Семинар-практикум для педагогов «Что такое кинезиология? Давайте в неё поиграем»
Семинар-практикум для педагогов «Что такое кинезиология? Давайте в неё поиграем»
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:
Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его речь и психические процессы, не перегружая ребёнка излишней информацией?
Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов «Что такое кинезиология? Давайте в неё поиграем»»
Семинар-практикум для педагогов
«Что такое кинезиология?
Давайте в неё поиграем»
Буданцева Алла Сергеевна
МКДОУ детский сад «Огонёк» р.п. Линёво
Искитимский район Новосибирская область
Учитель-логопед
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающей технологии – кинезиология.
Задачи:
Создать психологический настрой, способствующий сплочению участников мероприятия.
Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах использования кинезиологических упражнений в занятиях с детьми.
Отработать навыки проведения кинезиологических упражнений с педагогами.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:
Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его речь и психические процессы, не перегружая ребёнка излишней информацией?
Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. А современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
Многие учёные отмечают: «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Справедливо и мнение, что «из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами».
И мы с вами тоже сегодня будем «шевелить мозгами».
Для начала предлагаем активизироваться и сделать массаж ушей.
Упражнение «Массаж ушных раковин».
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Потяните уши вперёд, в стороны, назад. В конце упражнения разотрите уши руками.
Ежедневный массаж ушей приносит пользу всему организму, особенно мозгу. Начинается выработка эндорфинов, снижаются беспокойство и напряжение в челюсти и шее, укрепляется иммунная система, активизируется кровоток и наступает расслабление.
Упражнение «Внимание». Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой руки.
Ну что активизировались? Готовы к прохождению небольшого теста. Тест наш состоит из теоретических вопросов и практических заданий.
И первый вопрос который я вам задам, что такое кинезиология?
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
К какой технологии, вы бы отнесли кинезиологию?
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.
Сколько лет существует кинезиология?
Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
За что отвечает каждое полушарие?
Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие.
Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.
Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие, и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.
Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.
Во сколько лет формируются межполушарные связи?
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Что развивают кинезиологические упражнения у дошкольника?
Основная цель кинезиологиологических упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
Заниматься ежедневно.
Занятия должны быть оформлены в виде игры.
Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Где применяют кинезиологические упражнения?
Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками.
Применение кинезиологических приемов в ситуации стресса.
А теперь поиграем в кинезиологическую игру«Солнышко - заборчик -камушки»: покажите солнышко: ладони с растопыренными пальцами, теперь заборчик: ладони вместе, направлены от себя, а теперь камушки: постучать кулачками друг о друга. Я буду быстро и вразнобой произносить «солнышко», «камушки», «заборчик», а вы, уважаемые коллеги, показывайте соответствующие движения.
А закончим теоретическую часть релаксационным упражнение«Тряпичная кукла и солдат».
Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося.
Приступим к практической части нашего семинара.
«Рисунок по памяти»
Все стоят друг за другом в шеренгу. У каждого выдан листочек с заданием-что ему нужно будет изобразить. Каждый участник поочередно двумя руками рисует на спине другого участника тот предмет, который ему выдан, тот которому рисуют должен понять, что это и нарисовать на листе бумаги. В итоге у вас поучится завершённая сюжетная картинка. Дайте название своей картине.
Задание: нужно сложить все предложенные зубочистки в бутылочку 2 руками при этом параллельно выполнить задание; найти изолированно слова в сплошном тексте, 1 команда- слова овощи, 2 команда – ягоды.
«Резиночка-скакалочка»
Каждая команда должна вспомнить детство, ведь все мы прыгали в резиночку и на скакалке. Кто больше вспомнить способов применяемые в прошлом и покажет.
«Освободи товарища». Играют по 2 участника от каждой команды.
Задание: каждой команде выдаются прищепки равные по количеству и цвету. 1 команда ответственные за: красные (правая рука) и желтые (левая рука) цвета, а 2 команда ответственные за зелёные (правая рука) и синие (левая рука). Второй участник должен убрать прищепки своего цвета одновременно двумя руками, при этом на красный цвет он должен назвать предметы, которые красного цвета, на желтый –желтого цвета и т.д. Побеждает команда, у которой не останется ни одной прищепки.
«Ножки и ладошки».
Игра развивает внимание, межполушарное взаимодействие, двигательную активность. Пройди полосу препятствий на время. Каждая команда должна пройти путь согласно предложенным отпечаткам ступней и ладоней.
«Капитаны» и «Яблочко и червячок»
Упражнение «Капитан, молодец!» Правая рука вытянута вперёд, при этом большой палец поднят вверх, а остальные пальцы прижаты к ладони (положение «Класс!»). Одновременно левая рука, прямой напряженной ладонью, прикладывается к голове, при этом локоть поднят в сторону (положение «Отдать честь»). Далее, одновременная смена положений рук.
«Яблочко и червячок» Рука в кулаке (яблоко), большой палец вверх – это червячок, червячок то спрятался в яблоко (убираем палец в кулак), то показался (достаем). Поочередно- на одной руке спрятался, на другой показался. Усложняем через добавление хлопка, говорим детям случился гром.
И в заключении маленький совет, большинство из нас делает массу работы удобной рукой. Попробуйте сами и предложите ребёнку чистить зубы, причёсываться, доставать предметы, рисовать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизируют новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга, развивается самоконтроль и повышается концентрацию внимания. Это не только полезно, но и весело!
Регулярное выполнение кинезиоогических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта, улучшается состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Использование данной технологии позволяет наполнить наше ежедневное общение с детьми новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.