Просмотр содержимого документа
«"Роль сказки в социально-личностном развитии детей"»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136» ОАО «РЖД»
Консультация для педагогов
«Роль сказки в социально-личностном развитии детей»
составила воспитатель
высшей квалификационной
категории
Крбашян Алла Юрьевна
г.Пермь, 2020г.
«Роль сказки в социально-личностном развитии детей»
Если вы хотите, чтобы ваши детибыли умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были ещеумнее – читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Сказка – это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Основной механизм воздействия сказки – через эмоциональное переживание. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, начинают раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра.
Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития социально-коммуникативных качеств у ребенка?
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. (изображение героев сказки, подражание поведению зверей и др.)
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями, учится понимать поступки персонажей, выражать свое отношение к их поступкам. Проживая вместе с героями любимых народных сказок различные ситуации, дети получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые впоследствии станут основой их взрослой жизни. (решение психологических проблем – зажатости, чрезмерной скромности и т.д.)
Трудно отрицать роль сказок в развитии детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками и с взрослыми (включение ребенка в сказочные диалоги)
По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, в сказке о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос (Умение задавать вопрос).
Для развития речи и воображения детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия: «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.(Новое название)
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого нужно учить детей: придумывать однокоренные слова (лес — лесок, лесник, лесовик); рифмовать два слова (кузнец — удалец, а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям, как предвестникам словотворчества; составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д. (Конструирование слов, словосочетаний и предложений)
При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а.) (Новый персонаж)
Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»). Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»). (Словотворчество)
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (предмет-заместитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки. (Интервью)
Ещё одним из приёмов являются вопросы к детям, разнообразные по своей направленности. Одни вопросы помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, их поступки, помочь сделать определённые выводы. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. (Вопросы по произведению)
Следующий приём это организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий; и включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в различные занятия, а так же игры с театральными или самодельными куклами, где дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование таких игр помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как дети учатся управлять собой, обыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия с куклами. (Организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр с театральными или самодельными куклами)
Очень часто дети сочиняют сказки сами, или педагог начинает, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей (Придумывание сказки или её конца).
Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания.
Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
С помощью народных сказок мы воспитываем нравственные качества. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружбе; сказка «Волк и семеро козлят» учит тому, что нужно слушать старших, соблюдать правила безопасного поведения. Все эти сказки не дают прямых наставлений детям типа - «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в их содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей по всем образовательным областям, а также в общем развитии ребёнка, потому что он учится сопереживать, приходить на помощь, оценивать поступки героев.
Сказка владеет вниманием ребенка, возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе и своем будущем. На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. По мнению психолога Эрика Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу.
Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым! Социально-личностное развитие - одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Содержание социализации как педагогического явления можно представить в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Через использование различных методов и приемов при работе со сказкой можно развить качества личности ребенка, соответствующие данным компонентам.
Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, – помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Своё выступление мне хочется закончить словами педагога новатора В. Сухомлинского: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки и творчества! Без этого он засушенный цветок!"