Просмотр содержимого документа
«Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю"»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
• Формировать у педагогов понимание об актуальности работы по проблеме приобщения детей к истории и культуре родного края
• Расширить знания педагогов о различных технологиях в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
• Развивать способы анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
• Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Материалы: карточки с текстом пословиц, 2 ватмана, картинки для коллажа, клей, ножницы, цветные карандаши, карточки с описанием направлений
План семинара:
1. Игровое упражнение «Поздоровайтесь те, кто…»
2. Вступительное слово
3. Групповая игра (конкурсы):
• Представление команд
• Викторина (приложение 1)
• Направления нравственно-патриотического воспитания (приложение 2)
• Устное народное творчество (приложение 3)
• Коллаж
4. Подведение итогов групповой игры
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»
Василий Васильевич Зеньковский
1. Игровое упражнение «Поздоровайтесь те, кто сегодня пришёл в хорошем настроении, пришёл в юбке, любит детей, у кого карие глаза, ещё не здоровался, любит свою работу». Цель: создание дружественной атмосферы. Педагог предлагает поздороваться только тем, кто подходит под названный признак.
2. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего семинара-практикума: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Что вы понимаете под нравственно-патриотическим воспитанием? (высказывание мнений).
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Основная цель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию – это ознакомление их с ближайшим окружением. В младшем дошкольном возрасте – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской народной культуры. В старшем дошкольном возрасте основным направлением работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Работа педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников может проходить в нескольких направлениях:
• культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
• нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
3. Групповая игра
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами, поэтому я предлагаю вам принять участие в деловой игре, в ходе которой мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Игра будет проходить в двух командах (в начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда). А нашу сегодняшнюю игру будет оценивать жюри и за каждый конкурс можно получить максимум 5 баллов.
1 конкурс: «Представление команд». Уважаемые, педагоги, в первом конкурсе вам нужно придумать своей команде название и девиз, нарисовать эмблему. В название команды вы должны отразить то, что связано с нашим краем (все необходимое для этого лежит у вас на столах, проявите свое творчество и фантазию).
2 конкурс: «Викторина». В этом конкурсе каждой из команд по очереди будут задаваться вопросы, главная задача – отвечать быстро и правильно (совещается вся команда, отвечает один участник). Если команда не знает ответа или долгое время не даёт ответ, ход переходит к другой команде. (Приложение 1).
3 конкурс: «Направления нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Данный конкурс заключается в том, чтобы определить какое из трёх предложенных направлений представлено в ваших карточках (на столах лежат карточки, на слайде - варианты ответов).
(Приложение 2).
4 конкурс: «Устное народное творчество». С чего начинается Родина? Со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Данный конкурс состоит из 2 заданий, в первом задании предлагается собрать пословицу из отдельных слов (каждая команда выбирает слова на карточках). Во втором задании на карточках находятся пословицы других стран в современных трактовках, предлагаю вам их прочитать и подобрать к ним аналог русских пословиц. (Приложение 3).
5 конкурс: Коллаж на тему «Наш родной край». Педагоги составляют коллаж и готовят к нему небольшое сообщение (защитное слово).
Подведение итогов всей игры
Слово жюри.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Приложение 1
«Викторина»
1. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
2. Что переходит от одного поколения к другому? (Традиция.)
3. Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу – это? (Патриотизм)
4. Традиционный русский женский головной убор? (Кокошник, венец)
5. Три государственных символа Росии (Флаг, Гимн, Герб)
6. Назовите исторические достопримечательности нашего города
7. Самое глубокое озеро в мире (Байкал)
8. Как называлась наша страна в древние времена? (Русь)
Приложение 2
Направления
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. (Экологическое)
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. (Историко-краеведческое)
Приложение 3
Составить правильно пословицы
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».