Развлечение «Путешествие в сказочную страну узоров и орнамента»
Развлечение «Путешествие в сказочную страну узоров и орнамента»
Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство ответственности и гордости за свой народ, уважения и восхищения к другому народу и единства народов посредством приобщения к культуре и искусству народов России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развлечение «Путешествие в сказочную страну узоров и орнамента»»
Развлечение
«Путешествие в сказочную страну узоров и орнамента»
Воспитатель: Сейдиева Земине Ибадуллаевна
МБДОУ «Детский сад № 1 «Улыбка» с.Геджух
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство ответственности и гордости за свой народ, уважения и восхищения к другому народу и единства народов посредством приобщения к культуре и искусству народов России.
Роли и их исполнители:
Кисточка - ведущий в костюме «Кисточка».
Дымковские узоры - дети в русских народных костюмах и наголовниках, расписанными дымковскими узорами.
Дымковская игрушка - воспитатель в костюме дымковской куклы: в шляпе, жакете, юбке в оборочках.
Бабушка Фатима - воспитатель в дагестанском национальном костюме.
Балхарский кувшин - воспитатель в костюме «Балхарский кувшин».
Балхарские узоры - дети в дагестанских национальных костюмах и наголовниках, на которых изображены элементы балхарского орнамента.
Ход развлечения:
В зал входят дети в русских народных костюмах и наголовниках с орнаментом дымковской росписи. Становятся в полукруг.
Появляется ведущий в костюме «Кисточка».
Кисточка. Здравствуйте, дети! Вы, конечно догадались, кто я (Кисточка) и знаете, что я крепко дружу с разноцветными красками, вместе с которыми могу творить чудеса. Послушайте мое стихотворение-загадку, в конце которого кроется отгадка:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется… (Пейзаж).
Кисточка демонстрирует картину с изображением пейзажа.
Кисточка. Молодцы дети, вы отгадали правильно. Я загадаю вам еще одну загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это - … (Натюрморт).
Кисточка. И эту загадку вы отгадали верно. Посмотрите какой красивый натюрморт у меня в руках (демонстрирует картину с изображением натюрморта).
Кисточка обращает внимание детей на кусок глины, который находится на плотном картоне, расписанном дымковскими узорами.
- Знаком ли вам этот материал?
Дети.Это – глина.
Кисточка. Знаете ли вы, что искусные мастера делают из глины забавные игрушки, такие как эту (Держит в руках дымковскую игрушку). Какая это игрушка?
Дети. Это дымковская игрушка.
Кисточка. Правильно, ребята!
«Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится,
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво безделушка,
Зовут ее народная игрушка!»
Эту чудо-игрушку делают в слободе Дымково, которая расположена на окраине старинного города Вятка. И к нам на праздник пришла такая игрушка. А вот и она!
Дымковская игрушка. Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из села Дымково. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топят печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.
1-ыйДымковский узор.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нет цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Дымковские узоры поют «Игрушкины частушки»
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни
Кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
Дымковская игрушка. Мои узоры так же знают стихи о дымковских игрушках.
2-й Дымковский узор.
Привезли мы глину с дальнего бугра, Ну-ка, за работу, чудо мастера! Я слеплю лошадку, я её приглажу И сидельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь!
3-й Дымковский узор
А потом распишем, Будем мы игрушки «печь», Печка жаром пышет. А в печи – не калачи, а в печи – не куличи, Не пышки, не ватрушки, А в печи – игрушки!
4-й Дымковский узор
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
5-й Дымковский узор
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни иль водоноски.
6-й Дымковский узор
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Дымковская игрушка. Молодцы мои узоры! А теперь мы вместе исполним танец.
Дымковская игрушка вместе с Дымковскими узорами исполняют русский народный танец.
Затем проводит викторину: на доске вывешиваются различные композиции, состоящие из узоров. Дети должны найти композиции, относящиеся к дымковской росписи.
Кисточка. Молодцы дети, знаете дымковскую роспись! А знаете ли вы, что у нас в Дагестане тоже делают глиняные игрушки? Об этом нам расскажет бабушка Фатима.
Бабушка Фатима. Здравствуйте, мои дорогие дети. Великий поэт Расул Гамзатов сказал: «Дагестан – это республика, у которой три сокровища есть.
Первое сокровище- земля, горы, равнины». Бесценна для горцев их каменистая земля, трудна на ней жизнь. Чтобы вырастить на этих камнях сады, всю жизнь горец наносил на них землю корзинами, хурджинами, в папахах и даже пригоршнями.
«Второе сокровище – реки, родники, озера, море». Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула!».
«Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения».
Великие мастера живут в ауле Балхар, в котором делают и глиняную посуду, и глиняные игрушки. Вместе со мной к вам в гости пришел Балхарский кувшин.
Балхарский кувшин. Ассалам алейкум, дети! Дагестан – это страна красивых гор. На их скалах лепятся аулы, среди них есть и аул Балхар, который славится своим гончарным мастерством. Я отличаюсь от моих глиняных родственников из села Дымково, потому что Дагестан – это горный суровый край. Потому в моих узорах так мало ярких цветов. Зато мой орнамент очень красив: волнистые линии – это реки, пикообразные узоры – это горы.
Входят дети в дагестанских национальных костюмах и наголовниках, на которых изображены элементы балхарского орнамента.
Все исполняют песню «Мой родной Дагестан».
Балхарский кувшин. Мои узоры знают много стихов о Дагестане.
1-ый Балхарский узор.
Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины,
Так же как прекрасный стих
Создают из слов простых. (Р.Гамзатов)
2-й Балхарский узор.
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их,
И желтая глина,
И белая глина
Мелькают в проворных руках мастериц.
3-й Балхарский узор.
Оглянись – ты видишь горы,
А в дали сверкает море-
Это Дагестан!
Здесь даргинцы есть, и лакцы, и кумыки есть,
И лезгины, и аварцы есть.
Все живут одной семьей,
Любим мы свой край родной!
Балхарский кувшин. В аулах Дагестана мерилом человеческого достоинства издавна считаются мужество и честь.
4-й Балхарский узор.
Эй, смельчак,
Вперед иди:
Место смелых –
Впереди.
Кто дрожит,
За спины жмется,
Тот удачи не дождется!
5-й Балхарский узор.
Эй, смельчак,
Вперед иди,
Дружбы с трусом
Не води!
6-й Балхарский узор.
В дни горьких печалей
И тяжких невзгод
Кто выручил нас?
Кто поможет? Спасет?
Родина. Только лишь Родина.
Кисточка. Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана. Она построена и веками держится на прочной основе.
«Живешь, с соседями не ссорясь
Ты, сняв свой дедовский кинжал…» писал Расул Гамзатов.
7-й Балхарский узор. (девочка).
Я мала, но знаю все же,
Что людей и в наши дни
Различать по цвету кожи
Могут нелюди одни.
Я хочу, чтобы в газете
Написали для таких,
Что людей всех делят люди
На хороших и плохих.
Нет различия иного,
И еще хочу сказать:
Сердце доброе от злого
Мы привыкли отличать.
Славься добрая привычка!
Нет различия для нас,
Кто татарка, кто кумычка,
Кто еврей, а кто абхаз.
Балхарские узоры исполняют дагестанский национальный танец.
Кисточка. Сегодня мы с вами вспомнили яркие и красочные дымковские и изящные и величественные балхарские узоры. А сейчас мы будем лепить из глины дымковскую и балхарскую игрушку. Проходите за столы.
Дети занимают места за столами. На столах глина и другие атрибуты для работы. Включается спокойная народная музыка. Одна группа детей лепит дымковскую игрушку, другая – балхарскую. Ведущий ненавязчиво советом помогает детям, которые испытывают затруднения, подбадривает, если нужно. По завершению работы дети со своими игрушками подходят к столу, где организуется выставка, и расставляют свои экспонаты. Для демонстрации детских работ используется крупный строительный материал, расставленный лесенкой.
Кисточка. Чтоб наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными мы их оставим подсушиться, а затем вы их распишете. Их можно будет использовать для театра, а можно и поиграть в магазин «Игрушки». Спасибо за вашу работу, дорогие мои Узоры – мастера!