Семинар практикум для педагогов ДОУ Здоровье сберегающие технологии: Су-Джок терапия, упражнения на релаксацию, элементы массажа и самомассажа.
Семинар практикум для педагогов ДОУ Здоровье сберегающие технологии: Су-Джок терапия, упражнения на релаксацию, элементы массажа и самомассажа.
Повышение педагогической культуры педагогов по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта, укрепления здоровья. Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения с друг другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум для педагогов ДОУ Здоровье сберегающие технологии: Су-Джок терапия, упражнения на релаксацию, элементы массажа и самомассажа.»
Семинар практикум для педагогов ДОУ
Здоровье сберегающие технологии: Су-Джок терапия, упражнения на релаксацию, элементы массажа и самомассажа.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.
Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
1 СЛАЙД
Одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Важным показателем готовности ребенка к успешному обучению служит правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В дошкольные учреждения поступают безречевые дети 4-5-летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности как учителя-логопеда, так и воспитателей становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, и познакомится с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые вы можете применять в своей работе.
3 СЛАЙД
Этот кругленький дружок называется Су-Джок.
Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках
Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках
Покатаем по ладошкам он откроется вот так!
Там, волшебное колечко, ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит, да и всем оно подходит.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су- джок терапия. Су-Джок терапию разработал Южно- корейский профессор Пак Чже. В переводе Су-джок означает: Су – кисть, Джок – стопа. СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Целью Су-Джок терапии является активизация мыслительной деятельности, стимуляция речевой области в коре головного мозга, нормализация мышечного тонуса.
Задачи Су-джок терапии:
Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи. Су-джок терапию можно отнести к методам самопомощи.
Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
СЛАЙД 6-7
В набор массажёра Су-джок входят 2 шарика и «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.
СЛАЙД 8 Данную технологию можно использовать как в логопедической работе и работе воспитателей родителей для развития всех компонентов речи.
развитие фонематического слуха и восприятия;
коррекция звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков);
I этап. Знакомство детей с Су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шариков Су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
СЛАЙД 9
Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы:
Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
Наглядные методы. В индивидуальной работе используем схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения.
Практические методы. Массаж кистей, стоп и пальцев.
Формы работы с использованием Су-джок:
Катать шарик круговыми движениями ладоней.
Прямыми движениями ладоней.
Прокатывать кольцо по каждому пальцу.
Сжимать шарик в кулачке.
СЛАЙД10
Преимущества Су-джок терапии:
Не имеет противопоказаний к применению.
Безопасность использования.
Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
Проводится в игровой форме.
Обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.
СЛАЙД 11 В результате использования Су-джок терапии в логопедической работе с дошкольниками:
стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
развивается координация движений и мелкая моторика;
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Таким образом, применение Су-джок терапии является одним из эффективных приёмов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка.
ПРАКТИКА
Массаж пальцев эластичным кольцом.
/Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки/
МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК (СЛАЙД 12)
Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо на большой палец)
С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо на указательный палец)
С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо на средний палец)
С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо на безымянный палец)
С этим братцем песни пел (надеваем кольцо на указательный палец).
Сейчас, я предлагаю Вам провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су- джок шариков на наших руках. Берем по массажному шарику. Левая рука лежит на коленях, правая придерживает мяч сверху. И выполняем движения по ладошке. (СЛАЙД 13)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Черепаха»(у детей в руках шарик Су-джок). СЛАЙД 14
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха, (дети катают Су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребёнок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь (дети катают Су-джок между ладоней).
«ВОЛШЕБНИЦА – РЕЛАКСАЦИЯ» (СЛАЙД 15)
(СЛАЙД 16) Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоций истощает наш организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может – релаксация.
(СЛАЙД 17) РЕЛАКСАЦИЯ – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Хорошо расслабляться умеют только - дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребёнок во время сна – «будто без костей»; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда – то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.
Сегодня мы с вами поговорим о релаксационных приёмах и упражнениях, способствующих покою и снятию мышечного напряжения, как у педагогов, так и у ваших воспитанников.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов. Дети выполняют расслабляющие упражнения, перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. В результате выполнения релаксационных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.
(СЛАЙД 18) Эти упражнения необходимо проводить в проветренной комнате, дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Релаксационные тексты должны иметь доступный для детского понимания смысл, учитывая особенности восприятия дошкольников, развивать способность ребёнка воображать и фантазировать, учить оставаться расслабленными. В тексте для релаксаций должно быть много имён прилагательных, описаний предметов и явлений. Немалое значение имеет и чтение самого текста. Здесь важен тембр голоса, ритм, выразительное, спокойное его воспроизведение и выдержка пауз. Ведь дети мысленно переносятся в сказку, а этот мир гармоничен и совершенен. Когда дети научатся мышечному расслаблению, тогда можно проводить релаксацию под музыку без текста. Важно, чтобы ребёнок научился создавать себе образы, если это помогает его расслаблению. Большое значение уделяется музыке. Пусть музыка будет тихой, мелодичной, помогающей расслаблению. В ней могут присутствовать звуки природы, что стимулирует детскую фантазию.
Упражнения для снятия напряжения, можно использовать как физкультминутки в любой режимный момент в течение всего дня.
Предложить педагогам зачитать тексты с релаксацией (Музыка)
(СЛАЙД 19) «Отдых на море»
Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Чудесный, летний день. Небо голубое, солнце тёплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего ваше тело лёгкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откроем глаза. Мы полны сил и радости. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Но не только релаксация помогает нам – педагогам снять нервное напряжение, а ещё задорный и весёлый смех.
(СЛАЙД 20) Снежная баба
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру,
Дети катают по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.
Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить сн. бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить сн. бабу. Уперлась сн. баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить сн. бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).
Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная
баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».
(СЛАЙД 21)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА»
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса мышц.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).
(СЛАЙД 21) При выполнении логопедического самомассажа, как, впрочем, и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:
Помещение должно быть хорошо проветренным;
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз;
Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна);
Одежда не должна стеснять движений;
Обязательно вымыть руки и лицо ребенка, ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.
(СЛАЙД 22) К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
Разминание - смещение тканей с захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.
Процедура логопедического самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Самомассаж мышц головы и шеи:
«Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
Самомассаж мышц лица:
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
3. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
4. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
5. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
6. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
7. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
8. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
9. «Молоточек» - постукивание губ зубами.
10. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
11. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
13. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
14. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка:
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлёпывайте языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий:
повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
повышается речевая активность;
развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
формируются двигательные умения и навыки
формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %.