kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации для воспитателей ДОУ "Проведение комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации помогут воспитателям ДОУ при проведении диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для воспитателей ДОУ "Проведение комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста"»

Реализация образовательной программы дошкольного образования предусматривает оценку индивидуального развития детей, которая производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Эффективной педагогической диагностике может способствовать использование педагогами в своей работе индивидуальной карты развития ребенка. Такая форма диагностического обследования должна помочь в комплексном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно с ними работающему. Ее результаты помогают подбирать наиболее адекватные методы работы, дают обратную связь в плане эффективности тех или иных педагогических воздействий. Согласно ГОС ДО, педагогическая диагностика индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, используемым для получения информации о динамике развития и обучения каждого ребенка. Данные, полученные в результате такой оценки, являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке и контролю со стороны администрации, других органов и инстанций.

Педагогическая оценка индивидуального развития каждого ребѐнка направлена, прежде всего, на оценку эффективности созданных для его развития условий, в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями и интересами. Она не призвана выявлять личностные особенности и отклонения в поведении детей. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.

При проведении педагогической диагностики необходимо учитывать следующее:

1. Условия проведения диагностики должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

2. Обследование должно проводиться в привычной для дошкольника обстановке.

3. Обследование не должно нарушать режим дня и утомлять детей. Целесообразно проводить его в первой половине дня, во вторник или в среду (то есть в дни лучшей работоспособности детей).

4. Проведение педагогической диагностики не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.

5. Проведение диагностических процедур не должно нарушать образовательный процесс.

6. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.

7. Диагностические процедуры не должны превышать по длительности пределы работоспособности детей каждого возраста. Максимальная продолжительность диагностики – 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.

8. При проведении диагностического обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка.

9. Необходимо заранее подготовить и удобно разместить всѐ нужное для проведения обследования.

10. Нужные игры и пособия лучше разместить на отдельном столе.

11. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребѐнка; проявлять неудовольствие; обращать внимание на отрицательные результаты; анализировать результаты с родителями в присутствии ребѐнка.

12. При оценке результатов обследования следует учитывать, что результаты могут снижаться в случаях: трудностей при контакте с незнакомым взрослым; страха получить низкую оценку; неспособности ребѐнка сосредоточиться в непривычной ситуации; медлительности ребѐнка, или его усталости, или плохого самочувствия.

В основу разработки процедуры педагогического обследования детей лежат следующие требования:

  • научная обоснованность выбора показателей для проведения диагностического обследования;

  • тесная связь содержания диагностики с содержанием проводимого обучения;

  • учѐт при подборе диагностических проб и заданий возрастных особенностей и зоны ближайшего развития каждого ребѐнка;

  • отбор для обследования методов, дающих при компактности и коротком времени проведения максимальное количество информативных показателей;

  • высокий профессиональный уровень проведения обследования квалифицированными специалистами: недопустимость передачи диагностических методик родителям для самостоятельного обследования ребѐнка;

  • конфиденциальность результатов обследования: другим педагогам и родителям результаты обследования, при необходимости, представляются в виде рекомендаций, разработанных на основе полученных данных.

Педагогическая диагностика не должна смешиваться с психологической диагностикой, проводимой специалистом-психологом. Результаты психологической диагностики, по условиям конфиденциальности, предоставляются педагогам, непосредственно работающим с детьми, и родителям в форме психологических заключений и рекомендаций, не подлежащих обсуждению и просмотру администрацией Организации и контролирующими инстанциями, а также третьими лицами.


Пояснительная записка к индивидуальной карте развития ребенка.


Предлагаемая индивидуальной карты развития ребенка поможет получить объективные данные о личностном развитии каждого ребенка с момента его зачисления в ДОО (У). Она включает в себя основные показатели развития ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

Цель использования карты - выявить и обобщить данные об индивидуальных, психофизических, личностных особенностях воспитанника, усвоении им программного материала. Это позволит педагогу спроектировать индивидуальную траекторию развития ребёнка и подобрать наиболее эффективные формы и методы работы с ним в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития оформляется при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада. В карту вносятся, как правило, показатели развития на начало и конец учебного года.

Желательно, чтобы в заполнении карты принимали участие не только воспитатели, а и другие специалисты, которые участвуют в образовательном процессе детей дошкольного возраста (музыкальные руководители, практический психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования). Например, при изучении развития ребёнка по показателям образовательной области «Физическое развитие» желательно присутствие инструктора по физической культуре. Это решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в тесном взаимодействии всех специалистов по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны помочь спрогнозировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками.

Рекомендуемая периодичность заполнения индивидуальной карты развития ребёнка - два раза в год (сентябрь, апрель).

Условные обозначения:

н.г. - начало года;

к.г. - конец года.

В заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждая качественная характеристика соответствует уровню проявления показателя:

  • 3 балла - сформировано (С) - ребёнок хорошо понимает, осознаёт и применяет систему представлений, умений и навыков из данной области, самостоятельно выполняет предложенные задания;

  • 2 балла - достаточно сформировано (Д) - достаточно владеет системой представлений, умений и навыков из данной области, при выполнении заданий иногда нуждается в помощи взрослого или сверстников;

  • 1 балл - частично сформировано (Ч) - слабо ориентируется в данной области, при выполнении заданий постоянно требует помощи взрослого или сверстников;

  • 0 баллов - не сформировано (Н) - данное качество (умение) не сформировано.

Оценки, полученные ребенком по всем показателям одной образовательной области, позволяют определить её итоговый показатель

(И.п.). Он рассчитывается по формуле:


Например, при обследовании ребенка из первой младшей группы по показателям образовательной области «Речевое развитие» были получены оценки: 3, 2, 2, 1. Используя формулу вычисления среднего арифметического, получаем такой итоговый показатель:

Педагогическая диагностика проводится при помощи методов наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Особого внимания воспитателей и специалистов требуют дети, проявившие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать индивидуальный образовательный маршрут либо с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков, либо проведения дополнительной работы с детьми, показавшими более высокие результаты.

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение, в целях получения специалистами образовательного учреждения полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное образовательное учреждение, сформированности у него предпосылок к учебной деятельности.

Результаты всех детей группы в обобщённом количественном виде могут заноситься воспитателем в Сводную таблицу освоения образовательных областей Программы. Она поможет увидеть, как проходит усвоение задач Программы по разным образовательным областям всей группы детей в целом. Данные из этих таблиц, в свою очередь, заносятся в Сводную таблицу освоения образовательных областей Программы в дошкольном образовательном учреждении. Анализ полученных результатов позволит старшему воспитателю увидеть эффективность работы педагогов данной группы и скоординировать их работу на достижение воспитанниками целевых ориентиров согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Обращаем внимание, что при разработке показателей освоения области «Физическое здоровье» детьми подготовительной группы учитывались требования первой ступени «Олимпийские надежды» физической подготовленности девочек и мальчиков 6-8 лет Временных нормативов Государственного физкультурно-спортивного комплекса «ГТО ДНР» (Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-32).

Использование предложенной индивидуальной карты развития ребёнка позволит более эффективно спланировать и скорректировать образовательную деятельность педагогов для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного образования.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Чембулат Евгения Александровна

Дата: 01.04.2020

Номер свидетельства: 544810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства