Реализация задач социализации будущих педагогов в процессе прохождения учебно-производственной практики
Реализация задач социализации будущих педагогов в процессе прохождения учебно-производственной практики
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В современных условиях студенты обладают автономностью, свободно осуществляют свой жизненный выбор. Для современных студентов характерно многообразие жизненных и социальных ориентиров, интересов, мотивов, установок. Студенты подвергаются важному этапу социализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация задач социализации будущих педагогов в процессе прохождения учебно-производственной практики»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Реализация задач социализации будущих педагогов в процессе прохождения учебно-производственной практики
Н.Б. Кожушко, преподаватель
ГБПОУ «Макеевский педагогический колледж»
2022
На современном этапе развития экономики и общества образование становится ведущим фактором социализации личности. Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с окружающими людьми, с обществом в целом. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В современных условиях студенты обладают автономностью, свободно осуществляют свой жизненный выбор. Для современных студентов характерно многообразие жизненных и социальных ориентиров, интересов, мотивов, установок. Студенты подвергаются важному этапу социализации.
Студенты обладают определенной системой ценностей, имеют определенное единство интересов, групповое сознание, специфический образ жизни. В период обучения в колледже студенты включаются в процесс самоопределения. К сожалению, многие студенты осознают, что образование они получают формально (пришли в колледж по желанию родителей и т.д.) и не прилагают особых усилий для повышения уровня знаний и саморазвития. И наша задача привить им интерес к будущей профессии, независимо от того пришли они в колледж сами или по настоянию родных.
Студенты являются преемниками социального опыта старших поколений. В то же время они создают новый опыт, от которого зависит успешность/неуспешность как отдельной личности, так и общества в целом.
Среди множества проблем, которые приходится решать в рамках профессионального педагогического образования, одна из важнейших – это социализация личности будущего педагога. Среди различных средств социализации будущего педагога особое место занимает учебно-производственная практика, поскольку в силу своей специфики она наиболее тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью в образовательной сфере.
Учебно-производственная практика имеет огромный потенциал для решения задач профессиональной социализации. Она обусловлена тем, что, участвуя в ней, студент становится членом новой для него социально-профессиональной общности - педагогического коллектива - и выполняет новую для себя социальную роль - роль воспитателя, которая требует проявления личной гражданской позиции и ответственности не только за обучение, воспитание и поведение своих воспитанников, но и за их здоровье и жизнь.
Учебно-производственная практика создает условия для обогащения жизненным опытом, расширения социальных контактов студента, формирования навыков самоуправления. Общаясь с разными людьми, реально помогая им в решении возникающих проблем, студент проявляет, развивает и укрепляет ценные нравственные качества, такие достоинства личности, как доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие. Именно в процессе практики студенты на деле усваивают определенную систему норм, правил, социальных ролей и ценностей, которые в дальнейшем помогут им реализоваться в качестве членов общества.
Учебно-производственная практика выступает в качестве особой социально-образовательной среды, которая выполняет социокультурные функции: ускоряет процесс развития и становления студента как личности, субъекта и индивидуальности, обеспечивает формирование духовности, ценностных ориентации и моральных принципов. Практика учит извлекать опыт из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях, а также создает необходимую социальную среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности, что особенно актуально в условиях радикально меняющегося современного социума с учетом перспектив его развития.
Статусно-ролевые отношения и соответствующие им социальные представления и модели поведения, складывающиеся у студентов-практикантов, естественным образом переносятся из системы профессиональной практики, в широкую общесоциальную сферу.
Таким образом, учебно-производственная практика является важнейшей составляющей профессиональной социализации студентов, позволяющей получить соответствующие установки, практические навыки работы по профессии, оказывает существенное влияние на показатель результативности этого процесса в целом, так как при активном взаимодействии всех необходимых субъектов практики: самой личности студента, профессионального коллектива базы практики, общества, специалистов-практиков – позволяет раскрыть сформированные профессиональные компетенции в условиях профессиональной среды.