Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в подготовительной группе «Муравейник». Игра-тренинг «Эмоциональное благополучие дошкольников».»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»
Родительское собрание в подготовительной группе «Муравейник».
Цели: снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу;
раскрытие значения и важности эмоционального благополучия дошкольников.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что вы сегодня собрались.
А начнём мы нашу встречу с небольшой разминки-знакомства
«Назови своё имя, отчество» Помимо своего имени, отчества надо назвать и качество, которое вам подходит, чтобы оно начиналось на одну из букв имени или отчества, например: Вера - верность, Сергей – смелый.
«На что похоже мое настроение», сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.
Игра на сплочение «Поменяйтесь местами те, кто…».
- любит поспать - любит сладкое - любит свою работу - любит делать заготовки на зиму - любит тратить деньги - любит путешествовать
-водит машину
-читает детям книги
-любит своих детей.
2.Вот мы и подошли к одному из важных вопросов нашей встречи «Эмоциональное благополучие дошкольников»
Эмоциональное благополучие включает в себя: психическое здоровье (эмоции, чувства ребенка, осознание своего собственного «Я» и своего места среди сверстников и т.д.). Тема эмоционального благополучия выбрана для обсуждения не случайно:
Это состояние является одним из базисных качеств жизни человека.
Его фундамент закладывается в дошкольном возрасте,
следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых (родителей и близких), их отношений и реакций на его поведение.
Эмоциональное благополучие определяет успешность развития ребенка, и как следствие успешность обучения в школе.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю всем вместе составить портрет эмоционально благополучного ребенка. Какой он? (Родители предлагают определения, качества и составляетсяхарактеристикаребенка на магнитнойдоске)
ЭМОЦИОНАЛЬНОБЛАГОПОЛУЧНЫЙРЕБЕНОК
Целевой ориентир, затрагивающий развитие эмоционального интеллекта дошкольников, обуславливает следующие характеристики:
-улыбчивый, умеет находить общий язык с другими людьми, спокойный, уравновешенный, творческий, жизнерадостный, весёлый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами;
разговорчивый;
недрачливый
не грубит родителям
доброжелателен
непосредственен
-уверенность в себе
-обладает чувством юмора
-слушает других
не криклив
-не обижает других
-ребенок имеет определенную установку позитивного отношения к миру, другим людям, самому себе, имеет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимает участие в совместных играх. Также дошкольник умеет договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, включая, помимо прочего, чувство веры в себя, старается максимально продуктивно разрешать конфликты.
Причины нарушения эмоционального благополучия детей.
-Несогласованность требований к ребёнку. - Нарушение режима дня. - Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки). - Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту. - Неблагополучное положение в семье. - Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребёнка. - Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так. - Снижение двигательной активности. - Недостаток любви и ласки, объятий со стороны родителей, особенно мамы.
Давайте попробуем назвать качества, которые необходимы нам, взрослым, для сохранения эмоционального благополучия ребенка. (Внимательность, верность, доброжелательность, жизнерадостность, милосердие, мудрость, отзывчивость, приветливость, разумность, сила воли, справедливость, честность).
Воспитатель:
Все вы опытные родители, у каждого наверняка есть свои секреты создания для ребенка эмоционального благополучия. Возможно, наши советы совпадут с вашими секретами - они написаны на листочках, зачитайте их, пожалуйста:
Умейтевидетьислышатьребенка.
(Нам порой кажется, что все, что он делает – рисует, играет – это не важно, несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова, поступки ребенка точно также важны,
как и наши. Если мы презрительно или насмешливо будете смотреть на интересы, дела ребенка, никакого доверия между нами не будет).
Активносочувствуйтеегопереживаниямипотребностям.
(Ведь постоянное стремление понять ребенка, готовность взглянуть на мир его глазами помогут укрепиться ему в своих силах, чувствовать поддержку и защиту).
Используйте в ежедневном общении с малышом фразы: «Я рада тебя видеть», «Мнехорошо с тобой», «Я по тебе соскучилась», «Ты, конечно, справишься», « Ты мойхороший»,«Какхорошо, чтоты унасесть»
Необходимообниматьребенканесколькоразвдень.
(Подобные знаки внимания питают эмоциональную сферу положительными зарядами и помогают ему полноценно развиваться психически).
Необходимо создавать в семье для ребенка спокойную, доброжелательнуюатмосферу взаимопонимания, доверия, сотрудничества и что очень важнобезопасности.
Все это позволяет нам сделать вывод:
Важное значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка.
Важна эмоциональная реакция взрослого на ситуацию.
Характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на эмоциональное благополучие.
Воспитатель:
В общении с ребенком можно выделить две формы:
Я - сообщение и Ты - сообщение.
Например:
Ты - сообщение
Родитель устал. – Ты меня утомил. - Реакция ребенка: «Я плохой».
Я - сообщение
Родитель устал. - Я очень устал.- Реакция ребенка: «Папа устал».
Комментарий. Суть Я - сообщения - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты - сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь
Упражнение«ПеределайТы -сообщение»
Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я такустаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мнехотелось,чтобытысделалэтосамостоятельно.)
С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. {Когда я хочу поделиться с тобой чем-товажным,мнехотелось,чтобытыбылвнимательным.)
Ты - жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделилсяконфетой.)
Перестань тут бегать, ты мне мешаешь собираться на работу (Мнетрудно собиратьсяна работу,когда
кто-томешаетсяподногами,иявсевремяспотыкаюсь)
Да сколько же раз тебе нужно повторять (Яначинаюсердиться,когдаприходитсяповторятьоднои
тоже).
Ты должна идти спать, потому что уже поздно! ( Когда уже поздно, а мы еще неспим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной, и тебя сложно будетразбудить,мнебыочень хотелось, чтобытыпоскореезаснула)
Ты все время меня перебиваешь! (Мне сложно говорить, когдакто-то ещеговоритвместе со мной, мнеобидно).
Воспитатель:
Когда ребенок, не может по каким – то причинам выразить свои чувства, или его не слышат, случаются агрессивные выпады в сторону других детей, родителей, других взрослых.
Ведь гнев ребенку выпустить нужно обязательно, если же ребенок будет постоянно сдерживать свои негативные эмоции, в один не очень прекрасный день чаша переполнится, и у ребенка начнутся неврозы, или чересчур сильные вспышки агрессии направленные на других людей
Помочь ребенку выразить агрессию, эмоциональную напряженность так, чтобы никто не пострадал, лучше всего черезигры.
«Напряглись-расслабились». В положении стоя или сидя ребёнку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.
«Огонь и лед». И. п. — стоя в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог или родитель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
«Раскачивающееся дерево». Строится по тому же принципу, что и предыдущее упражнение (корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова). Может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Волшебный стул» (повышает самооценку ребенка, улучшает взаимоотношения между детьми и взрослыми)
Надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне
«Штанга 1» (позволяет расслабить мышцы спины)
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
Попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп! (можно сопроводить музыкой).
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку
Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. Она способствует самовыражению:
застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;
гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. Некоторые из направлений арт-терапии:
Тестопластика - Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны, и с ними можно играть. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию.
Песочная терапия– один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребѐнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.
Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.
4.Подведение итогов
Воспитатель:
Наше собрание подходит к завершению, и, надеемся, что наши рекомендации буду вам полезными. Ведь у каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо дома, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.
И в помощь вам, очень надеемся, пригодятся памятки, которые мы для вас подготовили: Основные правила «Я - сообщений», «Игры, помогающие снять эмоциональное напряжение».
Решение родительского собрания:
Совместно с родителями было принято решение:
Использовать дома с детьми предложенные игры для снятия эмоционального напряжения у ребенка, для снятия агрессивного поведения в отношении других детей, взрослых.
Использовать дома с детьми элементы Арт – терапии также для снятия эмоционального напряжения, а также для развития мелкой моторики рук у детей – рисование, тестопластика, песочная терапия – игры с песком.
Использовать основные правила «Я-сообщений»
Карточки для упражнения «Переделай Ты – сообщение в Я - сообщение»
Ты постоянно не можешь завязать шнурки.
Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.
С тобой бесполезно что-то
обсуждать, ты никогда не слушаешь.
Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным
Ты - жадина, ты не поделился конфетой с сестрой.
Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой
Перестань тут бегать, ты мне мешаешь собираться на работу
Мне трудно собираться на работу, когда
кто-то мешается под ногами, и я все время спотыкаюсь
Да сколько же раз тебе нужно повторять
Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже
Ты должна идти спать, потому что уже поздно!
Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной, и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула.
Ты все время меня перебиваешь!
Мне сложно говорить, когда кто-то еще говорит вместе со мной, мне обидно