kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогов по развитию связной речи дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов»

Мастер-класс для педагогов «Лестница речи: от слова к тексту»

Цель: Продемонстрировать систему работы по развитию связной речи через призму возрастного усложнения.

Оборудование:

Интерактивная доска/плакат с изображением «Лестницы речи».

Раздаточный материал: карточки с примерами детских высказываний, мнемотаблицы, схемы, серии картинок.

Реквизит: игрушка-мишка, «волшебный мешочек», предметные и сюжетные картинки.


Ход мастер-класса

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.

  • Рассказ по сюжетной картине – научить ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой.

  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником.

  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.

  • Творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии.

  • Театрализованные игры — дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Этот метод учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы построим «Лестницу речи». Наша задача – понять, как мы ведем ребенка от первого слова к развернутому тексту. Каждая ступенька – это новый возраст и новые речевые достижения.

1. Младшая группа (3-4 года) «От слова к фразе»

Здесь мы закладываем фундамент. Основная форма речи – диалог. Наша главная задача – «разговорить» ребенка: отвечать на вопросы, составлять простое высказывание.

Коллеги, предлагаю поиграть

В младшем возрасте обязателен сюрпризный момент, т.е. создание интереса. Как вариант, рассмотрим игру «Волшебный мешочек»: Педагог достает игрушку (мишку).

Задаем вопросы «ребенку» (педагогу):

Первый вопрос (слово): «Кто это?» (Мишка).

Второй вопрос (фраза): «Что у мишки?» (Пушистая шерстка).

Третий вопрос (простое действие): «Что мишка делает?» (Сидит, кушает мед).

Ответы в этом возрасте односложные. Наша роль — быть инициатором диалога, задавать четкие вопросы и самим давать речевые образцы.

На ступеньку помещаем табличку: «Диалог. Слово-Фраза».

Речевой портрет в средней группе: Распространенные предложения, попытки объединить 3-4 предложения.

Здесь наша задача: формировать умения строить распространенные предложения и составлять короткий рассказ с опорой.

Практикум с педагогами:

Показываем ту же игрушку (мишку) и вводим простейшую схему-алгоритм из 3-х символов:

1. «Кто?» (силуэт) или ?

2. «Какой?» (цветное пятно)

3. «Что умеет?» (бегущие ножки)

Задание вам, педагоги: Составьте рассказ о мишке, опираясь на схему.

Пример: «Это мишка. Он коричневый и пушистый. Он умеет ходить и рычать».

Вводим первую наглядную схему, который помогает выстроить высказывание. Появляется, как помощник, мнемодорожка, мнемосхема!

3 ступень. Старшая группа (5-6 лет) «От рассказа к последовательному пересказу»

Задача: Формировать навыки составления повествовательных рассказов, развивать словесное творчество, учить использовать средства выразительности

Практикум с педагогами:

Сейчас я буду задавать вопросы по схеме, вы даете развернутые ответы:

  1. «Кто это?»

Ответы: «Это медведь. Его зовут Миша».

  1. «Какой он?» (Цвет, размер)

Образец ответа: «Он коричневый, как шоколад, и большой, как моя подушка».

  1. «Что у него есть?» (Части тела)

Дети: «У него есть голова, четыре лапы, маленькие уши и черный нос».

  1. «Из чего сделан?»

Ответ: «Он мягкий, плюшевый, наполненный ватой».

  1. «Какой у него характер?»

Наводящие вопросы: «Как вы думаете, он добрый или сердитый? Почему?»

Образец: «Он добрый, потому что у него улыбка».

  1. «Что он умеет делать?»

Ответы: «Он умеет сидеть, стоять, с ним можно обниматься».

Делаем вывод: Мнемосхема усложняется, освобождая память ребенка и позволяет сосредоточиться на грамматическом оформлении и выразительности речи.

В подготовительной группе наша задача: Развивать умение сочинять, рассуждать, доказывать.

Практикум с педагогами: оставляем те же вопросы, мнемосхему, но добавляем элементы творчества, сравнения, анализа.

  1. «В каких сказках встречается медведь?»

Дети: «В сказках „Три медведя“, „Маша и медведь“, „Теремок“».

  1. «Почему он вам нравится?»

Пример: «Он мне нравится, потому что он мягкий и с ним можно ложиться спать».

Составление рассказа по мнемотаблице:
Воспитатель составляет образец, затем 2-3 ребенка повторяют:
«Это игрушечный мишка. Он большой и коричневый. Его тело покрыто мягкой плюшевой шерстью. У него четыре лапы, круглые уши и блестящие глазки-бусинки. Мой мишка очень добрый, он всегда улыбается. Я люблю с ним играть, а вечером беру его в кровать. Он напоминает мне медведя из сказки „Три медведя“».

В подготовительном возрасте вводим прием «Творческий рассказ»

Усложнение: «Расскажите сказку от лица Лисички/Зайца».

Вывод: Мы создаем условия, где ребенок становится не воспроизводителем, а творцом речи.

Мы с вами рассмотрели прием - составление описательного рассказа по возрастам.

Для обучения младших дошкольников описательному рассказу эффективно использовать разнообразные игровые методы, которые способствуют развитию у детей речевых навыков, повышают интерес к рассказыванию и улучшают когнитивные способности. Ниже представлены наиболее эффективные игровые методы:

1. Игра «Подзорная труба»

- Цель: Выделить объекты на картине и привлечь внимание детей к их внешним характеристикам.

- Процесс: Дети смотрят на картину через самодельную «подзорную трубу» (сделанную из картона или бумаги) и называют увиденные объекты, их детали и признаки.

- Преимущества: Помогает детям сосредоточиться на частях картины, развивает наблюдательность и речь.

5. Игра «Фотография»

- Цель: Помочь детям детально рассматривать и описывать предметы.

- Процесс: Дети закрывают глаза, представляя, что фотографируют конкретный объект на картине, а затем подробно описывают его (например, "Я сфотографировала птичку, она маленькая, красно-белая, сидит на ветке").

- Преимущества: Стимулирует концентрацию внимания и развитие описательной речи.

Далее рассмотрим работу по сюжетной картине как форму развития связной речи дошкольников

  1. Младший дошкольный возраст (3–4 года) Цель: Научить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, называть изображенные предметы, их действия и качества.

Методы и приемы работы:

1. Введение в картину (создание интереса):

2. Вопросы для рассматривания должны быть простыми, конкретными:

3. Обобщающий рассказ воспитателя:

II. Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Цель: Формировать умение составлять небольшой связный рассказ по картине с помощью воспитателя, учить видеть связи между изображенными объектами.

Методы и приемы работы:

1. Анализ картины по вопросам (более сложным):

Вопросы на установление связей

Вопросы на описание состояний и эмоций

  1. Составление рассказа по частям

Воспитатель помогает выстроить логическую цепочку: «Кто на картине? → Что он делает? → Где это происходит? → Какое время года?»

3. Использование опорного плана-схемы:

Вывешивается простейший алгоритм в виде символов:

«Кто?» (силуэт человека/животного)

«Что делает?» (бегущие ноги)

«Где?» (домик/дерево)

«Какое время года?» (солнышко/снежинка)

4. Образец рассказа воспитателя и совместный рассказ:

Воспитатель дает более развернутый образец.

5. Игровые приемы:

«Придумай имя герою».

Особенности выбора картины: Сюжет с 2-3 персонажами, выполняющими взаимосвязанные действия, наличие понятного окружения (зимний двор, комната).

III. Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

Цель: формировать умения самостоятельно составлять развернутые рассказы по картине, развивать творческое воображение, умение придумывать предшествующие и последующие события.

Речевой результат: Развернутый, логичный рассказ разных типов: описательный, повествовательный, от первого лица; рассказ с элементами творчества.

Мeтоды и приемы работы:

1. Самостоятельное рассматривание и анализ:

Детям дается время самостоятельно рассмотреть картину и подумать.

2. Сложные вопросы для анализа:

Вопросы на анализ отношений:

Вопросы на выявление причинно-следственных связей:

Вопросы на оценку и личное отношение: «Как бы вы поступили на месте этого героя? Что хорошего в этом поступке?»

3. Составление рассказов разных видов:

Описательный рассказ: Дети описывают картину, ее настроение, детали, не выходя за рамки изображенного. Используется развернутая мнемотаблица.

Повествовательный рассказ: Дети придумывают, что было до изображенного момента и что будет после. Восстанавливают полный сюжет.

Рассказ от первого лица: «Представь, что ты один из героев этой картины. Расскажи от его имени, что происходит».

Рассказ-фантазия: «Что бы изменилось на картине, если бы наступило лето?»

4. Придумывание названия к картине и его обоснование.

5. Сравнение двух картин на одну тему («Зимние забавы» и «Летние игры»).

Уважаемые коллеги! Учитывая вышеназванные формы работы над сюжетной картиной, предлагаю самим составить рассказ по сюжетной картине «Осень»

Уважаемые коллеги, мы с вами вспомнили наиболее применяемые формы, приемы работы по речевому развитию дошкольников. Надеемся, что семинар-практикум был полезным для дальнейшей вашей работы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар-практикум для педагогов

Автор: Исламгулова Гульназ Билаловна

Дата: 24.11.2025

Номер свидетельства: 677682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства