"Развивающая предметная пространственная среда как условие благополучного состояния дошкольника"
"Развивающая предметная пространственная среда как условие благополучного состояния дошкольника"
Данный доклат был подготовлен к педсовету. Рассматривалась проблема создания развивающей среды как условия благополучного эмоционального состояния дошкольника. Условия обеспечения активности дошкольника, с учетом гендерного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развивающая предметная пространственная среда как условие благополучного состояния дошкольника"»
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Признаки здорового эмоционального состояния 6-7 лет: склонен проявлять
крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо
спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти; очень восприимчив
к эмоциональным травмам; формирует многочисленные, относительно поверхностные
и кратковременные взаимоотношения со сверстниками; начинает включаться в
«сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с
гениталиями; чаще вступает в конфликты с братом или сестрой; может прибегать ко
лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял,
сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или
незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях,
безынициативен и нерешителен в принятии решений. частые случаи самонаказания и
нанесения себе травм;
Симптомы эмоциональных проблем: частые и тяжелые конфликты с другими
детьми; постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
неспособность следовать правилам и указаниям; нежелание разговаривать и
договариваться; внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей
уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему; постоянная
меланхолия.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий:
организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;
организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.
поддержка индивидуальности и инициативы детей через: свободный выбор ребенком деятельности, свободное выражение своих чувств и мыслей, самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)
формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной
атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою,
эмоциональности его поведения.
В формировании эмоционального благополучия воспитателем должны
предусматриваться такие педагогические цели, как:
На первом этапе - адаптации ребенка к ДОУ.
установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события;
создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
создание эмоционально- теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего
времени:
создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление)
в подвижных играх, забавах.
развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;
содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.
Кроме того к проводимым в группе занятиям необходимо ставить
«эмоционально - окрашенные» задачи. Это очень важный аспект: пока задача
эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она
не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.
Организация работы воспитателя: важнейшим фактором, влияющим на
эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа
воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания
воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей
среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды,
способствующей разностороннему и полноценному развитию
эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его
дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Компоненты и условия эмоционально-развивающей среды:
1). Эмоционально-поддерживающий компонент среды - профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе.
1 этап – адаптация ребенка к ДОУ:
установление эмоционального контакта с ребенком;
вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ.
2 этап: (в процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени):
создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
2). Эмоционально-настраивающий компонент среды - внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.)
Цветовое решение интерьера и эстетика окружающей обстановки.
Организация жизни ребенка в группе.
Музыкальное сопровождение деятельности детей.
Наличие оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально- чувственного развития ребенка.
3). Эмоционально- стабилизирующий компонент среды - режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада.
Режим дня.
4).Эмоционально-активизирующий компонент среды - разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты.
игры с детьми на накопление эмоций;
игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
игры на преодоление негативных эмоций;
игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
игры на развитие эмпатии у детей и др.
5). Эмоционально-тренирующий компонент среды - проведение психогимнастических упражнений с детьми.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Анализ литературы показывает, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п. Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях.У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.
Гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;
Гендерный подход при организации приема детей:
90 % педагогов полагают, что девочки легче адаптируются к условиям детского сада, другие (35 %) отмечают, что адаптация и прием проходят легче, если детей - мальчиков и девочек приводят папы, а не мамы.
Гендерный подход при организации питания:
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:
«Глазки блестели»;
«Кожа и ногти были красивыми»;
«Что бы выглядеть как принцесса»;
«Щечки были румяными» и т.д.
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления: «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку», «Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!
Гендерный подход при организации сна:
Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т.д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т.д.
Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв!
В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:
Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
Различная форма для физкультурных занятий;
Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек. Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать в организованной сюжетно – ролевой игре. В совместной деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях.
При организации педагогического процесса с учётом половой идентичности так же необходимо:
Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.
Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр);
Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода так же необходимо:
Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.
Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом, чтобы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитывались психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давались типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе НОД оценивались их знания, а не поведение.
Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Перспектива развития предметно-развивающей среды группы "Почемучки"
(предложения по внесению правил и традиций в группе ДОУ)
1). Зона уединения.
Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому различные световые и шумовые водопады займут достойное место в «нише уединения».
Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя).
Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.
Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности
2). Зонирование с помощью мягких модулей - с помощью ширм и мягких модулей преобразовывать пространство, чтобы зоны –антагонисты, находились подальше друг от друга, это позволит ребенку заниматься любимой игрой, не мешать друг другу. Ребенок- участник, воспитатель-помощник.
3). Разделительные игровые зоны для мальчиков и девочек ( с целью организации игр по интересам, с учетом гендерной специфики).
4). Спортивная форма для физкультурных занятий двух цветов 9 для девочек и мальчиков)
5). Полотенце, постельное белье для дневного сна двух видов (цветов, рисунков для девочек и мальчиков)
6). Таблички на двери туалетных комнат (девочка и мальчик)
7). В раздевалке: Уголок именинника (фото + имя, фамилия), с целью познавательного развития, ребенок центральное лицо в детском коллективе; воспитатель –организатор;
8). «Звезда дня» (фото дошкольника, избранного звездой дня) Ценность этого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок- центральное лицо в детском коллективе, воспитатель- оформитель, родители- консультанты.
10). «Мое настроение»- с целью отслеживания эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня, дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок и воспитатель аналитики, родитель – информируемый.
11). Выставка «Мое творчество» - с целью демонстрации увлечений и творческих способностей ребенка. Ребенок - творец, воспитатель- координатор, родитель-соучастник.
12). Портфолио – формирование копилки достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, на протяжении дошкольной жизни. Ребенок - активный участник, воспитатель - издатель, родитель-помощник
13). Стенд «Наша жизнь - наши успехи» (или выпуски газет) – для демонстрации достижений детей группы в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках.
14). Островок сокровищ- детское коллекционирование – с целью систематизации и изучения собираемого (магниты, открытки, природный материал и т.д.)
15). Альбомы с фотографиями – с целью рассказывания о своих родных, выражение своих чувств по отношению к близким, утешение и надежда на скорую встречу с родителями. Ребенок - участник, воспитатель - консультант, родитель - советчик.
16). Расслабляющая музыка (аудиотека) - подборка классической музыки, звуков природы.
17). «Волшебный стул» - для именинника, создает положительный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.
18). Мешочки хорошего и плохого настроения – учат детей различать и высказывать свои позитивные или негативные эмоции.
19). Разнообразные дидактические, настольные, напольные, сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Презентация к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_3_4_"
["file_id"] => string(6) "366184"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480962081"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "Презентация и доклад к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_doklad_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_die"
["file_id"] => string(6) "366197"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480963614"
}
}