Просмотр содержимого документа
«Семинар "Формирование кадровой политики МБДОУ через создание системы внутренних аудитов с целью повышения качества образования"»
13
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Семинар для руководителей и старших воспитателей МБДОУ по теме:
«Формирование кадровой политики МБДОУ через создание системы внутренних аудитов с целью повышения качества образования и подготовки педагогов к творческому проектированию»
Донецк 2022
Повестка дня
«Формирование кадровой политики МБДОУ – важная задача современного руководителя»
Заведующий Л.И. Бахурец (дискуссия)
«Формирование кадрового потенциала в МБДОУ»
Старший воспитатель С.В. Шапрова (методический диалог - презентация)
«Система подготовки педагогов к творческому проектированию, «творческий» менеджмент»»
Старший воспитатель С.В. Зубенко (обмен опытом - презентация)
Выставка совместных творческих работ педагогов, детей и родителей «Лэпбук – от замысла до воплощения»
Старший воспитатель С.В. Шапрова (методические рекомендации)
«Формирование кадровой политики МДОУ – важная задача
современного руководителя»
Заведующий МБДОУ Л.И. Бахурец (дискуссия)
Современный руководитель МБДОУ должен владеть технологиями кадрового менеджмента; своевременно и грамотно разрабатывать локальные нормативно-правовые документы в соответствии с, законами и подзаконными актами в сфере образования, а также государственным стандартом. В условиях реализации ГОС ДО кадровая политика является инструментом эффективного управления персоналом организации, а действия руководителя дошкольного учреждения должны быть направлены на создание условий для развития педагогического коллектива, способного решать поставленные цели и задачи.
Донецкая Народная Республика на данном этапе развития общества и экономики находится на этапе перехода к информационному обществу, что предусматривает серьезные перемены в структуре и организации социальной и экономической сферы деятельности организаций. Одним из непременных условий успешного функционирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) в современных условиях, является эффективность системы управления, и прежде всего управления кадрами, ее человеческими ресурсами. Именно человеческий фактор рассматривается сегодня большинством специалистов как основа успешной деятельности предприятия в рыночных условиях. Управление кадрами обеспечивается в рамках кадрового менеджмента как научного и практического направления современной педагогики и психологии.
Таким образом, самостоятельность кадровых функций и их специфика к настоящему моменту оформилась в отдельное направление науки управления - управление персоналом или кадровый менеджмент.
Важнейшим фактором развития МБДОУ является высокая эффективность его кадровой политики, что в первую очередь определяется высоким кадровым потенциалом персонала образовательного учреждения. В основе данного подхода должна быть заложена глубоко проработанная концепция развития МБДОУ, которая во многом базируется на принципах построения эффективной кадровой политики.
В современных условиях главной целью разработки эффективной кадровой политики является наилучшее сочетание потребностей предприятия в персонале, учет личного участия каждого из сотрудников в развитии МБДОУ. Крайне важно понимать, что кадровая политика — это не просто прием и увольнение сотрудников, а грамотное планирование, организация и координация деятельности персонала, мотивация и контроль за их эффективностью, и самое главное - создание условий для профессионального роста и развития кадров.
Приоритетными направлениями для развития деятельности МБДОУ являются: повышение качества дошкольного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.
Любое дошкольное учреждение проходит три этапа:
1) становление (при создании нового МБДОУ и нового коллектива);
2) функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий);
3) развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями МБДОУ).
Развивающееся МБДОУ, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.
Любое МБДОУ можно рассматривать с двух позиций: режим функционирования и режим развития. Руководитель должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель деятельности образовательной организации (ОО). Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке – готовность к изменениям. Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого сотрудника, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.
Управлять деятельностью МБДОУ - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать, востребованные современной образовательной практикой.
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Как следствие, требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития.
Основным механизмом деятельности развивающегося образовательного учреждения является поиск и освоение новшеств, способствующих проведению качественных изменений, которые связаны в первую очередь с человеком, который проводит эти изменения и является участником организационных изменений.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.
При исследовании процесса формирования профессиональных компетенций руководящих работников дошкольных учреждений неизбежно встаёт вопрос о роли профессиональных компетенций руководителя и их значимости не только для развития личности самого руководителя, но и для развития учреждения.
Система управления персоналом - это набор методов, процедур и приемов, реализуя и, совершенствуя которые организация обеспечивает себя персоналом требуемого уровня и воздействует на его поведение для достижения организационных целей. Основная цель управления персоналом - обеспечение текущей и перспективной деятельности организации эффективно работающим персоналом в требуемом количестве, но в современных условиях наиболее важной характеристикой является качественный состав персонала МБДОУ и его компетентность.
Поэтому деятельность любой образовательной организации должна базироваться на основных принципах работы с персоналом, которые являются исходными положениями теории управления, применение которых в свою очередь позволяет осуществить эффективное управление МБДОУ и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.
Общие принципы работы с персоналом в МБДОУ следующие:
Дисциплинированность - все сотрудники МБДОУ обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2. Коллегиальность – аппарат администрации в лице: заведующей детским садом, завхоза, старшего воспитателя и старшей медсестры (т.е. представители от каждого функционального подразделения) участвуют в разработке наиболее важных решений вместе, и эти решения всегда должны быть направлены на благо детей и сотрудников учреждения.
3. Справедливое вознаграждение – ежемесячное премирование сотрудников осуществляется по результатам их работы.
4. Ротация – временное выбытие отдельных сотрудников никак не должно сказываться на эффективности воспитательного процесса дошкольного учреждения в целом. данный принцип реализуется через взаимозаменяемость сотрудников в МБДОУ (например, помощник воспитателя (няня) может заменить воспитателя).
5. Корпоративность – в учреждении общие интересы сотрудников (воспитание детей, создание комфортных условий их пребывания в стенах детского сада и т.д.). Всеобщая корпоративность позволяет достичь цели управления дошкольным учреждением.
6. Социально-экономическая эффективность. В современных условиях кадровая политика МБДОУ должна строиться на данном принципе, который подразумевает органическое единство целей администрации и персонала, что находит отражение в концепции социального партнерства.
В зависимости от того, какие средства используются для достижения управленческой цели, технологии управления персоналом делятся на четыре группы:
Административные технологии, которые базируются на юридически закрепленных нормах, правилах и стандартах и основу которых составляет законодательная база: Конституция, Трудовой Кодекс, ведомственные инструкции и правила, локальные нормативные акты.
Экономические технологии. Данные технологии связаны с использованием в качестве средства управления экономической выгоды.
Организационные технологии. Этот вид технологий связан с использованием ресурсов, которыми обладает организация, с целью управления персоналом.
Социально-психологические технологии. Использование данных технологий наиболее выгодно для организации, так как средство, лежащее в их основе, появляется с появлением самого персонала. Этим средством являются человеческие отношения. Упорядочивание отношений, их структурирование в соответствии с целями организации и становится предметом ведения социально-психологических технологий. Социально-психологические технологии призваны совместить формальные и неформальные способы оценки людьми друг друга, утвердить и поддержать статус сотрудников как внутри организации, так и за ее пределами.
Отметим, что конкретная технология управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении, может содержать черты многих из перечисленных выше технологий. Самое главное при их выборе понимать, какими средствами располагает организация и кто из субъектов управления готов к активной деятельности в рамках предполагаемой технологии для реализации ГОС ДО и основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МБДОУ.
Деятельность учреждения должна осуществляться в соответствие с ГОС ДО, который указывает на ряд основных принципов дошкольного образования, а именно: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Стандарт направлен на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности и на создание благоприятных условий развития детей с учетом их индивидуальных особенностей. Одним из способов осуществления индивидуального подхода в развитии воспитанников является разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) при непосредственном участии педагогов МБДОУ и семей воспитанников. Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий для всех участников образовательных отношений, направленных на развитие индивидуальных способностей ребёнка, реализацию личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Поэтому по каждому направлению (воспитательная деятельность, развивающая деятельность, обучение и реализация программ) руководителем МБДОУ и педагогическим коллективом должны быть разработаны оценочные характеристики параметров (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики), используемые для проведения внутреннего аудита педагогического коллектива, действия которого направлены на повышение качества образования и конкурентоспособность МБДОУ.
Таким образом, для осуществления педагогически грамотного подхода к вопросу индивидуализации воспитанников МБДОУ в условиях реализации ГОС ДО, руководителю учреждения необходимо разрабатывать и совершенствовать кадровую политику, находить новые инструменты и формы эффективного управления персоналом организации и мобилизации имеющихся ресурсов для достижения целей МБДОУ и для его дальнейшего развития.
Старший воспитатель С.В. Шапрова
Мероприятия по формированию кадрового потенциала в МБДОУ
Повышение квалификации педагогов
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.
Считаем, что успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.
В дошкольном учреждении ведутся следующие формы методической работы:
консультации (индивидуальные и групповые);
обучающие семинары;
педагогические советы;
изучение лучшего опыта педагогов;
смотры-конкурсы;
мастер – классы;
круглые столы;
работа в секциях;
взаимопосещения;
открытые просмотры.
На них решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации.
Оптимальным вариантом методической работы в дошкольном учреждении являются:
Педагогические советы, рассматривающие различные аспекты деятельности МБДОУ. Обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализируются недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется обмен опытом работы;
Главным вопросом педагогических советов являются результаты работы педагогов - уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
Обучающие семинары - являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Педагогам заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развивать педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.
В дошкольном учреждении несколько лет можно внедрить непрерывно-действующие семинары-практикумы. По окончанию семинаров проводить выставки игр и пособий, изготовленные педагогами по данным темам, открытые просмотры.
Консультации заранее планируются и отражаются в годовом плане МБДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение её содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
На помощь молодым специалистам приходят опытные педагоги, которые подсказывают и делятся своим опытом с молодыми специалистами в области психологии и дошкольного воспитания - «Школа молодого педагога».
Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить ряд вопросов, таких как:
анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы;
взаимодействие всех специалистов МБДОУ.
Формы распространения педагогического опыта в МБДОУ:
открытые занятия и мероприятия;
выступления «Из опыта работы» на Совете педагогов;
семинары;
конференции;
участие в конкурсах таких как:
профессиональные («Методический шедевр», «Наставница года» (конкурс профессионального мастерства) и др.)
Республиканские («Открытый урок», «Педагогические инновации» и др.)
Педагогические тренинги. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогических проблем:
работу с группой педагогов по решению поставленной поисковой задачи;
проведение деловой игры;
создание методических рекомендаций.
Педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты МДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса, работают над решением единой проблемы, учатся согласовывать свои действия.
Темы тренингов:
Взаимодействие с агрессивными детьми.
Взаимодействие с гиперактивными детьми.
Эколого-психологический тренинг.
Трудности режимных моментов. (Тренинг для воспитателей групп раннего возраста).
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду традиционно можно проводить конкурсы:
«Лучшая группа»
«Огород на окне»
«Лучший развивающий центр»
«Лучший участок»
Мастер - класс. С целью создания условий для развития педагогического и методического материала педагогов, организации консультирования педагогических работников детского сада по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий, мероприятий и их учебно-методического и материально - технического обеспечения. Организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения, направленной на основании новых педагогических технологий, разработку авторских программ.
Разнообразие формы методической работы в МБДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность, и педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением МБДОУ.
В результате данных мероприятий предполагается качественное изменение организации методической работы, т.е. приведение её в систему:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
изменение форм и стилей общения с детьми;
изменение предметно - развивающей среды групп и кабинетов;
организация работы по приоритетному направлению МБДОУ;
качественная организация воспитательно-образовательного процесса;
активизация работы с родителями;
разработана и утверждена Программа развития МБДОУ;
повышение имиджа МБДОУ;
создание партнерских отношений с учреждениями района.
Таким образом, работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности должна обеспечить стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ЛЭПБУК: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ»
С.В. Шапрова (методические рекомендации)
Используя в сотрудничестве с семьей метод проекта, мы заметили, что после презентации, у детей проходит интерес к теме проектной деятельности. Педагоги предложили систематизировать материалы проекта в интерактивную папку – лэпбук. Мы провели мастер – класс для родителей «Что такое лэпбук? И как его изготовить?», где рассказали об этапах создания «папки на коленях». После проведения консультаций родители отметили, что создание лэпбука имеет все этапы проектной деятельности. Воспитатели предложили родителям изготовить лэпбуки по интересам детей. Изготовление лэпбуков родителями помогут не только систематизировать материал по проектной деятельности, но и пополнить дидактический материал развивающей среды группы. Содержимое лэпбуков, яркие и подвижные детали будут привлекать детей, это поможет не только закрепить знания по теме прошедшего проекта, но и организовать деятельность дошкольников по интересам. Деятельность детей с необычными кармашками интерактивной папки поможет развить любознательность, внимание, логическое мышление, связную речь и мелкую моторику пальцев рук.
ЛЭПБУК – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. ЛЭПБУК – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
ЛЭПБУК отвечает требованиям ГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям.
Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.
ЛЭПБУК обеспечивает:
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Этап создания ЛЭПБУКА:
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего ЛЭПБУКА - необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета - это необходимо для дальнейшего оформления ЛЭПБУКА
4.Оформление.
Мастер- класс «Как изготовить ЛЭПБУК?»
Для работы над ЛЭПБУКОМ подходит все: и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты. Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления ЛЭПБУКА нам понадобиться какой-то плотный материал или картон. Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой. Сделать различные кармашки разной формы и величины. В каждом кармашке - игра, или набор материалов по теме. Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы ЛЭПБУКА. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Такая модель педагогического партнерства гарантирует обеспечение физического, эмоционального, социального благополучия ребенка, способствует повышению потенциала взаимодоверия в системе сотрудничества «дети — родители — педагоги», согласовывает детско-родительские отношения, изменяет восприятие родителями личности ребенка в положительную сторону, обеспечивает большую открытость, престижность дошкольного образования для детей и родителей. Результат такой модели – новое доверительное отношение родителей к детскому саду, достойная и положительная оценка его деятельности.