Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов»
Мастер-класс для педагогов «Лестница речи: от слова к тексту»
Цель: Продемонстрировать систему работы по развитию связной речи через призму возрастного усложнения.
Оборудование:
Интерактивная доска/плакат с изображением «Лестницы речи».
Раздаточный материал: карточки с примерами детских высказываний, мнемотаблицы, схемы, серии картинок.
Реквизит: игрушка-мишка, «волшебный мешочек», предметные и сюжетные картинки.
Ход мастер-класса
На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:
Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
Рассказ по сюжетной картине – научить ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой.
Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником.
Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
Творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии.
Театрализованные игры — дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Этот метод учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы построим «Лестницу речи». Наша задача – понять, как мы ведем ребенка от первого слова к развернутому тексту. Каждая ступенька – это новый возраст и новые речевые достижения.
1. Младшая группа (3-4 года) «От слова к фразе»
Здесь мы закладываем фундамент. Основная форма речи – диалог. Наша главная задача – «разговорить» ребенка: отвечать на вопросы, составлять простое высказывание.
Коллеги, предлагаю поиграть
В младшем возрасте обязателен сюрпризный момент, т.е. создание интереса. Как вариант, рассмотрим игру «Волшебный мешочек»: Педагог достает игрушку (мишку).
Задаем вопросы «ребенку» (педагогу):
Первый вопрос (слово): «Кто это?» (Мишка).
Второй вопрос (фраза): «Что у мишки?» (Пушистая шерстка).
Третий вопрос (простое действие): «Что мишка делает?» (Сидит, кушает мед).
Ответы в этом возрасте односложные. Наша роль — быть инициатором диалога, задавать четкие вопросы и самим давать речевые образцы.
На ступеньку помещаем табличку: «Диалог. Слово-Фраза».
Речевой портрет в средней группе: Распространенные предложения, попытки объединить 3-4 предложения.
Здесь наша задача: формировать умения строить распространенные предложения и составлять короткий рассказ с опорой.
Практикум с педагогами:
Показываем ту же игрушку (мишку) и вводим простейшую схему-алгоритм из 3-х символов:
1. «Кто?» (силуэт) или ?
2. «Какой?» (цветное пятно)
3. «Что умеет?» (бегущие ножки)
Задание вам, педагоги: Составьте рассказ о мишке, опираясь на схему.
Пример: «Это мишка. Он коричневый и пушистый. Он умеет ходить и рычать».
Вводим первую наглядную схему, который помогает выстроить высказывание. Появляется, как помощник, мнемодорожка, мнемосхема!
3 ступень. Старшая группа (5-6 лет) «От рассказа к последовательному пересказу»
Задача: Формировать навыки составления повествовательных рассказов, развивать словесное творчество, учить использовать средства выразительности
Практикум с педагогами:
Сейчас я буду задавать вопросы по схеме, вы даете развернутые ответы:
«Кто это?»
Ответы: «Это медведь. Его зовут Миша».
«Какой он?» (Цвет, размер)
Образец ответа: «Он коричневый, как шоколад, и большой, как моя подушка».
«Что у него есть?» (Части тела)
Дети: «У него есть голова, четыре лапы, маленькие уши и черный нос».
«Из чего сделан?»
Ответ: «Он мягкий, плюшевый, наполненный ватой».
«Какой у него характер?»
Наводящие вопросы: «Как вы думаете, он добрый или сердитый? Почему?»
Образец: «Он добрый, потому что у него улыбка».
«Что он умеет делать?»
Ответы: «Он умеет сидеть, стоять, с ним можно обниматься».
Делаем вывод: Мнемосхема усложняется, освобождая память ребенка и позволяет сосредоточиться на грамматическом оформлении и выразительности речи.
В подготовительной группе наша задача: Развивать умение сочинять, рассуждать, доказывать.
Практикум с педагогами: оставляем те же вопросы, мнемосхему, но добавляем элементы творчества, сравнения, анализа.
«В каких сказках встречается медведь?»
Дети: «В сказках „Три медведя“, „Маша и медведь“, „Теремок“».
«Почему он вам нравится?»
Пример: «Он мне нравится, потому что он мягкий и с ним можно ложиться спать».
Составление рассказа по мнемотаблице: Воспитатель составляет образец, затем 2-3 ребенка повторяют: «Это игрушечный мишка. Он большой и коричневый. Его тело покрыто мягкой плюшевой шерстью. У него четыре лапы, круглые уши и блестящие глазки-бусинки. Мой мишка очень добрый, он всегда улыбается. Я люблю с ним играть, а вечером беру его в кровать. Он напоминает мне медведя из сказки „Три медведя“».
В подготовительном возрасте вводим прием «Творческий рассказ»
Усложнение: «Расскажите сказку от лица Лисички/Зайца».
Вывод: Мы создаем условия, где ребенок становится не воспроизводителем, а творцом речи.
Мы с вами рассмотрели прием - составление описательного рассказа по возрастам.
Для обучения младших дошкольников описательному рассказу эффективно использовать разнообразные игровые методы, которые способствуют развитию у детей речевых навыков, повышают интерес к рассказыванию и улучшают когнитивные способности. Ниже представлены наиболее эффективные игровые методы:
1. Игра «Подзорная труба»
- Цель: Выделить объекты на картине и привлечь внимание детей к их внешним характеристикам.
- Процесс: Дети смотрят на картину через самодельную «подзорную трубу» (сделанную из картона или бумаги) и называют увиденные объекты, их детали и признаки.
- Преимущества: Помогает детям сосредоточиться на частях картины, развивает наблюдательность и речь.
5. Игра «Фотография»
- Цель: Помочь детям детально рассматривать и описывать предметы.
- Процесс: Дети закрывают глаза, представляя, что фотографируют конкретный объект на картине, а затем подробно описывают его (например, "Я сфотографировала птичку, она маленькая, красно-белая, сидит на ветке").
- Преимущества: Стимулирует концентрацию внимания и развитие описательной речи.
Далее рассмотрим работу по сюжетной картине как форму развития связной речи дошкольников
Младший дошкольный возраст (3–4 года) Цель: Научить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, называть изображенные предметы, их действия и качества.
Методы и приемы работы:
1. Введение в картину (создание интереса):
2. Вопросы для рассматривания должны быть простыми, конкретными:
3. Обобщающий рассказ воспитателя:
II. Средний дошкольный возраст (4–5 лет)
Цель: Формировать умение составлять небольшой связный рассказ по картине с помощью воспитателя, учить видеть связи между изображенными объектами.
Методы и приемы работы:
1. Анализ картины по вопросам (более сложным):
Вопросы на установление связей
Вопросы на описание состояний и эмоций
Составление рассказа по частям
Воспитатель помогает выстроить логическую цепочку: «Кто на картине? → Что он делает? → Где это происходит? → Какое время года?»
3. Использование опорного плана-схемы:
Вывешивается простейший алгоритм в виде символов:
«Кто?» (силуэт человека/животного)
«Что делает?» (бегущие ноги)
«Где?» (домик/дерево)
«Какое время года?» (солнышко/снежинка)
4. Образец рассказа воспитателя и совместный рассказ:
Воспитатель дает более развернутый образец.
5. Игровые приемы:
«Придумай имя герою».
Особенности выбора картины: Сюжет с 2-3 персонажами, выполняющими взаимосвязанные действия, наличие понятного окружения (зимний двор, комната).
III. Старший дошкольный возраст (5–7 лет)
Цель: формировать умения самостоятельно составлять развернутые рассказы по картине, развивать творческое воображение, умение придумывать предшествующие и последующие события.
Речевой результат: Развернутый, логичный рассказ разных типов: описательный, повествовательный, от первого лица; рассказ с элементами творчества.
Мeтоды и приемы работы:
1. Самостоятельное рассматривание и анализ:
Детям дается время самостоятельно рассмотреть картину и подумать.
2. Сложные вопросы для анализа:
Вопросы на анализ отношений:
Вопросы на выявление причинно-следственных связей:
Вопросы на оценку и личное отношение: «Как бы вы поступили на месте этого героя? Что хорошего в этом поступке?»
3. Составление рассказов разных видов:
Описательный рассказ: Дети описывают картину, ее настроение, детали, не выходя за рамки изображенного. Используется развернутая мнемотаблица.
Повествовательный рассказ: Дети придумывают, что было до изображенного момента и что будет после. Восстанавливают полный сюжет.
Рассказ от первого лица: «Представь, что ты один из героев этой картины. Расскажи от его имени, что происходит».
Рассказ-фантазия: «Что бы изменилось на картине, если бы наступило лето?»
4. Придумывание названия к картине и его обоснование.
5. Сравнение двух картин на одну тему («Зимние забавы» и «Летние игры»).
Уважаемые коллеги! Учитывая вышеназванные формы работы над сюжетной картиной, предлагаю самим составить рассказ по сюжетной картине «Осень»
Уважаемые коллеги, мы с вами вспомнили наиболее применяемые формы, приемы работы по речевому развитию дошкольников. Надеемся, что семинар-практикум был полезным для дальнейшей вашей работы.