Наблюдаем за птицами, прилетающими на участок.

  4. Лето. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они поливали цветочки. Следует расспрашивать детей, для чего они это делают.

Приобщение детей к природе происходит непосредственно и в процессе прогулки. Здесь мы с детьми организуем увлекательные занятия: «У цветочной клумбы», где детям рассказываю о том, что необходимо заботиться о цветочках, нельзя их рвать и топтать; «Ласковый щенок Тишка»«Птицы зимой» — воспитывается желание заботиться о зимующих птицах, стимулируются добрые чувства по отношению к ним; «Кролик серенький, зайка беленький», целью которого является воспитание бережного отношения к животным, желание заботиться о них; «Веселые воробьи»«Солнышко на травке», где я учу детей заботиться о растениях.

Одним из структурных компонентов прогулки являются дидактические игры и упражнения, которые стимулируют детскую активность. Их я использую и как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников. «Какой цветок?»«Найди дерево»«Угадай по описанию птичку»«Угадай по описанию животное» и др. В процессе дидактических игр у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность.

Часто дидактические игры переплетаются с трудовыми поручениями: собрать семена растений, засушить природный материал для поделок, опрыскать цветы, убрать сухую траву, покормить животных и птиц, посадить цветочки. Подобные трудовые поручения так же являются средством воспитания гуманного отношения дошкольников к природе.

Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные мною подвижные игры и игровые упражнения, которые решают несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, соответствие поставленной воспитателем цели. Одной из такой целью является воспитание гуманности у детей по отношению к природе. Ребята с удовольствием участвуют в таких играх, как: «Садовник и цветы»«Жуки»«Собачка и воробьи»«Птички, раз! Птички, два!»«Цыплята»«Козлята и волк»«Листопад»«Лохматый пес».

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.

Музыкальная игра «Огородная-хороводная»

Музыка: Можжевелов Б.

Слова: Пассова

Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай.

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Мы отметили, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не в словесной форме, а когда у детей есть возможность самим практически действовать. В летний оздоровительный период мы с Айгерим Бижановной планируем проектную деятельность с детьми на темы: «Этот удивительный песок», «Наши соседи насекомые», «Воздух вокруг нас», «Вода нужна всем».

Спасибо за внимание!







Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»











Конспект семинара-практикума

для воспитателей на тему:

«Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »




Разработан и проведен воспитателем

Назаровой М.А.




















г. Байконур,

2021


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Майрагул Алпамысовна Назарова

Дата: 24.11.2021

Номер свидетельства: 592554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства