Сборник практических заданий по ТИКО конструированию для детей младшего возраста
Сборник практических заданий по ТИКО конструированию для детей младшего возраста
Данный сборник разработан для детей младшего дошкольного возраста для развития у них навыков конструирования с помощью ТИКО конструктора.Этот сборник будет полезен воспитателям как метадическая разработка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Разработчик :
Тюменцева С.М
Руководитель:
Сборник включает в себя дидактические игры направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Сборник может использоваться как на занятиях детского сада, так и дома для самостоятельной работы. Предназначен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста, а также их родителей.
Пояснительная записка.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим среразвития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………...3
Тема «Семья»………………………………………………………....5
Тема: «Человек»……………………………………………………...7
Тема: «Игрушки»……………………………………………………... …8
Тема: «Посуда»……………………………………………………....9
Тема: «Здоровье»……………………………………………………10
Тема «Птицы»………………………………………………………..11
Тема «Цветы»………………………………………………………...12
Тема «Одежда»……………………………………………………….13
Тема «Животные»……………………………………………………14
Список литературы………………………………………………….15
Тема «Семья»
Д/и «Варим компот».
Цель: Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.
Игровой материал: предметные картинки с фруктами и ягодами картинки с банками для компота.
Воспитатель рассказывает детям, что в гости к нам пришла кукла Таня и принесла много ….чего? Дети рассматривают картинки и уточняют, что это фрукты. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, где Таня набрала так много фруктов и ягод?» Дети отвечают (в саду, на даче, в лесу).
Воспитатель предлагает детям помочь Тане сделать из этих фруктов компоты. Детям раздаются картинки с изображением банок. Дети разбирают картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, малина, клубника…).
Проговаривая, что они варят компот из слив, яблок…. В конце игры уточняю детям, что компот, сваренный из абрикос будет называться абрикосовый….
Д/и Лото «Родовые понятия».
Цель:закрепление в активной речи слов-обобщений: посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, игрушки, а также слов – названий предметов, относящихся к данным группам.
Игровой материал:настольно-печатная игра «Мамины помощники».
Воспитатель: «Вы – мамины помощники? Дети: - «Да». Мама, перед тем, как уйти на работу, просила вас навести порядок в доме. Каждый из вас будет убирать определенные вещи: Таня – одежду, Никита – игрушки, Соня – посуду и т.д. Саша будет ведущим.
У детей большие карты (по одной), у ведущего маленькие карточки. Ведущий поднимает маленькую карточку, а дети должны узнать свою картинку и назвать ее. Выиграет тот, кто первым соберет свои картинки. В конце игры нужно назвать одним словом все свои картинки.
Д/и Переезжаем на новую квартиру
Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Ход игры: Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки». — «Варежки», — отвечает партнер по игре и отдает ему картинку
Тема: «Человек»
Д/и «Ты –моя частичка»
Цель:систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.
Игровой материал:мяч.
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? …(глаза, брови, нос и т.д).
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? …(волосы, уши…).
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? …(спина, живот, плечо…).
Д/и «Что кому подарим»
Цель: активизировать словарь по темам «Одежда», «Игрушки»; учить детей обобщать предметы в одно родовое понятие.
Игровой материал: фланелеграф, картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, брюки, шарф, машина, лошадка, кукла, лодочка, кошка, пушка, мишка.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой девочки, в нижней части фланелеграфа располагает остальные предметы и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку Маша». Картинки, стоящие внизу предлагает подарить одни Мише, другие Маше.
Воспитатель указывает на картинку шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба». – «Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Взрослый помещает эту картинку под картинкой девочки. «А это что?» -спрашивает педагог и показывает на машину. «Это машина.» - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину Мише (картинка ставится под изображение мальчика и т.д. Некоторые предметы, изображенные на
картинках, дети могут подарить и Маше, и Мише. Когда все предметы будут распределены, предложить некоторым детям перечислить, какие предметы они подарили Маше, а какие – Мише.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Скажи какой»
Цель:активизировать словарь прилагательных.
Игровой материал:мяч.
Воспитатель: «Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).
Из пластмассы - … (пластмассовая);
Из резины - … (резиновая);
Из плюша - … (плюшевая);
Из металла - … (металлическая);
Из глины - … (глиняная);
Из стекла - … (стеклянная);
Из бумаги - …(бумажная);
Из картона - … (картонная);
Из кожи - …(кожаная).
Д/и «Угадай игрушку»
Цель:обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровой материал:игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Воспитатель показывает детям игрушки, называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Тема: «Посуда»
Д/и «Посылка»
Цель:расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Игровой материал:коробка с предметом внутри.
Воспитатель: «Ребята, нам в группу пришли посылки, но не обычные, а с секретом. Сейчас каждый из вас по очереди посмотрит что находится в его посылке и опишет предмет, который находится внутри, не называя его, а дети по описанию постараются угадать что это за предмет». Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Д/и «Любознательный домовенок»
Цель:объяснить детям происхождение некоторых слов.
Игровой материал:кукла домовенок; предметные картинки с изображением посуды.
Воспитатель показывает детям домовенка. Говорит: «Ребята, к нам в гости пришел домовенок Кузя. Он очень любознательный. Домовенок просит объяснить ему назначение предметов посуды и бытовых приборов». Показывает на предметные картинки и говорит: «Он хочет знать, почему вот этот предмет называют чайник? (В нем заваривают чай). Что лежит в масленке, а в солонке? Почему этот предмет называется хлебница, этот – сахарница, этот – соковарка, а этот – скороварка? Почему этот предмет называют картофелечистка, а этот – овощечистка?»
Д/и «Говори наоборот»
Цель:развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей
детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.
Ход игры.
воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
Тема:«Здоровье»
Д/и «Зеркало»
Д/и «Зеркало»
Цель:активизация глагольного словаря детей.
Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают «зеркало». Дети закрывают глаза, взрослый молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий (шагаю, хлопаю, поднимаю гирю, бегу, приседаю…). Затем дети открывают глаза, а «зеркало» в речевой форме объясняет, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. Затем выбирается новое «зеркало» и игра продолжается.
Д/и «Кому нужны эти вещи»
Цель:закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме.
Игровой материал:предметные картинки по теме «Спорт».
Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.
Лыжи нужны… (лыжнику).
Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту).
Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту).
Цель:уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.
Игровой материал:картинки с изображением птиц, местами их обитания.
Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:
«болото» - цапля, аист, журавль;
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка;
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, соловей;
«город» - воробей, голубь, ворона, сорока;
«птичий двор» - курица, гусь, утка, индюк
Тема «Цветы»
Д/ и «Собери букет»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.
Материал. Предметные картинки с изображением цветов.
Ход игры
Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 3 георгина, 6 пионов.
Д/ и «Назови ласково»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Материал. Мяч.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье? » Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;
- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;
- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.
- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.
Ход игр: Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто, где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.
Игра: «Чьё все это?»
Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже. Оборудование: картинки животных. Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. 31 Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г