Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей: "Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи"»
«Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется проблеме преемственности в работе специализированных дошкольных учреждений и школ в плане обеспечения подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Однако на практике актуальность её изучения и решения данной проблемы не снижается. Выделяют физиологическую и психологическую готовность детей к обучению в школе. Психологическая готовность к школе - значимый аспект этой задачи. Л.А.Божович, Л.В. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выгодский, Я.Л. Коломинский, В.В. Холмовская и др. выделяют следующие структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. В современной общеобразовательной школе мы наблюдаем неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайно. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Детям с речевыми нарушениями в плане готовности к школьному обучению характерны такие специфические затруднения, как: недостаточный уровень общей осведомлённости, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности; своеобразие личностной сферы (заниженная самооценка, повышенная тревожность, низкое развитие волевой регуляции и др.).
Обучение детей с ТНР по программе Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной направлено на устранение речевого недостатка, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Именно данная программа является основополагающей в нашей работе. Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится»(3,14). Первые проявления патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения, поэтому решение данной проблемы должно начинаться не в школе, когда дисграфия обнаруживается в виде ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучения ребёнка грамоте. И основные усилия должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Для категории детей с ТНР характерно наличие таких предпосылок:
нарушение звукопроизношения;
несформированность процессов дифференциации звуков;
нарушение лексико-грамматического строя речи;
нарушение слоговой структуры слова;
неумение пользоваться способами словообразования;
трудности в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
нарушение связной речи;
несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Учитывая перечисленные недостатки можно выделить основные направления коррекционно-профилактической работы:
Формирование правильного звукопроизношения.
Неправильное произношение звуков, замена одного звука другим является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.
Развитие фонематического слуха.
Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка». Именно поэтому в нашей работе уделяется большое внимание звуковому периоду.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дети учатся последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в дальнейшем позволит детям грамотно писать.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Моторные затруднения детей на письме не учитываются в характеристике видов дисграфии, выделяемых педагогической классификацией. Однако именно двигательные функции обеспечивают «техническую» составляющую письма, а значит, очень важно развивать движение пальцев и кистей рук (моторики).
Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций.
Данное направление предполагает развитие у детей зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Работа по перечисленным направлениям ведётся с детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста, но для каждого возрастного периода используются соответствующие (наиболее приемлемые) методы (практические, наглядные, словесные); приёмы и знания. И чем ранее начата такая работа, тем эффективнее, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребёнка и компенсации дефекта уменьшаются. Чтобы осуществить целенаправленность работы, её непрерывность и обеспечить дифференцированный подход данные направления реализуются через такие формы работы как:
Логопедические фронтальные занятия;
Индивидуально-подгрупповые занятия;
Занятия воспитателей;
Занятия специалистов ДОУ;
Методические рекомендации родителям.
В основе используемых нами коррекционно-развивающих и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребёнка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения. Таким образом, при устранении основного речевого недостатка, в целом, ведётся работа по предупреждению дисграфии.
Литература
Волков Б.С., Волкова Н. В. Как подготовить ребёнка к школе.- М., Творческий центр 2004.
Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., Детство – Пресс, 2003.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., Детство – Пресс,2004.
Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., Творческий центр,1999.