Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему«Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье ».»
Родительское собрание – практикум.
Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, воспитатели группы.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).
Ход собрания:
1.Организационный этап.
Воспитатели встречают родителей, предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.
2. Актуальность темы собрания.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
3. Работа в микрогруппах.
3.1. Задание «Мозговой штурм».
- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и дайте ему определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.
Вывод: Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
3.2. Задание «Проблемные вопросы».
- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят различия между этими понятиями?
Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.
Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.
- В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»?(на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации»)После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.
Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.
4. Решение проблемной ситуации.
- Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
Обсуждение в группах (3 минуты). Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.
Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.
5. Практикум.
Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания.
- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.
С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.
6.Дополнительные задания.
- Запишите 10 способов убеждения.
- Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.
Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.
7. Подведение итога.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.
Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).