Семинар - практикум для воспитателей на тему «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »
Семинар - практикум для воспитателей на тему «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »
Цель:
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
*расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;
*уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;
* проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе;
Ход семинара-практикума
Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.
Загадки для педагогов
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И малые детки. (Яблоко)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для воспитателей на тему «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе »»
Цель:
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
*расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;
*уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;
* проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе;
Ход семинара-практикума
Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.
Загадки для педагогов
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И малые детки. (Яблоко)
Бусы красные висят Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
Длинноножка хвалится – Я ли не красавица, В сама – то косточка, Да красненькая косточка. (Вишня)
Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя, резкий. Горький вкус имеет он Обжигает… не лимон. (Лук)
В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква)
В зелёной палатке Колобки спят сладко. Много круглых крошек. Что это? (Горошек)
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)
Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)
В земле сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)
На стебле зелёный крюк, А на нём висит сундук. В сундуке восемь ребят Молча рядышком сидят. (Горох)
Внизу красно, вверху зелено, В землю вросло. (Свекла)
Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)
Фиолетовый кафтан Носит овощ … (Баклажан) На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы) Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)
Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке - но не мышка. (Картошка)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)
Это вовсе не игрушка - Ароматная… (Петрушка)
Над землей трава, Под землей бордовая голова. (Свекла)
В огороде хоть росла, Знает ноты соль и фа. (Фасоль)
Маленький и горький, луку - брат. (Чеснок) Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)
Добрый день, дорогие коллеги!
Тема семинара: «Как воспитывать в детях бережное отношение к природе»
Я хочу начать этот семинар со стихами!
Давайте, люди, дружить друг с другом, Как птица с небом, как травы с лугом. Как ветер с морем, поля с дождями, Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться, чтоб нас любили И зверь, и птица и доверяли. Повсюду нам как самым верным своим друзьям. Давайте, люди, беречь планету-
Во всей Вселенной похожей нету. Во всей Вселенной на всех одна, Что будет делать без нас она?
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий.
Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.
Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению в нашей группе осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.
Скажите, в каких видах деятельности мы используем экологическое воспитание?
непосредственно – образовательная деятельность,
чтение художественной литературы,
театрализованная деятельность
развлечение
прогулок,
наблюдений,
игр (сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные)
индивидуальных бесед с детьми,
работа с родителями и т. д.
В процессе этой работы мы опираемся на то, что необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.
Приобщение детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на формировании целостной картины мира. С помощью игрушек и картинок я знакомлю дошкольников с домашними животными – кошкой, собакой, коровой и т. д. Здесь часто использую фольклорные произведения, рассказы, стихи, беседую с ребятами по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них. При этом непосредственно провожу беседы с родителями по этому вопросу, рекомендую им привлекать детей к уходу за домашними питомцами.
С дикими животными ребята знакомятся через чтение и рассказывание сказок ( «Маша и медведь»; «Теремок»; «Колобок»). После этого проводятся беседы с детьми о том, что животным, как и детям, может быть больно, что нельзя причинять им боль, необходимо заботиться и оберегать их, также организуются игры-драматизации. Следует подвести детей к положительным реакциям на животных. На занятиях по рисованию и лепке ребята изображают этих животных, а я непосредственно сопровождаю их работу занимательным художественным рассказом.
Во время прогулок непосредственно идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, я подвожу ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев.
Во время рассматривания растений на клумбах, на картинках, я обращаю внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показываю, как нужно правильно ухаживать за растениями. Если дети проявляют желание помочь, я поручаю им прополоть, полить растения.
Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром.
В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как «Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом».
Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.
Вот некоторые особенности сезонных наблюдений:
Осень. Идет формирование элементарных представлений об осенней природе: на деревьях разноцветные красивые листья, которые потом опадают. Для закрепления этих знаний можно провести дидактические игры «Найди такой же листок», «Покажи красный листок» и др. Мы играем в игру «Мы осенние листочки».
Зима. Я обращаю внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, что он заботится о том, что бы они ни замерзали. Следует сказать детям, что характерная особенность этого времени года в том, что вся природа спит.
Весна. На прогулке внимание детей обращается на то, как красиво становится на участке детского сада с появлением зеленой травки и первых весенних цветов. Мы учимся бережно относиться ко всему этому. Наблюдаем за птицами, прилетающими на участок.
Лето. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они поливали цветочки. Следует расспрашивать детей, для чего они это делают.
Приобщение детей к природе происходит непосредственно и в процессе прогулки. Здесь мы с детьми организуем увлекательные занятия: «У цветочной клумбы», где детям рассказываю о том, что необходимо заботиться о цветочках, нельзя их рвать и топтать; «Ласковый щенок Тишка»; «Птицы зимой» — воспитывается желание заботиться о зимующих птицах, стимулируются добрые чувства по отношению к ним; «Кролик серенький, зайка беленький», целью которого является воспитание бережного отношения к животным, желание заботиться о них; «Веселые воробьи»; «Солнышко на травке», где я учу детей заботиться о растениях.
Одним из структурных компонентов прогулки являются дидактические игры и упражнения, которые стимулируют детскую активность. Их я использую и как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников. «Какой цветок?», «Найди дерево», «Угадай по описанию птичку», «Угадай по описанию животное» и др. В процессе дидактических игр у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность.
Часто дидактические игры переплетаются с трудовыми поручениями: собрать семена растений, засушить природный материал для поделок, опрыскать цветы, убрать сухую траву, покормить животных и птиц, посадить цветочки. Подобные трудовые поручения так же являются средством воспитания гуманного отношения дошкольников к природе.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные мною подвижные игры и игровые упражнения, которые решают несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, соответствие поставленной воспитателем цели. Одной из такой целью является воспитание гуманности у детей по отношению к природе. Ребята с удовольствием участвуют в таких играх, как: «Садовник и цветы», «Жуки», «Собачка и воробьи», «Птички, раз! Птички, два!», «Цыплята», «Козлята и волк», «Листопад», «Лохматый пес».
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.
Музыкальная игра «Огородная-хороводная»
Музыка: Можжевелов Б.
Слова: Пассова
Есть у нас огород, Там своя морковь растет! Вот такой ширины, Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши, Ты немного попляши! А потом не зевай И в корзину полезай!
Есть у нас огород, Там зеленый лук растет! Вот такой ширины, Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши, Ты немного попляши! А потом не зевай И в корзину полезай!
Есть у нас огород, И капуста там растет! Вот такой ширины, Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши, Ты немного попляши, А потом не зевай И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик Он не мал, не велик. Вот такой вышины, вот такой ширины. Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Мы отметили, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не в словесной форме, а когда у детей есть возможность самим практически действовать. В летний оздоровительный период мы с Айгерим Бижановной планируем проектную деятельность с детьми на темы: «Этот удивительный песок», «Наши соседи насекомые», «Воздух вокруг нас», «Вода нужна всем».