При использовании технологий ТРИЗ воспитателям рекомендуется выполнять следующие простые правила:
Обучение ТРИЗ проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Элементы методики ТРИЗ применяются в работе с детьми всех возрастных групп.
Работу стройте на основе органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.
Занятия по методу ТРИЗа (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим и т.д.) планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.
Принцип проведения занятий – от простого к сложному.
Готовясь к каждому занятию, следует проводить с детьми предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, создание выставок. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности.
Прежде, чем провести занятие, следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей.
Важно, чтобы сюжеты к занятиям были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний.
Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
Не давите на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога – помочь, а не заставить.
Используйте не специально отобранные, а подручные средства. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.
Сочетайте индивидуальную и коллективную форму обучения. Использование сразу девяти экранов мышления возможно лишь с отдельными детьми, а фантазирование и сочинение сказок интересно всем.
Не забывайте о том, что методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Воспитатель может использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.
Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Стремитесь учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Обращайте внимание на то, чтобы дети учились возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Обязательно подводите итог, анализ проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.
Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т.д.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в ДОУ, и помня эти рекомендации, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.