Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в школе и семье».»
Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в школе и семье».
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
В. Сухомлинский
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в школе и семье.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам духовно-нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
2. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.
I.Организационная часть
Звучит видео - песня «Моя семья», Е. Курячий
Игра – приветствие «Цветные ладони»
Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.
Воспитатель: Добрый день, дорогие мамы и папы! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем родительском собрание!
Нашу встречу мы начнем с игры- приветствия «Ладони». Я попрошу всех родителей встать в круг.
Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета.
Варианты сигналов:
красная “ладонь” надо пожать руку
синяя “ладонь” – погладить по плечу
желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.
Воспитатель. Предлагаю вам разделиться на три группы. Возьмите любой цветок. (синего, красного, белого). У кого какой цвет присаживаются за стол со скатертью соответствующего цвета.
Но прежде чем мы начнем, все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
Воспитатель.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
II Вступительная часть
Мой друг! Вступая в этот мир,
Такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть
И в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить.
Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить.
Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда
Кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди,
Сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше
И знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни
Было бы на что взглянуть.
Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи и школы в воспитании нравственных ценностей в ребенке.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать в их душе чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.
Видео «Детская Песня о доброте»
III Основная часть
3.1. Духовно-нравственное воспитание детей в школе
Период дошкольного детства – это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Безусловно, в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Казахстана, многонациональный народ РК, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
3.2. Духовно-нравственное воспитание детей в семье
Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни одна, даже самая замечательная школа, не может сделать для Ваших детей всё. Школа призвана помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни.
СИТУАЦИЯ №1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ №3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ №4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Видео «Моя семья»
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Видео ролик «Про воспитание»
Эмоциональные контакты в семье дети часто переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений. Главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый "интеллектуальный климат" семьи.
Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека.
В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье.
Как правильно воспитывать детей? - Этот вопрос тревожит многих родителей, поскольку каждый осознанный родитель хочет воспитать своего ребенка добрым, разумным, любящим, духовно-нравственным, осознанным и т. д.
Существует три стиля семейного воспитания:
• При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
• При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
• При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Семья должна учить ребенка законам человеческого существования.
Самое главное правильно выбрать методы воспитания.
Методы воспитания
(воздействие на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли - личности)
1. Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор. основан на взаимоуважении.
2. Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.
3. Метод - внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности - доверяет им.
4. Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье. Этому методу посвятили целое собрание.
5. Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения. Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда-то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому я стал порядочным человеком"
А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижение и побои.
6. Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
2. Ребёнок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
3. Ребёнок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он учится. (быть благородным).
6. Ребёнок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
7. Ребёнок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
8. Ребёнка поддерживают, он учится. (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
10. Ребёнок живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребёнок. Школа — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребёнка (родители загибают лист бумаги). А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребёнка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
«ЦВЕТОК» Каждому из вас, я раздам цветок раскрасьте его так, как вы любите своего ребенка.
Вывод: посмотрите на наш горшок с цветами, они какие…. Правильно все разные, и мы не можем требовать от своих детей, того, что им дается трудно. Они личность – поэтому мы любимых их за то какие они есть.
10 ОСНОВНЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.
2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество несчастий и обид. Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья.
3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений.
4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы его потеряем и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.
5. Прощение. Прощать людей, которые обидели вас, очень важный выбор. Да, прощение – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. Утаенная обида не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.
6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен» является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество.
7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы понаблюдали за малышом, даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.
8. Общение.Общение — как искусство, так и наука. Неспособность общаться, скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми.
9. Ответственность.Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. Ответственность появляется с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из них.
10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех.
Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.
«ПЕСНЯ» - хоровое пение
Итог собрания:
Счастливая семья похожа на красивый цветок, мы просим вас помочь нам собрать его лепестки…
(выкладывается цветок, лепестки)
ЛЮБОВЬ - Нежная забота друг о друге
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - Умение принимать человека таким, какой он есть.
ВЕРНОСТЬ - Преданность друг другу.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ - Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.
РАВЕНСТВО - Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга.
ПОДДЕРЖКА - Всей семьёй Вы способны на многое.
НЕЖНОСТЬ - Чуткое отношение друг к другу.
КОМПРОМИСС - Умение уступать друг другу.
У нас получился цветок – семейного счастья. Берегите его! Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Я порошу вас выйти всех в круг «Паутина». Я хочу, чтобы вы сказали и пожелали друг, другу самые искренние пожелания! Любви и счастья вам в семейной жизни!