Семинар-практикум для педагогов «Игры и упражнения на развитие познавательной активности детей»
Семинар-практикум для педагогов «Игры и упражнения на развитие познавательной активности детей»
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения творческой задачи. Этому способствует наглядно-образное мышление, которое развивается в конструировании, моделировании, рисовании, д/играх, направленных на развитие мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов «Игры и упражнения на развитие познавательной активности детей»»
Семинар-практикум для педагогов
«Игры и упражнения на развитие познавательной активности детей»
подготовила:
воспитатель МБДОУ «Теремок»
Фадеева К.О.
Уважаемые коллеги! Мы начинаем наш семинар-практикум
А сейчас предлагаю посмотреть презентацию и послушать информацию, которая, надеюсь, активизирует вашу познавательную деятельность, мотивирует к формированию собственного стиля творческой деятельности.
Целью нашего семинара является установление тесного сотрудничества между педагогами детского сада в процессе обсуждения темы и проведении конкурсов.
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения творческой задачи. Этому способствует наглядно-образное мышление, которое развивается в конструировании, моделировании, рисовании, д/играх, направленных на развитие мышления.
Развитым наглядно-образным мышлением должны обладать люди «творческих» профессий – архитекторы, конструкторы, дизайнеры, художники, режиссёры. Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте от 4 до 7 лет.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребёнка, является конструктивно – модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам: стремительное развитие науки, техники, автоматизация промышленным процессов; освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.
Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Целью развивающих игр является: развитие мыслительных операций, манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Развитие наглядно – образного мышления в конструктивно – модельной деятельности проходит через игры: дидактические, настольные, подвижные.
В младшем возрасте можно использовать разрезные картинки, вкладыши, пирамидки, конструкторы деревянные, мягкие, плоскостные геометрические фигуры основных цветов, игры с прищепками, выкладывание картинок (из геометрических фигурок), мозаика, пазлы (деревянные и картонные).
С детьми 4-х лет и старше начинается использование игр для развития наглядно-образного мышления в различных видах деятельности
*Игры с обручами («Круги Эйлера») помогают дошкольникам развивать внимание, память, образное мышление, так же мы ненавязчиво подводим детей к изучению одного из вопросов математики и информатики в школе.
*Игры Воскобовича основаны на трёх принципах: познание, интерес, творчество и развивают познавательный интерес, воображение, желание и потребности узнать новое.
*«Геоконт» - дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета, формы, величины, составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки, «Прозрачная цифра» - задание на развитие математических представлений и решение творческих задач.
*«Квадрат Воскобовича» учит детей конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться а пространстве. Это гибкое поле, на которое приклеено 32 пластиковых треугольника двух или четырёх цветов.
*Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными в инструкции. Эти игры помогают подготовить детей к учебе в школе, повышают и раскрывают их творческий потенциал, уровень интеллекта и раскрывают их творческий потенциал. Игровые элементы Дьенеша-это благодатная почва для взращивания – математического и пространственного мышления у ребёнка.
*Счётные палочки Кюинзера можно использовать начиная с двухлетнего возраста, где дети могут ознакомится с формами и цветом, развивают мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие, знакомятся с числами в игровой форме.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной активности.
В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности.
Конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде д/игры, с/игры или театрализованной игры (применение в виде предметов-заместителей, создание декораций, атрибутов, героев сказок) , в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.
Мир конструктора разнообразен и место в нем есть не только широко известному современному ЛЕГО, или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой ( как технические, так и художественные), дополнять нестандартными материалами, что только усиливает развивающий эффект.
В каждой возрастной группе организованы центры конструирования и моделирования, оснащенные различными строительными материалами, видами конструкторов, играми и игрушками.
Предлагаю Вам посмотреть на разновидности конструкторов для разных возрастных групп дошкольного возраста.
*Кубики и строительные наборы. Ребёнок может играть таким конструктором даже до школы.
*Конструкторы типа «ЛЕГО». Для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.
*Болтовые конструкторы. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет.
*Магнитные конструкторы. Предназначен для детей после трех лет, т.к. имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
*Блочный конструктор. Очень простой и удобный конструктор, предполагающий постройку домов, транспорта и других объектов из разноцветных блоков с креплениями. Игра обогащает воображение и успокаивает.
*Напольный конструктор. Большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребенка, так и в кукольный рост.
*Конструктор-трансформер. Фигурки воинственных животных или людей, супергероев. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов.
*Конструкторы с болтовым соединением (металлические и пластмассовые).
*Магнитные конструкторы (Пластины различной формы или палочки с шариками.)
*Криволинейные контурные (из гибких пластмассовых трубочек).
*Суставные (соединительные детали похожи на суставы.)
*Мягкие конструкторы из нетоксичного «вспененого» материала изолона. Они могут создавать как плоскую фигуру, так и объемную, 3-Д.
*Развивающие конструкторы-лабиринты. С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки.
*Модели для сборки. (Различные модели машинок, самолетов. ) Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
*Конструктор на липучках. Такие конструкторы состоят из пластиковых шариков – репейников. Можно собирать объемные фигуры.
На этом семинаре мы постарались вас познакомить с играми и игровыми упражнениями в модельно-конструктивной деятельности в ДОУ и собрали разные виды конструкторов, разные игры и игровые упражнения на развитие наглядно – образного мышления, которые нас заинтересовали. Очень хочется внедрить в нашу работу с детьми и современные конструкторы (Электронные).
Ещё мы предлагаем создать инженерную книгу в «конструкторском бюро» в пед. кабинете) – схемы, алгоритмы, картотеки, д/игры, проекты, фото.
Практическая часть.
Прошу Вас разделиться на две группы .
1 задание «Художественная литература».
Назовите художественные произведения или литературных героев, способствующих развитию и созданию построек , отвечать по очереди.
(«Винтик и Шпунтик» из мультфильма «Приключения Незнайки», заяц из мультфильма «И так сойдет», сказки «Летучий корабль», «Три поросёнка», «Теремок», «Приключение Чиполино»).
2 задание: конструирование по словесной установке.
Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок из геометрических фигур и назовёт их-тот и победит.
Вот и закончился наш семинар-практикум. Мы будем очень рады, если Вы пополнили свой познавательный запас знаний. Предлагаем пополнять в нашем «Конструкторском бюро» разную информацию для своей работы и сами пополняли (проекты, сценарии, фото и др.).