Сборник дидактических игр как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в образовательной деятельности
Камышлов, 2022
Сборник дидактических игр как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / сост. Чуркина М.К., Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022 г.
Руководитель: А. В. Якимова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензент: К. И. Смирнова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволят обогатить словарный запас, взаимодействовать друг с другом, и при этом идет закрепление коммуникативных навыков, дружелюбного отношения друг к другу.
В сборник включены дидактических игр как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в образовательной деятельности.
Сборник позволит педагогу подобрать дидактические игры для обогащения словарного запаса детей среднего возраста.
Данный сборник дидактических игр предназначен для воспитателей дошкольной организации, логопедов, при организации игровой деятельности для обогащения словарного запаса детей среднего возраста с ОНР, для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование при подготовке и проведении игровой деятельности.
1. Раздел «Игры на обогащение словаря существительных»……………………….
2. Раздел «Игры на обогащение глагольного словаря»…………………………..
3. Раздел «Игры на обогащение словаря прилагательных»…………………………
4. Раздел «Игры на обогащение словаря наречий»………………………………….
5.Раздел «Игры на обогащение словаря антонимов»……………………………….
6.Раздел «Игры на обогащение словаря синонимов»……………………………….
7.Раздел «Игры на обогащение словаря числительных»…………………………..
Заключение………………………………………………………………………....19
Список литературы………………………………………………………….…….20
Пояснительная записка
В настоящее время одним из актуальных вопрос логопедии является формирование словаря детей с речевыми нарушениями.
Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Так без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их обогащающая роль.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
В дошкольной педагогике все дидактические игры для обогащения словаря ребенка с общим недоразвитием речи можно разделить на семь основных видов: игры на обогащение словаря существительных, игры на обогащение глагольного словаря, игры на обогащение словаря прилагательных, игры на обогащение словаря наречий, игры на обогащение словаря антонимов, игры на обогащение словаря синонимов, игры на обогащение словаря числительных
Цель сборника – отбор и систематизация дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи сборника:
1. Подбор дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Систематизация дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Оформление сборника дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Принципы формирования дидактических игр:
- доступность содержания;
- возможности для варьирования содержания;
- соответствие задачам социализации дошкольника;
- соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.
Подбирая содержание дидактических игр, мы придерживались следующего алгоритма:
1.Цель игры;
2.Оборудование;
3.Описание игры.
Нами была подобраны такие дидактические игры для обогащения словаря детей, потому, что это самые распространенные дидактические игры и очень часто такие игры используются в работе с детьми.
Основу реализации сборника игр составляют подходы:
игровой. Дидактическая игра позволяет ребёнку с ОНР обогатить словарь.
ситуационный подход, даёт возможность мобильно выстраивать замысел игры.
компетентностый подход. Педагог чётко понимает, какие дидактические игры необходимы ребёнку с ОНР, чтобы обогатить его словарь.
Сборник состоит из пояснительной записки, восьми основных разделов, в которых представлены дидактические игр, все они направлены на обогащения словаря детейсреднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В оглавлении представлен список разделов сборника.
В пояснительной записке содержится общее описание проектируемого сборника и обоснование понятия – дидактическая игра. Раскрывает актуальность данного сборника, краткое описание каждого раздела сборника.
В 1 разделе «Игры на обогащение словаря существительных» представлено 11 игр, которые направлены на обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Во 2 разделе «Игры на обогащение глагольного словаря» представлено 8 дидактических игр. Их цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления.
В 3 разделе «Игры на обогащение словаря прилагательных» размещены 9 игр. Они способствуют обогащению словаря прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
4 раздел включает в себя «Игры на обогащение словаря наречий», их 8 дидактических игр. Цель: обогащать и формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
В 5 разделе 4 игры на тему: «Игры на обогащение словаря антонимов». Они способствуют расширить о обогатить словарь антонимов.
В 6 разделе: «Игры на обогащение словаря синонимов» представлено 4 дидактические игры, которые способствуют обогащению и развитию словаря синонимов.
7 раздел называется «Игры на обогащение словаря числительных», в него входит 2 дидактические игры, цель игр- обогащать и развивать количественные и порядковые числительные.
Заключительные раздел – это «Авторские дидактические игры». В него включено 5 дидактических игр, которые способствуют обогащению словаря детей с ОНР. Эти дидактические игры мы разработали и переработали самостоятельно.
С помощью дидактических игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
Работая над словом, отмечал, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия.
Разработанный сборник дидактических игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может быть полезен воспитателям, логопедам, дефектологам, работающих в ДОУ и студентам педагогического колледжа, в рамках прохождения производственной практики.
Игры на развитие словаря существительных
1.Игра «Кому угощение?»
Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных.
Оборудование: картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Ход игры: Детям предлагают задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет.
О писание игры: детям задавались вопросы: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
2. Игра «Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Оборудование: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Описание игры: в первом варианте игры детям дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получает карточку с рисунком. Необходимо рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
3.Игра: «Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Оборудование: мяч.
Описание игры: называется обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросается мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
4.Игра: «Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Описание игры: воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
5.Игра «Полслова за вами»
Цель: формировать словарь существительных.
Оборудование: мяч.
Описание игры: участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.
При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паровоз, телефон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры. Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «теле...»
6. «Животные и их детеныши»
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти
Оборудование: мяч.
Описание игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра - …, у льва - …, у слона - …, у оленя -…, у лося - …, у лисы - .
Группа 2. У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.
Группа 3. Тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок и т.д.
7. Игра «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка -белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко. 5.
8.Игра «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
О борудование: мяч.
Описание игры: логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол - столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора - норы, мост - мосты, дом - дома, глаз - глаза, луг - луга, город - города, провод - провода, холод - холода, день - дни, пень - пни, сон - сны, лоб - лбы, ухо - уши, стул - стулья, кол - колья, лист - листья, перо - перья, крыло - крылья, дерево - деревья, носок - носки, чулок - чулки, кусок - куски, кружок - кружки, дружок - дружки, прыжок - прыжки, утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята, тигренок - тигрята, слоненок - слонята.
9.Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка - пять маек, одна шишка - пять шишек, один утенок - пять утят, один гусенок - пять гусят, один цыпленок - пять цыплят, один заяц – пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, одна шапка - пять шапок, одна перчатка - пять перчаток, одна банка - пять банок, одна рукавица - пять рукавиц, одна пуговица - пять пуговиц, одна мыльница - пять мыльниц, одна шляпа - пять шляп, одна книга - пять книг, одна конфета - пять конфет. Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
10. Игра «Бывает - не бывает».
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Оборудование: мяч.
Описание игры: играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и
сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
11. Игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря существительных.
Оборудование: мяч.
Описание игры: ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
12.Игра «В путешествие сказочных слов»
Цель: привлечение родителей к работе по развитию словаря детей методом проектной деятельности.
Описание игры : педагог «дарит слово» семье. Родители вместе с ребенком находят значение слова и представляют его в виде,
какого – либо продукта творчества (например: рисунок, поделка, составленные предложения и т. п.) Затем ребенок представляет результаты совместного труда с родителями другим детям. Слова: дружба, любовь, счастье, улыбка, удача, друзья и т.д.
Игры на развитие глагольного словаря
1.Игра «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение глагольного словарного запаса, развитие
быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: в первом варианте , бросая поочередно каждому ребенку мяч, называем какого-либо животного. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны были правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д. Во втором варианте игры бросая мяч ребенку спрашивать: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны назвать подходящих животных.
2.Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: в этой игре дети становятся в круг. В ходе игры бросается мяч поочередно каждому ребенку, задаются вопросы: Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? Дети, возвращая мяч, отвечают: Сорока стрекочет. И т. д.
3. Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Оборудование: мяч.
Описание игры: бросается мяч каждому ребенку по очереди, задаются вопросы на тему «Весна». Например: Дети Солнце весной что делает? Дети отвечали: светит, греет. Ручьи что делают? Дети отвечают: бегут, журчат. Снег что делает? Темнеет, тает. Птицы что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель что делает? Звенит. Медведь что делает? Просыпается, выходит из берлоги и т. д.
4.Игра «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
5.Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Логопед: Птицы как передвигаются? А бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки? Рыбы как передвигаются? А дельфины, киты, моржи, акулы? Змеи что делают? А гусеницы, черви? Кузнечики как передвигаются? А лягушки, жабы, блохи, зайцы?
6. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Логопед: Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
7. Игра «Что этот предмет может делать?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления.
Описание игры: взрослый называет предмет и спрашивает у ребенка, что это предмет может делать? Например, метла может мести, лопата — копать и т. д.
Примеры слов: солнце, дождь, ночь, ложка, качели, кошка, птица, самолет и др. Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?». Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
8. Игра «Кто кем хочет стать?»
Цель: учить детей употреблять в речи трудные формы глагола.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Описание игры: вопрос ребенку: Чем заняты мальчики?
(Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
9.Игра «В мире профессий»
Цель: активизировать и расширить словарь о профессиях.
Оборудование: картинки людей разных профессий.
Описание игры: воспитатель показывает картинки людей разных профессий и дети должны назвать, что они делают.
Игры на развитие словаря прилагательных
1.Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Оборудование: мяч.
Описание игры: перед проведением игры предварительно ребенку объяснять, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, говорить: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросаем мяч другому ребенку, говорим: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
2. Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Цель: формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.
Оборудование: мяч.
Описание игры: бросая мяч ребенку, называем прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - мак, огонь, флаг, оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т. д.
3. Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Оборудование: мяч.
Описание игры: бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.
4. Игра «Горячий — холодный»
Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
О борудование: мяч.
Описание игры: Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий - низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
5.«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч
логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
6.Игра: «Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Описание игры: логопед показывает ребенку 4-5 игрушек, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (пирамидка, кукла ,мяч)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она разноцветная. Круглый". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
7.Игра «Скажи какой»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Оборудование: фрукты в коробочке.
Описание игры: взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий").
8.Игра «Сравни зверей»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Оборудование: картинки животных.
Описание игры: логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).
9.Игра «Какой он?»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить ребенка активно описывать признаки предметов.
О борудование: предметы.
Описание игры : попросите ребенка принести все квадратное, что он найдет в доме. Например: книгу, коробку, кубик, доску с кухни, компакт-диск, телевизор и т. д. А потом попросите его описать все предметы, объединяемые одним признаком — квадратные. Пусть он найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
10.Игра «Подбери признак и действие»
Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме: «День победы», «Моя Родина»
Цель: расширение словаря, уточнение значения и признаков слова за счет передачи его смысла в рисунке.
Оборудование: краски , фломастеры ,карандаши, листы бумаги( по кол-ву детей в группе).
Описание игры: педагог предлагает детям нарисовать различные слова : дерево, счастье, доброта, семья, дружба и т.д., а затем спрашивает детей почему они использовали такое цвета, почему так нарисовали. Дети составляют мини-рассказы о своих рисунках.
12.Игра «Расскажи о себе»
Цель: развитие словаря, навыков общения.
Описание игры: детям предлагается составить мини-рассказы о себе: Как тебя зовут? Чем любишь заниматься? Во что играть? Кем хочешь стать? Побеждает тот, у кого самый интересные рассказ.
Описание игры: в начале игры прочитать несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой». Затем на доске разместить на доске картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем вызвать несколько детей и дать задание детям разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруг - относительно друг друга. Потом спросить «Где стоят девочка, дедушка, курочка?»
После этого предложить детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет.
2.Игра «Скажи наоборот»
Цель: формировать словарь наречий.
Описание игры: в данной игре детям предлагалось подобрать к наречиям противоположное слово, например: тепло... (холодно), морозно... (жарко), глубоко... (мелко), высоко... (низко), далеко... (близко), широко... (узко), тихо... (громко), мягко... (твердо), быстро... (медленно).
3.Игра «Поймай и ответь»
Цель: формирование словаря наречий.
Оборудование: мяч.
Описание игры: для игры детям было предложено встать в круг. Я бросая мяч и называла слова, отвечающие на вопрос «какой?», а дети бросая мяч мне называли родственное слово, отвечающее на вопрос «как?».
Описание игры: логопед: переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами: близко - далеко, вверху - внизу, слева - справа, высоко - низко.
5.Игра«Ответьте на вопрос».
Цель: формировать словарь наречий.
Описание игры: логопед задает детям вопросы: Как рычит лев?, а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно?).
6.Игра «Закончите предложение».
Цель: формировать словарь наречий.
Описание игры: логопед начинает говорить предложения, а дети должны закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит... (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля... (плохо). Летом жарко, а зимой... (холодно). Надя говорит тихо, а Вова... (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома... (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало... (весело).
7.Игра «Подбери слово»
Цель: формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
Описание игры: логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
8.Игра «Хлопните в ладоши!».
Цель: формировать словарь наречий.
Описание игры: логопед. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы - хлопать, когда услышите слово, отвечающее
на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)
Цель: способствовать развитию речи словами-антонимами.
Оборудование: муляжи фруктов и овощей (можно натуральные).
Описание игры: педагог выкладывает муляжи фруктов и овощей (можно натуральные) перед детьми и спрашивает
Помидор круглый, а огурец… (овальный).
Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
Помидор большой, а огурец… (маленький).
Примечание: прежде чем, ребёнок ответит, необходимо дать пощупать предмет.
2.Игра «Назови антоним»
Цель: расширять словарь антонимов.
Оборудование: мяч.
Описание игры:дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из
игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Речевой материал:
Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;
Наречия: налево - …; мягко - …; редко - …» громко - …» поздно - …; глубоко - …; ярко -…; трудно -…; тяжело -…; лучше -… .
3.Игра «Неприятель»
Цель:расширять словарь антонимов.
Оборудование: карточки с рисунками антонимов.
Описание игры: педагог выкладывает перед детьми ряд карточек и озвучивает содержимое, например, «День», а ребёнок должен подобрать слово «неприятель», например, «утро», опираясь на карточный материал.
1.Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,
Оборудование: карточки по темам «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Мебель» и так далее.
Описание игры: педагог выставляет любую карточку, а ребенок подбирает наиболее «непохожую». Например, лук горький – торт сладкий и т. д. По темам «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Мебель» и так далее.
Игры на обогащение словаря синонимов
1.Игра «Как сказать?»
Цель: активизация словаря синонимов.
Описание игры: педагог спрашивает у детей, начиная с фразы «как сказать…»
Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.)
О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.)
Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)
2.Игра «Солнышко»
Цель:активизировать словарь синонимов
Описание игры: педагог даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.
- Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».
(отважный, храбрый, решительный).
- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?
(боязливый, нерешительный, пугливый).
- Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».
(говорить, разговаривать).
3.Игра «Говори наоборот»
Цель:активизировать словарь синонимов
Оборудование: мяч.
Описание игры:ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий – узкий веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый – ленивый
тяжелый – легкий
4.Игра «Скажи похоже»
Цель: активизировать словарь синонимов.
Оборудование: платок.
Описание игры:педагог передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).
Оборудование: предметы (каждый раз на разные темы: «овощи», «фрукты», «игрушки» и так далее), так же на столе изображён числовой ряд.
Описание игры: детям предлагается посчитать предметы (каждый раз на разные темы: «овощи», «фрукты», «игрушки» и так далее), так же на столе изображён числовой ряд.
- Покажи, сколько ты видишь яблок?
Ребёнок считает и указывает на нужную цифру.
Далее задание усложняется.
- Посчитай и скажи, сколько мячей?
Ребёнок в слух считает (один, два, три и т.д.) и отвечает.
Примечание: необходимо ребёнку помогать правильно отвечать на вопрос.
2.Игра «Который по счёту?»
Цель:формировать словарь порядковых числительных.
Оборудование: предметы (каждый раз на разные темы: «животные», «мебель», «овощи», «фрукты», «игрушки» и так далее), так же на столе изображён числовой ряд.
Описание игры: детям предлагается посчитать предметы (каждый раз на разные темы: «животные», «мебель», «овощи», «фрукты», «игрушки» и так далее), так же на столе изображён числовой ряд.
- Покажи, который по счёту медведь?
Ребёнок считает и указывает на нужную цифру.
Далее задание усложняется.
- Скажи, который по счёту стул?
Ребёнок в слух считает (первый, второй, третий и т.д.) и отвечает.
Примечание: необходимо ребёнку помогать правильно отвечать на вопрос.
Заключение
Итак, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Следует только отметить, что игровой материал педагоги должны подбирать с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей и задачами словарной работы. Успех игры во многом зависит от настроения воспитателя, от правильности выполнения игровых действий и главное от наличия яркого, красочного эстетически выразительного материала (предметы, иллюстрации, картинки). Наличие разнообразного, интересного, доступного материала имеет немаловажную роль. Процесс формирования словаря посредством дидактической игры станет эффективным, если воспитатели будут в этом заинтересованы.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь.
Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Список литературы
1. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. . – М.: Просвещение,2003.
2. Дошкольная педагогика. , . - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с
4. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.—М., 1994.
5. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.—М.,1990.
6. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. —Л.,1985.
7. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. —М, 1977.
8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —СПб.,1994.
9. «Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»– М.: Просвещение, 2002.
10. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. —М., 1967.
11. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. —Киев, 1981.
12.Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. —СПб., 1994.
13. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. —М., 1991.
14. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Расстройства речи и методы их устранения. —М., 1975. —М., 1975.