Предварительная работа: Заготовка памяток для родителей, смайликов. Создание презентации.
Музыкальный материал: Э. Григ, Г. Свиридов, А. Моцарт, П. Чайковский, С. Рахманинов, Т. Сай (Любаша)
Ход занятия
I. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые дедушки, бабушки, папы, мамы и дорогие ребята! Мы очень рады видеть Вас на нашем родительском собрании. Сегодняшняя встреча посвящена одной из главных проблем семьи, общества и нашего детско-юношеского центра – это здоровью наших детей. (См. слайд 1) Тема наша «Оздоровление воспитанников средствами музыкального искусства» интересна, актуальна и заслуживает большого внимания. Вы согласитесь с тем, что формирование здорового образа жизни, установки на здоровье должна происходить с детства?
Но установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определенного воздействия. И сегодня мы будем расширять представления о способах воздействия, способах оздоровления средствами музыкального искусства.
Вы посмотрите, уважаемые родители, чем мы занимаемся на занятии с вашими детьми, какие выполняем оздоровительные упражнения, какую слушаем музыку раскроем секреты, наших распевок, дикционных, дыхательных упражнений, и как они влияют на развитие, здоровье наших детей. Наглядно, интересно, познавательно продемонстрируем вам и осуществим в творческом, дружеском сотрудничестве.
Создание проблемной ситуации для родителей:
Почему в наше время увеличилось количество детей с различными заболеваниями? Можно ли предотвратить их? Как Вы считаете, кто такой здоровый ребенок? Какие факторы влияют на здоровье? Роль искусства музыки музыкальных средств в укреплении здоровья?
Предположения родителей. Высказывание родителей. Родители делятся своим опытом и делают выводы.
II. Основная часть
Выступление психолога:
Дорогие родители, вы знаете, что именно в детстве происходит интенсивный рост и развитие, формируются необходимые навыки и привычки, вырабатывается характер, приобретаются важные личностные качества, закладывается фундамент здоровья ребенка. От нас с вами зависит, чтобы ребенок год от года становился активнее, здоровее, совершеннее.
К сожалению, сейчас заметен резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в здоровье. Наблюдается большое количество детей, которые испытывают нервно-психические перегрузки, получаемыми как в школе, в многочисленных кружках, так и дома.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками.
Дети самостоятельно не могут справиться с большими эмоциональными перегрузками, и вы, родители, и мы, педагоги, психологи должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. И, если мы хотим видеть наших детей психологически и физически здоровым, надо постоянно, каждодневно находить время для общения, для оздоровления. Так что же вы можете сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Каксоздать условия для полноценного их развития? Надеюсь, все волнующие вопросы для себя, вы выясните во время сегодняшней встречи.
Педагог. Дорогие родители, будем приобщать детей к оздоровлению средствами музыки.Одним из важных средств оздоровления является музыкотерапия и вокалотерапия.
Музыкотерапия (См. слайд 3) – метод, использующий музыку, как средство снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус воспитанников.
Давайте попробуем испытать действие музыки на себе.
Слушание музыки. Звучит музыка Григ «Утро»
Эта музыка создана гением своего времени. Классическая музыка всегда создавалась по всем правилам природной гармонии, поэтому она до сих пор современна, востребована. Пропущенная через сердце, она становится целебной и радует нас. Такую музыку не просто приятно слушать, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков.
Исполнение воспитанника:Георгий Свиридов Вальс «Метель»
Учеными доказано, что чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением.
Уважаемые родители, следите за тем, какая музыка звучит у вас дома! (См. слайд 4)
Часто происходит загрязнение окружающей среды не только отходами промышленности и выхлопными газами, но и музыкальным шумом.
Хорошая музыка способна оказывать большое положительное воздействие на ребенка
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Музыка вызывает в организме особую вибрацию, которая создает биополе, благотворно влияющее на весь организм.
Музыкой можно влиять на самочувствие ребенка, уменьшая чувство перегруженности, она расслабляет и умиротворяет.
Музыка формирует вкусы, интересы. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Музыка способна исцелять наши души.
Слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других знаний, стимулируют интеллектуальную деятельность.
Музыка просто улучшает настроение.
Является средством коррекции психических процессов, таких как: восприятие, внимание, память.
Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье жить полноценной жизнью только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного!
Слушание музыки П. И. Чайковского "Осенняя песня".
Сейчас мы прослушали музыку, не принимая при этом активного участия, занимая позицию простого слушателя. Но музыка воздействовала, оздоравливала нас.
Физминутка(См. слайд 5)
Дорогие родители, продолжаем укреплять наше здоровье, самым простым, самым любимым способом, который дает отличные заряд бодрости, энергии и результаты порадуют нас. Ведь движение является биологической потребностью растущего организма. Ребенку нужно двигаться, делать перерывы между занятиями.
А для того что бы упражнения приносили двойную пользу мы проведем его под музыку.Итак, начнём!
Звучит музыка С. Рахманинов «Итальянская полька»
Упражнение простое,
Крутим влево головою.
А теперь круги направо.
Зарядились мы на славу!
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
При активной работе с музыкальным материалом, воздействие музыки усиливается многократно.
Методы вокалотерапии(См. слайд 6) - лечение пением активно используются во всем мире для лечения и профилактики.
Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.
Дыхание.(См. слайд 7)
Уважаемые родители, у каждого из васдыхательный комплекс упражнений входит в вашу зарядку. Ведь правильное дыхание является одним из важнейших факторов здоровой жизни.
Оно не только необходимо вокалистам. Дыхательный тренинг полезен всем. Даже если вы не собираетесь обучаться пению, ежедневное выполнение дыхательной разминки и грамотная постановка дыхания благотворно влияет на развитие легких и помогает насыщать кровь кислородом.
Проведем нашу дыхательную разминку.
Важный момент - наша осанка: (См. слайд 8) голова прямая, плечи отведены, спина прямая, живот подтянут. Стоять должны устойчиво на двух нотах, равномерно распределяя нагрузку на все мышцы, что мобилизует нервную систему.
Выполним упражнений на постановку дыхания:
Вдох. Выдох. И так, положите ладони на живот и сделайте несколько
спокойных вдохов и выдохов, Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается.
«Бегемотики стояли» - упражнение на дыхание. (См. слайд 9)
Дыхание воздействующее не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм в целом. Такое упражнение – помогает при лечении кишечника, полезно для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.
Продолжительный выдох.Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. И так, Вдох через нос, и продолжительный выдох на звуке «С».
При обучении пению особое внимание уделяется развитию + продолжительного выдоха, который вырабатывается постепенно. Медленный выдох способствует развитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения. Удлиненный выдох создает условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, усиливает релаксационный момент (расслабление). Постепенно дыхание становится более экономичным, возрастает работоспособность ученика.
Отрывисто. Плавно. 4 коротких звука, один длинный. «С», «Ш», «Ф»
Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Очень важны для здоровья задержки дыхания после вдоха, которые позволяют накапливать углекислый газ в крови и клетках тканей органов.
Углекислый газ поддерживает уровень обменных процессов в организме, возбуждает дыхательный центр, заставляя его работать в оптимальном режиме. Углекислый газ хорошо успокаивает нервную систему и расширяет сосуды. При неправильном дыхании углекислый газ в избытке выводится из организма.
Большинство детей в настоящее время физически недостаточно развиты, поэтому дышат поверхностно и учащенно. Они тратят на дыхание много лишней энергии, дышат нерационально. Подобное дыхание очень вредно для здоровья,
При обучении пению особое внимание уделяется развитию продолжительного выдоха, который вырабатывается постепенно. Медленный выдох способствует развитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения. Удлиненный выдох создает условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, усиливает релаксационный момент (расслабление). Постепенно дыхание становится более экономичным, возрастает работоспособность.
Вопрос. Как вы думаете, чем отличается певческое дыхание от обычного дыхания? Певческое дыхание – это более активная работа дыхательных мышц.
Артикуляция и дикция
Следующим этапом нашего оздоровительного мероприятия является работа над артикуляцией, работа над логопедическими нарушениями.
Эти несложные упражнения, которые мы делаем на занятии с детьми, и которые выполним сейчас вместе с вами, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата и способствуют развитию речевой активности детей. Помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка. А позитивный эмоциональный настрой, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.
Начнем наш интересный, эмоциональный комплекс упражнений для тренировки артикуляционного аппарата: (См. слайд 10)
Для нёба:
«Пасть льва» - зевок с закрытым ртом
«Полоскание горла»
Челюсти:
«Дай, дай, Дай» - свободное бросание челюсти
Языка:
«Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка
«Лошадка» - цоканье А, О.
«Конфета» - закладываем язык за щёку и перемещаем «конфету» с одной стороны в другую
Губ:
«Поцелуйчики» - губы соединить вместе и вперёд.
«Пятачок» - губы соединить вместе и вперёд и обратно растянуть в улыбке.
Щёк:
«Полоскание» - надувание и втягивание щёк одновременно.
«Шарик» - перегоняем воздух с одной щеки в другую.
После того, как мы разогрели артикуляционный аппарат, переходим к работе над дикцией, для этого используем скороговорку.
«Хвастал храбрый краб три дня»
произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
изменяем регистр голоса: высоко, низко;
изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.
Важно не просто пробалтывать скороговорку, а произносить её и в определённом настроении, с определенной эмоцией:
Произнесем в приподнятом настроении
Произнесем с грустью.
Инсценировка скороговорки. Произносим по ролям: (См. слайд 11)
Дети: « Хвастал храбрый краб три дня»
Родители: «Краба нет, храбрей меня»
Молодцы наши талантливые участники! Настоящими артистами проявили себя все.
Распевка.Продолжаем оздоравливаться с помощью распевки. (См. слайд 12)
Ученые считают, что по воздействию на организм человека распевание равно спортивным тренировкам умеренной мощности.
активизируются функции головного мозга, и повышается интеллектуальный потенциал.
«Мммм» - Пение с закрытым ртом.
Такое звучание приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления.
«Трель языком» - По звукам тонического трезвучия.
На каждом занятии мы, занимаясь вокалом, расширяем свой диапазон. Голос ребенка постоянно занимающегося вокалом, способен охватить диапазон от 70 до 3 тысяч колебаний в секунду. Вибрации, вызванные таким голосом, пронизывают весь организм ребенка, улучшая кровообращение и освобождение клеток от шлаков. Как показывают исследования, высокие частоты обеспечивают хорошую циркуляцию крови в капиллярах, в то время как низкие звуки помогают хорошему кровообращению в артериях и венах.
“УХ”, “ОХ”, “АХ” – Нисходящее трезвучие.
Стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.
Воспроизведение гласных звуков заставляет вибрировать гланды, железы и помогает им очистить организм от шлаков, восстановить кровообращение и удалить застои во внутренних органах, тем самым возвращая им здоровье.
Попевка «Мы жуки»(См. слайд 13)
Звук «Ж» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области грудной клетки, помогает вывести мокроту из бронхов и лёгких
Под скорость, задаваемую музыкой, подстраиваются, прежде всего, такие регулярные ритмы организма, как дыхание, сердцебиение и биотоки мозга. Но и гормональная система, кровяное давление и иммунная система также способны испытывать на себе благотворное воздействие правильно подобранной музыки
III. Заключительная часть
Пение хором. Дорогие родители, всех нас объединяет любовь к музыке к песне.Петь может и должен каждый, независимо от вокальных данных. Пение хором вдвойне приятнее и веселее.К тому же, пение побуждает к большой активности и умственному напряжению: необходимо слушать мелодию, ритм, свой голос, звучание инструмента, учится оценивать и сравнивать качество своего исполнения с пением других.
Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин - вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус.
Пение – это мощное средство коррекции голоса, дыхания, речи, слуха, ритмического чувства, а также таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Пение организует и дисциплинирует ребенка, оно приводит детский организм в сбалансированное, гармоничное состояние.
Не забываем петь все на улыбке.Достаточно улыбнуться глазами или просто подумать об улыбке, как мышцы щек автоматически сократятся. Лицо станет одухотворенным и обаятельным. Улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела.
Пение песни «Дружба»
Психолог. Вот и пришло время подвести итоги нашей встречи. Пожалуйста, слово нашим родителям.
(Высказывают свое мнение о родительском собрании, задают интересующие вопросы, высказывают предложения).
Рефлексия. (См. слайд 14) Чтобы увидеть положительные и отрицательные стороны нашего собрания, предлагаем вам, родители, выбрать листочек с различными видами смайлика. И отразить свое состояние, настроение.
Улыбающийсясмайлик – Разговор был полезен. Понравились музыкальные средства оздоровления. Буду их применять.
Нейтральный смайлик Я постараюсь выполнять все.
Скучный смайлик – Ничего нового я не узнал.
Пусть каждый родитель на обратной стороне смайлика напишет упражнение, которое ему понравилось и, которое, он обязательно будет дома выполнять со своим ребенком.
Мы дарим вам эти смайлики, памятки, с музыкальные рецептами и свойствами волшебных отдельных звуков. И, хотелось бы, что бы вы прикрепили их на видное место дома, как напоминание о нашей встрече, и о необходимости оздоровления. Сохранили и принесли на следующее родительское собрание.
Сегодня мы поговорили о многих важных вещах. И вы поняли, что ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успеха здравоохранения и на 50% - от образа жизни. Укрепляйте внутрисемейные отношения средствами музыки. Используйте средства музыкального искусства для оздоровления ваших детей. Ведь самая чудесная, волшебная терапия.
Педагог. Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мероприятии и выразить надежду, что наше родительское собрание помогло вам расширить представление по оздоровлению наших детей средствами музыкального искусства.
И, надеемся, в вашей жизни и в жизни вашего ребенка, после нашего сегодняшнего встречи, будет больше музыки, совместного пения, дыхательных и вокальных упражнений, больше приятного общения с детьми, положительных эмоций.
Помните и выполняйте наши рекомендации!
Контролируйте, по возможности, окружающую Вас музыку! И будьте здоровы!
Памятка
Музыкальные рецепты:
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского.
Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Свойства звуков:
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Звук «Ы – Ы - Ы» - активизирует систему дыхания и лечит уши.
Звук «Э – Э - Э» - улучшает работу головного мозга.