kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации родителям по развитию речи детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи детей, уделяя внимание проблеме развития речи, вы облегчите процесс освоения правильного произношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по развитию речи детей»

Уважаемые родители!

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем.

Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.








Как понять. Что речью ребенка пора заняться?

Оптимальный возраст начала логопедических занятий для здорового ребенка - 4-5 лет.

К шести годам он должен правильно произносить все звуки родного языка и связно излагать мысли.

Занятия нужны если:

- Малыш не правильно произносит отдельные звуки.

- Ребенок переставляет слоги в словах, не правильно строит фразы, путает падежи, рода, числа.

- «Каша» во рту.

- Речь слишком быстрая, смазанная.

- Ребенок заикается.

- Малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание.

- У ребенка диагностировали поражение слуха, отставание в развитии или легкую умственную отсталость.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит . Вы получите рекомендации по домашним заданиям. Также советуют показать перед школой малыша логопеду – даже если очевидных проблем нет.


Проблемы с речью

1.Фонетическое недоразвитие – пожалуй, самый распространенный тип нарушений – не правильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда следует посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.


2. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью и с письмом. Попросите ребенка повторить за ним цепочку слов « дом-том- ком-лом» или слогов «ку-гу-ку-гу». Если ошибается, это тревожный знак.


3.Общее недоразвитие речи.

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность пересказать текст, составить описательный рассказ по картине. Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, потребуется консультация невропатолога.


4. Патологии связаны, с травмами, пороками сердца, поражениями центральной нервной системы.

Примерами таких патологий могут быть: алалия, афазия, дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда ребенок может быть гиперактивен, либо наоборот заторможен. Если алалия предполагает, что речь развивается не правильно изначально, либо не развивается вовсе, то афазия приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.






Как построить занятия дома?

Главные принципы:

  1. Регулярность. Заниматься ежедневно, не перегружая ребенка, учитывая его самочувствие и возраст. Начинать следует с 5 минут в день, постепенно доведя до 15-20 мин.

  2. Игровая форма. Начинать нужно с более интересных малышу заданий переходя к менее увлекательным заданиям.

  3. Комфортная обстановка. Определенное, оборудованное, со всем необходимым для занятий место.

  4. Терпение. Подбадривайте малыша, хвалите за успехи, не злитесь за ошибки.







Виды занятий для развития речи.

















Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения в виде игры. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи. Гимнастику стоит проводить 2-3 раза в день. Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. Повторять артикуляционное движение 5 раз. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое). Упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык  в сторону ложкой или другим безопасным предметом. При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов. Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.




Дыхательные игровые упражнения


Сила дыхания – это основа для устной речи. От того, насколько правильно ребёнок делает вдохи и выдохи, зависит чёткость произношения звуков, громкость голоса и правильное интонирование. Предлагаем подборку игр на тренировку дыхания у ребёнка.

Зачем тренировать речевое дыхание? Дыхание – простой физиологический процесс, которому груднички учатся в первые секунды своей жизни. Но дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять легкие кислородом, но и для общения. Человеческая речь основана на правильном дыхании, каждая фраза произносится на выдохе. Часто у детей вдохи и выдохи короткие, слабые, из-за чего речь у них сбивчивая, неразборчивая. Маленькие дети не умеют тянуть выдох, как бы дозировать выходящий воздух. Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной. Речевое дыхание отличается от неречевого именно продолжительностью выдоха. Правильное речевое дыхание влияет на: чёткое различение звуков; громкость речи; соблюдение пауз; интонацию.

Как правильно тренировать дыхание ребёнка? Дыхательная гимнастика очень полезна не только для развития речи, но и для здоровья ребёнка – лёгкие наполняются кислородом, который попадает во все внутренние органы. Но из-за избытка кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, при интенсивных упражнениях они даже способны вызвать лёгкое головокружение. Это не опасно, однако, стоит ограничивать занятия во времени: 5-10 минут ежедневных тренировок будет достаточно.



Развитие мелкой моторики















Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.

  • Разминать пальцами пластилин, глину.

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

  • Сжимать и разжимать кулачки.

  • Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.

  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

  • Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать «фонарики».

  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль). Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.

  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

  • Рисование в воздухе.

  • Игры с песком, водой.

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.

  • Резать ножницами.


Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны? Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные.

Примеры: «Сорока – сорока»

Сорока – сорока,

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).

Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь) Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).

Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).

Этот резал, (Загибаем средний палец). Этот ел, (Загибаем указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел, от того и растолстел! (Загибаем большой палец).







Развитие фонематического слуха и

фонематического восприятия.


Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности  речевого  звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень    приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.


Примеры заданий на начальном этапе:

1. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

2. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

3. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

4. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение.

Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит  похоже? Где мы слышали похожие звуки?».

5. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

6. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите  (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало - и подбирает соответствующую картинку, игрушку.




Формирование и расширение словарного запаса: Больше общайтесь с ребенком

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.

Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.

Важно понимать, что речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому нужно как можно чаще употреблять прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.

Читайте книги

Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.

Метод наблюдения

Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете (во время похода в гости, посещения поликлиники и т.д.), наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.

Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам принимать в этом участие, то не препятствуйте ему в этом.

Рассматривание картин

Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.

Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.

Уделяя внимание проблеме развитию речи, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком и избежать возможных трудностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рекомендации родителям по развитию речи детей

Автор: Габовская Ольга Васильевна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Рекомендации по развитию речи детей 6 -7 лет""
    ["seo_title"] => string(46) "rekomendatsii_po_razvitiiu_rechi_detei_6_7_let"
    ["file_id"] => string(6) "656538"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1726936364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) ""Рекомендации для родителей по развитию речи детей""
    ["seo_title"] => string(54) "riekomiendatsiidliaroditielieiporazvitiiuriechidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "329549"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463962045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Общие рекомендации родителями по развитию речи детей 2-3 летнего возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "obshchie_rekomendatsii_roditeliami_po_razvitiiu_rechi_detei_2_3_letnego_vozras_1"
    ["file_id"] => string(6) "631424"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684064095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рекомендации родителям по развитию речи детей"
    ["seo_title"] => string(51) "rekomendatsii_roditeliam_po_razvitiiu_rechi_detei_1"
    ["file_id"] => string(6) "634906"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1689351912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Памятка для родителей «Игры и игровые задания для развития речи детей дома»"
    ["seo_title"] => string(79) "pamiatka_dlia_roditelei_igry_i_igrovye_zadaniia_dlia_razvitiia_rechi_detei_doma"
    ["file_id"] => string(6) "569461"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610021807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства