Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №11 Лесозаводского городского округа»
Развивающая предметно-пространственная среда
Воспитатель: Мохнач Т.А.
2016г.
Вопрос организации предметно-развивающей среды Дошкольного Образовательного Учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ. Организации национально-культурных, климатических условийв которых осуществляется образовательная деятельность и учёт возрастных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается«комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организациюжизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – это обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда обогащает личное развитие ребёнка и является движущей силой в целостном процессе становления личности ребёнка.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет к развивающей предметно-пространственной среде чётко сформированные требования.
Развивающая предметно-пространственная средаобеспечивает реализацию образовательного потенциала всего пространства группы, участка и материалов для развития детей дошкольного возраста, а так же охраны и укрепления их здоровья с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная средаДошкольного Образовательного Учреждения, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, а также возможности для их уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Предметно-пространственная среда Дошкольного Образовательного Учреждения несёт в себе определённые функции это:
ИНФОРМАЦИОННАЯ
СТИМУЛИРУЮЩАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
Информационная функция, подразумевает что каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая. Среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребёнка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая функция, подразумевает сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что в целом обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным.
Необходимо чтобы Предметно-пространственная среда в Дошкольном Образовательном Учреждении была:
привлекательного вида;
Выступала в роли естественного фона жизни ребёнка;
Давала возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть
содержательно насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанниковт всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников посещающих детский сад, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает что все предметы и элементы развивающей среды, должны быть надёжны и безопасны в использовании.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду детского сада, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастных групп, на которые нацелена данная среда.
Таким образом выглядит предметно-развивающая среда нашего учебного заведения:
Кабинет заведующего
Кабинет методиста
Групповые комнаты
Медицинский кабинет
Музыкальный зал
физкультурный зал
Пищеблок
Прачечная
Коридор детского сада
Спортивная площадка
Игровые уличные площадки
Более подробно с развивающей предметно-пространственной средой именно нашего детского сада вас познакомит моя презентация…