kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации для родителей: "Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления коррекционно-профилактической работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей: "Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи"»

«Предупреждение дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется проблеме преемственности в работе специализированных дошкольных учреждений и школ в плане обеспечения подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Однако на практике актуальность её изучения и решения данной проблемы не снижается. Выделяют физиологическую и психологическую готовность детей к обучению в школе. Психологическая готовность к школе - значимый аспект этой задачи. Л.А.Божович, Л.В. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выгодский, Я.Л. Коломинский, В.В. Холмовская и др. выделяют следующие структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. В современной общеобразовательной школе мы наблюдаем неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайно. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Детям с речевыми нарушениями в плане готовности к школьному обучению характерны такие специфические затруднения, как: недостаточный уровень общей осведомлённости, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности; своеобразие личностной сферы (заниженная самооценка, повышенная тревожность, низкое развитие волевой регуляции и др.).

Обучение детей с ТНР по программе Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной направлено на устранение речевого недостатка, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Именно данная программа является основополагающей в нашей работе. Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится»(3,14). Первые проявления патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения, поэтому решение данной проблемы должно начинаться не в школе, когда дисграфия обнаруживается в виде ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучения ребёнка грамоте. И основные усилия должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев», то есть на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Для категории детей с ТНР характерно наличие таких предпосылок:

  • нарушение звукопроизношения;

  • несформированность процессов дифференциации звуков;

  • нарушение лексико-грамматического строя речи;

  • нарушение слоговой структуры слова;

  • неумение пользоваться способами словообразования;

  • трудности в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

  • нарушение связной речи;

  • несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Учитывая перечисленные недостатки можно выделить основные направления коррекционно-профилактической работы:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.

Неправильное произношение звуков, замена одного звука другим является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.

  1. Развитие фонематического слуха.

Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка». Именно поэтому в нашей работе уделяется большое внимание звуковому периоду.

  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Дети учатся последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в дальнейшем позволит детям грамотно писать.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи.

  2. Развитие связной речи.

  3. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Моторные затруднения детей на письме не учитываются в характеристике видов дисграфии, выделяемых педагогической классификацией. Однако именно двигательные функции обеспечивают «техническую» составляющую письма, а значит, очень важно развивать движение пальцев и кистей рук (моторики).

  1. Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций.

Данное направление предполагает развитие у детей зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Работа по перечисленным направлениям ведётся с детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста, но для каждого возрастного периода используются соответствующие (наиболее приемлемые) методы (практические, наглядные, словесные); приёмы и знания. И чем ранее начата такая работа, тем эффективнее, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребёнка и компенсации дефекта уменьшаются. Чтобы осуществить целенаправленность работы, её непрерывность и обеспечить дифференцированный подход данные направления реализуются через такие формы работы как:

  • Логопедические фронтальные занятия;

  • Индивидуально-подгрупповые занятия;

  • Занятия воспитателей;

  • Занятия специалистов ДОУ;

  • Методические рекомендации родителям.

В основе используемых нами коррекционно-развивающих и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребёнка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения. Таким образом, при устранении основного речевого недостатка, в целом, ведётся работа по предупреждению дисграфии.


Литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н. В. Как подготовить ребёнка к школе.- М., Творческий центр 2004.

  2. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., Детство – Пресс, 2003.

  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., Детство – Пресс,2004.

  4. Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., Творческий центр,1999.





.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 19.09.2021

Номер свидетельства: 586993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства