kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник практических заданий по ТИКО конструированию для детей младшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник разработан для детей младшего дошкольного возраста для развития у них навыков конструирования с помощью ТИКО конструктора.Этот сборник будет полезен воспитателям как метадическая разработка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник практических заданий по ТИКО конструированию для детей младшего возраста»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



















Сборник дидактических игр направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.









Разработчик :

Тюменцева С.М

Руководитель:











Сборник включает в себя дидактические игры направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Сборник может использоваться как на занятиях детского сада, так и дома для самостоятельной работы. Предназначен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста, а также их родителей.









































Пояснительная записка.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим среразвития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры













































Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………...3

Тема «Семья»………………………………………………………....5

Тема: «Человек»……………………………………………………...7

Тема: «Игрушки»……………………………………………………... …8

Тема: «Посуда»……………………………………………………....9

Тема: «Здоровье»……………………………………………………10

Тема «Птицы»………………………………………………………..11

Тема «Цветы»………………………………………………………...12

Тема «Одежда»……………………………………………………….13

Тема «Животные»……………………………………………………14

Список литературы………………………………………………….15





















































Тема «Семья»



Д/и «Варим компот».

Цель: Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.

Игровой материал: предметные картинки с фруктами и ягодами картинки с банками для компота.

Воспитатель  рассказывает детям, что в гости к нам пришла кукла Таня и принесла много ….чего? Дети рассматривают картинки и уточняют, что это фрукты. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, где Таня набрала так много фруктов и ягод?» Дети отвечают (в саду, на даче, в лесу).

Воспитатель   предлагает детям помочь Тане сделать из этих фруктов компоты. Детям раздаются картинки с изображением банок. Дети разбирают картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, малина, клубника…).

Проговаривая, что они варят компот из слив, яблок…. В конце игры уточняю детям, что компот, сваренный из абрикос будет называться абрикосовый….







Д/и Лото «Родовые понятия».

Цель: закрепление в активной речи слов-обобщений: посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, игрушки, а также слов – названий предметов, относящихся к данным группам.

Игровой материал: настольно-печатная игра «Мамины помощники».

Воспитатель: «Вы – мамины помощники? Дети: - «Да». Мама, перед тем, как уйти на работу, просила вас навести порядок в доме. Каждый из вас будет убирать определенные вещи: Таня – одежду, Никита – игрушки, Соня – посуду и т.д. Саша будет ведущим.

У детей большие карты (по одной), у ведущего маленькие карточки. Ведущий поднимает маленькую карточку, а дети должны узнать свою картинку и назвать ее. Выиграет тот, кто первым соберет свои картинки.  В конце игры нужно назвать одним словом все свои картинки.


Д/и Переезжаем на новую квартиру

Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1. Предметные картинки (парные) : чашка— стакан! кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофей-! ник, кастрюля — сковорода, платок — косынка, шапка шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапки — сандалии, ранец — портфель, люстра настольная лампа.

2. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки». — «Варежки», — отвечает партнер по игре и отдает ему картинку

























































Тема: «Человек»





Д/и «Ты –моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? …(глаза, брови, нос и т.д).

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? …(волосы, уши…).

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? …(спина, живот, плечо…).







Д/и «Что кому подарим»

Цель: активизировать словарь по темам «Одежда», «Игрушки»; учить детей обобщать предметы в одно родовое понятие.

Игровой  материал: фланелеграф, картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, брюки, шарф, машина, лошадка, кукла, лодочка, кошка, пушка, мишка.

 Воспитатель  выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой девочки, в нижней части фланелеграфа располагает остальные предметы и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку Маша». Картинки, стоящие внизу  предлагает подарить одни Мише, другие Маше.

Воспитатель  указывает на картинку шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба». – «Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Взрослый  помещает эту картинку под картинкой девочки. «А это что?» -спрашивает педагог и показывает  на машину. «Это машина.» - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину Мише (картинка ставится под изображение мальчика и т.д. Некоторые предметы, изображенные на

картинках, дети могут подарить и Маше, и Мише. Когда все предметы будут распределены,  предложить некоторым детям перечислить, какие предметы они подарили Маше, а какие – Мише.



















Тема: «Игрушки»





Д/и «Скажи какой»

Цель: активизировать словарь прилагательных.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель: «Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).

Из пластмассы - … (пластмассовая);

Из резины - … (резиновая);

Из  плюша - … (плюшевая);

Из металла - … (металлическая);

Из глины - … (глиняная);

Из стекла - … (стеклянная);

Из бумаги - …(бумажная);

Из картона - … (картонная);

Из кожи - …(кожаная).







Д/и «Угадай игрушку»

Цель: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Воспитатель показывает детям игрушки, называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.



































Тема: «Посуда»



Д/и «Посылка»

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Игровой материал: коробка с предметом внутри.

Воспитатель: «Ребята, нам в группу пришли посылки, но не обычные, а с секретом. Сейчас каждый из вас по очереди посмотрит что находится в его посылке и опишет предмет, который находится внутри, не называя его, а дети по описанию постараются угадать что это за предмет». Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.





Д/и «Любознательный домовенок»

Цель: объяснить детям происхождение некоторых слов.  

Игровой материал: кукла домовенок; предметные картинки с изображением посуды.

Воспитатель  показывает детям домовенка. Говорит: «Ребята, к нам в гости пришел домовенок Кузя. Он очень любознательный. Домовенок просит объяснить ему назначение предметов посуды и бытовых приборов». Показывает на предметные картинки и говорит: «Он хочет знать, почему вот этот предмет называют чайник? (В нем заваривают чай). Что лежит в масленке, а в солонке? Почему этот предмет называется хлебница, этот – сахарница, этот – соковарка, а этот – скороварка? Почему этот предмет называют картофелечистка, а этот – овощечистка?»







Д/и «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей

детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.

Ход игры.

воспитатель  кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый



































Тема: «Здоровье»



Д/и «Зеркало»

Д/и «Зеркало»

Цель: активизация глагольного словаря детей.

Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают «зеркало». Дети закрывают глаза, взрослый молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий (шагаю, хлопаю, поднимаю гирю, бегу, приседаю…). Затем дети открывают глаза, а «зеркало» в речевой форме объясняет, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. Затем выбирается новое «зеркало» и игра продолжается.







Д/и «Кому нужны эти вещи»

Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме.

Игровой материал: предметные картинки по теме «Спорт».

Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику).

Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту).

Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту).

Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту).

Ракетка нужна… (теннисисту).















































Тема «Птицы»



Д/ и «Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

                                       Ход игры

Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает





Д/и «Кто где живет?»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.

Игровой материал: картинки с изображением птиц, местами их обитания.

Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:

«болото» - цапля, аист, журавль;

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка;

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, соловей;

«город» - воробей, голубь, ворона, сорока;

«птичий двор» - курица, гусь, утка, индюк









































Тема «Цветы»



Д/ и «Собери букет»

Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.

Материал. Предметные картинки с изображением цветов.

                                     Ход игры

Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 3 георгина, 6 пионов.

         





Д/ и «Назови ласково»

Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Материал. Мяч.

                                                Ход игры

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты









































Тема «Одежда»





«Кто во что одет? »

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье? » Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.







"Назови ласково" (с предметами одежды)

платье - платьице

майка- маечка

носки - носочки

сарафан - сарафанчик рубашка - рубашечка и т. д





















































Тема «Животные»


«Назови детёнышей животных»

Домашние

Кошка -  (котёнок), Собака – (щенок), Корова – (телёнок), Лошадь – жеребёнок, Коза – (козлёнок), Овца – (ягнёнок), Свинья – (поросёнок), Мышка – (мышонок), гусь – (гусёнок), курица – (цыплёнок), Крыса – (крысёнок), Утка – (утёнок), Индюк  - (индюшонок) и так далее.

Дикие

Белка  - (бельчонок), Лось – лосёнок, Олень – (оленёнок), Лягушка – (лягушонок), Медведь – (медведица), Ежиха – (ежата), Волк – (волчонок), Лиса - (лисёнок), Верблюд – (верблюжонок), Лев – (Львёнок), Тигр – (тигрёнок), Заяц – (зайчонок)…..





«Кто, где живет? »

Цель:

- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;

- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;

- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.

- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.

Ход игр: Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто, где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.







Игра: «Чьё все это?»

Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже. Оборудование: картинки животных. Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. 31 Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.



Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г



24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник практических заданий по ТИКО конструированию для детей младшего возраста

Автор: Трусова Ольга Владимировна

Дата: 09.06.2018

Номер свидетельства: 472786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сборник практических заданий по ТИКО (Младший возраст)"
    ["seo_title"] => string(56) "sbornik_praktichieskikh_zadanii_po_tiko_mladshii_vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "472852"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528634477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства