Просмотр содержимого документа
«Развлечение "Путешествие по Дагестану"»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие по Дагестану»
Цель: продолжать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Дагестана: ручное ковроткачество, ювелирные изделия, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом. Формировать представление о республике, жизни людей в республике. Воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям республики разной национальности
Игровая задача: выбрать из предложенных картинок тот вид транспорта, на котором удобнее всего прибыть в город или селение. Настроить детей на работу в «творческих мастерских» народных умельцев. Вызвать у детей интерес к предстоящей игре-путешествию.
Игровые действия. Найти на карте Дагестанапункты своего путешествия, выбрать удобный вид транспорта.
Оборудование: карта Дагестана, тематическое панно с изображением природы Дагестана, на котором отмечены определенными символами аулы и города, центры различных художественных промыслов. Например, г. Дербент, с. Хив, с. Микарах, с. Хучни и др. – ковры с. Кубачи, Гоцатль – ювелирные изделия. с. Балхар – глиняные кувшины, с. Унцукуль - декоративные вазы с насечкой. Оформить выставку с экспозицией из предметов народных мастеров, а также фотографий репродукций.
Оборудование для детей: бумага, картон, глина, ткань, пряжа, фольга, кисти, краски, клей, ножницы, сетки, трафареты, баночки с водой, тряпочка, гончарный круг, подкладочная доска, станок для ткачества и т. п.
Содержание (Воспитатель обращает внимание детей на карту Дагестана, уточняет с детьми известные и знаменитые места и предлагает совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения).
- Чтобы совершить это путешествие нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Но сначала ответьте на вопросы:
-Где изготавливают изделия из глины? Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения? (с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух).
(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)
-Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
(Из горного села Унцукуль).
-Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают? (г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб).
Воспитатель:
-Какое богатое искусство народов Дагестана! А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?
Доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет».
(Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».
1- ая остановка:
Воспитатель:
-Древний город Дербент. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
(дети рассматривают экспозицию выставки)
Экскурсовод:
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. И вы знаете, из которого материла изготавливают ковры?
Ребенок:
- Труд ковровщиц нелегкий: они моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
Экскурсовод:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
-Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, увидеть зарю, золотистые созвездия неба, белые облака, зеленые поля лугов, желтеющую ниву. Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.
Экскурсовод:
- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. Ими застилают пол, чтобы нам было тепло и уютно.
(подходят к станку)
Ребенок:
- Где узоры, для ковра
Ты нашла, скажи сестра?
На лугу полно цветов
Погляжу узор готов.
Тур промчался по горе
След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)
(под музыку «Маленькая ковровщица» ребенок читает стихотворение
«Песня ковровщицы»)
-Ай-и-яй, моя игла
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала.
Размотала я клубок
Завязала узелок.
Завязала два узла
В руки ножницы взяла.
Ай-м-яй, ковер цветной,
Красный, желтый, голубой.
Воспитатель: отправляемся дальше в путешествие. Сядем на «ковер-самолет» и полетим.
2-ая остановка: - Вот мы в ауле Балхар.
(звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)
По окончании музыки предложить детям заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.
Экскурсовод:
(девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи):
Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
-Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.