Родительское собрание «Приобщение детей и родителей к истокам русской и башкирской народной культуры»
Родительское собрание «Приобщение детей и родителей к истокам русской и башкирской народной культуры»
развитие культуры межнационального общения, духовных и нравственных ценностей, формирование атмосферы уважения к историческому наследию народов России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Приобщение детей и родителей к истокам русской и башкирской народной культуры»»
Родительское собрание
«Приобщение детей и родителей к истокам русской и башкирской
народной культуры»
Цель: развитие культуры межнационального общения, духовных и нравственных ценностей, формирование атмосферы уважения к историческому наследию народов России.
Задачи:
Приобщить родителей к осмыслению значимости семейно-бытовых традиций, обычаев, уважение и почитание старших, ознакомление детей с народными традициями.
Обобщать и расширять знания родителей и детей о жизнедеятельности башкирского и русского народа: через народный фольклор, народные игры.
Развивать детско-родительские взаимоотношения.
Участники: родители (законные представители), дети.
Материалы и оборудование: анкеты для родителей, столы, стулья, мультимедийное оборудование для просмотра презентации, платки с национальным узором, мелодия курая, башкирская народная музыка, фишки красные и синие.
Ход собрания.
Вступительное слово воспитателя:
- Здраствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Приобщение детей и родителей к истокам русской и башкирской народной культуры»
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, народными играми приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
В начале родительского собрания было предложено заполнить анкету по вопросам приобщения к башкирской и русской народной культуре.
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной
культуре и традициям?
2. Отмечаете ли Вы народные праздники в Вашей семье?
3. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребёнком?
4. Надо ли знать народные сказки?
5. Как часто Вы читаете ребёнку русские и башкирские народные сказки?
6. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского и башкирского народа:
а) как жили наши предки?
б) какими занимались ремёслами?
в) какую носили одежду?
Рассказываете ли Вы своему ребенку?
7. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
Результаты анкетирования:
По 1 вопросу положительно ответили 100% опрошенных родителей. Народные праздники в семье отмечают 76%. Народные игры знают не все родители, около 30%, те кто знаком с народными играми – никогда не играли с детьми. По 4 вопросу положительно ответили все родители, чаще всего читают русские народные сказки. О традициях русского и башкирского народа родители знают, но не все рассказывают своему ребенку, около 40%. Рекомендации были такими: проведение совместных с родителями народных праздников и мероприятий, помощь в оформлении уголка в группе для изучения детьми русской и башкирской народной культуры, совместное посещение музея, в целях наглядного изучения.
Практическая часть.
На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Их сюжет не только интересный, но еще и поучительный, а самое главное актуален и сегодня. Поэтому дошкольники с удовольствием их слушают, запоминают и пересказывают. А мы предлагаем вам загадки из русских народных сказок и про их главных героев.
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»)
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса. Это… («Журавель и лиса»)
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки). Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
- Какие башкирские сказки Вы знаете?
«Благородный заяц», «Хитрый кот», «Молодой охотник», «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота» и много других.
Обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему.
Музыкальная пауза.
Дети играют на русских шумовых музыкальных инструментах.
Вопрос для родителей:
- Как называются русские национальные музыкальные инструменты?
(Балалайка, гусли, ложки, гармонь, бубен, трещотка, свистулька и другие)
- Как называются башкирские национальные музыкальные инструменты?
(Курай, кубыз, думбыра, баян, хорай, дунгур)
Прослушивание мелодии курая.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть народа. Под мелодию курая создавались и исполнялись самые знаменитые народные песни. Сложено немало легенд и сказаний об этом инструменте.
В свободное время необходимо играть с детьми, не исключением и должны быть народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Предлагаем всем родителям вместе с детьми поиграть в народные игры.
Русская народная игра «Кошки-мышки»
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.
Башкирская народная игра «Юрта (Тирмэ)»
В игре участвуют четыре подгруппы детей с родителями, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
В заключении, просим Вас, уважаемые родители, дать оценку родительскому собранию: выбрать и положить в нашу коробочку фишку. Красная – если Вам все понравилось и остались у Вас положительные эмоции о проведенном собрании; синяя – если не понравилось, и время было потрачено зря.
Решение родительского собрания.
Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках приобщения к истокам русской и башкирской народной культуры
Дома с детьми использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
Родителям посещать с детьми центры культуры, музеи народного творчества и быта.
Привлечь родителей к сбору предметов русского и башкирского народного быта, для пополнения мини музея «Русская изба» детского сада.
Список литературы:
Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою! Башкирские народные обрядовые праздники, сценарии, сказки для детей для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Уфа: БИРО, 2005.
Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа. Уфа: БИРО, 2007.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.