Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу"»
Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу"
Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.
Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Познакомить с развивающей программой педагога-психолога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.
Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала группы.
Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Простые карандаши, стулья по количеству участников, бумага писчая, мягкий мяч, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника, список качеств ребенка – первоклассника, анкета-рефлексия на каждого участника.
Ход мероприятия:
1 часть. Знакомство – приветствие
«Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Мы познакомим вас со своей работой в рамках подготовки ваших детей к школе, вы станете свидетелями этой работы, получите возможность понаблюдать за своими детьми в процессе нашей работы. Наша встреча рассчитана на 40 минут. Надеюсь, они станут для вас интересными и познавательными».
Игра-приветствие «Давайте познакомимся»
Цель – способствовать формированию обще группового запроса, снятию напряжения в начале работы.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка-телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?»
2 часть. Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»
Презентация «Скоро в школу»
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)
1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранять чувство дистанции, умение войти в детский коллектив.
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе; - желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; - сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Выделяют 2 группы мотивов учения:
- мотивы связанные с потребностью в общении;
- мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, это предполагает развитие познавательных интересов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
«Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак написал:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.
Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться.
Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата».
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Презентация «Музыка помощник в учебе»
2 часть. Практическая. Входят дети в зал, выстраиваются перед родителями.
Чтобы настроиться на рабочий лад, выполним упражнение «Хлопки по кругу» (все дети встают в круг: первый хлопает 1 раз, второй – 2 раза, а третий – приседает, с каждым разом увеличивая темп выполнения). Молодцы! Все внимательные, теперь можно приступить к работе.
Упражнение «Аналогии». (развитие мышления)
Ребята, я вам назову пары слов, первая пара будет звучать полностью, а ко второй нужно будет подобрать второе слово.
Пример: птица - летает; а змея -
мяч - игрушка; ромашка -
хлеб - кушают; книги -
медведь - медвежонок; заяц -
пища - есть; вода -
слон - большой; мышка -
камень - твердый; вата -
собака - кот; щенок -
лай - собака; кряканье -
помидор - красный; банан -
сахар - сладкий; лимон -
утро - рано; вечер -
сентябрь - месяц; среда -
ребенок - маленький; взрослый –
трава – зеленая; небо –
Россия – страна; Серов –
человек - 2 ноги; собака –
певец – поет; строитель –
зима – холодно; лето –
утро – завтрак; вечер –
дрова – пила; гвозди –
Задание «Ребусы» (логическое образное мышление, тренирует зрительную память и правописание)
На ваших столах лежат бланки с заданиями. Возьмите первый бланк. Вам необходимо отгадать ребус. А родители вам помогут (дети отгадывают ребусы)
Задание «Прочитай слово по первым буквам». (обучение грамоте)
Набор картинок, по первым буквам этих картинок нужно составить слово и написать на листах.
Задание «Продолжи счет» (математическая игра)
- от 3 до 9;
- от 11 до 5;
- от 100 до 40 (десятками, для родителей);
- от 2 до 6;
- от 7 до 0;
- от 21 до 15 (для родителей).
Упражнение «Вспомни и нарисуй» (развитие памяти)
На слайдах изображения, которые дети и родители должны по памяти нарисовать на своих листах.
Упражнение «Задачи-шутки» (на сообразительность.)
1. Цыпленок стоя на одной ноге, весит 1 кг. Сколько весит цыпленок, стоя на двух ногах?
2. На заборе сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька, подкрался, прыгнул, хотел схватить воробышка. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?
3. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок на дубе?
4. У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось?
5. Над рекой летели 2 карася и 1 щука. Сколько рыб летело над рекой?
6. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько осталось свечей?
3 часть. Подведение итогов, рефлексия
«Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.
Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю запомнить анкету – рефлексию. Пожалуйста, будьте откровенны (отводится 2 – 3 минуты)».
Литература:
Волков В.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика. – М., 1994.
Гринек Т. В., Каменская И. Н. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006.
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. – СПб.: Дельта, 1997.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.
Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Уебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Популярная психология для родителей / Под ред. А.С.Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.
Хасанов А.Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2002.