Развитие творческого конструирования детей младшего дошкольного возраста посредством Йохокуба
Развитие творческого конструирования детей младшего дошкольного возраста посредством Йохокуба
Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЙОХОКУБА………………………..…………………………………………
7
1.1.Психолого - педагогическая проблема развития творческого конструирования старшего дошкольного возраста ………………………….
7
1.2. Возрастные особенности развития творческого конструирования старшего дошкольного возраста ……..……………………………………….
11
1.3. Особенности использования 3D-конструктора йохокуб в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…………………….
14
Выводы по первой главе......................................................................................
18
ГЛАВА II.ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЙОХОКУБА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА …
20
2.1. Определение начального уровня развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста ..............................
20
2.2. Составление и реализация комплекса игр с йохокубом для развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................................
25
2.3. Оценка динамики уровня развития творческого конструирования старших дошкольников на основе проведенной опытно-практической работы
29
Выводы по второй главе.....................................................................................
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание развитию творческого конструирования. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального. Творческое конструирование в старшем дошкольном возрасте обладает высоким потенциалом для развития ребенка. Поэтому не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эта деятельность рассматривается как одна из основных. Согласно п 2.6 ФГОС ДО отмечается, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Задачи организации конструктивной деятельности в детском саду конкретизированы в ФОП ДО (федеральная образовательная программа) [пункт 21.7.2.3].
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления, ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем учится анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, овладевает простейшими способами мышления. Особое место в развитии детей старшего дошкольного возраста занимает конструирование – В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков).
Все это позволяет нам рассматривать творческое конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа. В педагогике и психологии накоплен богатый опыт по обучению конструированию из строительного материала (В.В. Холмовская, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, A.Н. Давидчук, Н.Н. Поддьяков и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по модели, условиям, образцу, теме, замыслу. На сегодняшний день в педагогической практике широко используются различные виды конструирования – из бумаги, из деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.
Психологи считают, что одним из эффективных путей подготовки к творческой деятельности является использование в образовательном процессе творческих задач. Этим обусловлена актуальность ряда исследований, направленных на изучение психологических закономерностей процесса решения творческих задач в условиях технической и конструкторской деятельности (Г. С. Альтшуллер, С. М. Василейський, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Милерян, В. А. Моляко, Е. А. Фарапонова и др.).
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки). По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определённой организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С. Выготский, О. М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А. Флёрина, Н.Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В. Запорожец), что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества дошкольников.
Современные дети развиты, умны, умеющие мыслить современными категориями и видеть окружающий мир в новом свете. В связи с этим должны и измениться методы и приемы формирования творческого конструирования у детей.
В поисках новых и интересных форм работы для развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста была выбрана технология 3D-конструкторования - йохокуб.
Использование йохо-конструктора это - инновационный вид деятельности, где дошкольник вникает в логику происходящих действий, понимает их взаимосвязь, проявляет любознательность, формирует инженерное и критическое мышление, вырабатывает навык умения работать в команде, развивает творческие способности в арт-дизайне.
Цель:теоретически обосновать и опытно практическим путем определить влияние комплекса игр с йохокубом на уровень развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.
Объектисследования:процесс развития творческого конструирования старшего дошкольного возраста
Предметисследования:комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Реализация комплекса игр с «йохокубом», позволит повысить уровень развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, выделив объект, предмет, цель и гипотезу можно выделить и следующие
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого конструирования старших дошкольников посредством йохокуба.
Определить критерии, показатели, диагностический инструментарий и начальный уровень развития творческого конструирования старших дошкольников.
Разработать и апробировать комплекс игр по развитию творческого конструирования старших дошкольников посредством йохокуба.
Определить динамику уровня развития творческого конструирования старших дошкольников и сделать выводы на основе результатов опытно-практической работы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическая диагностика (тестирование, анализ работ детей), беседа, наблюдение, сравнение и обобщение результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена эффективность использования комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста, определены показатели и уровни развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря уникальному способу соединения и крепления, модели пересобираются в новые предметы и формы. Эта особенность придает конструктору уникальные возможности для создания объемных игрушек и предметов из картона, что является неоспоримым преимуществом перед плоскостными игрушками и предметами из того же картона.
Нестандартный конструктор способствует развитию навыков проектной деятельности, его хорошо использовать в различных образовательных программах, как дополнительное и очень эффективное образовательное средство.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЙОХОКУБА
1.1. Психолого - педагогическая проблема развития творческого конструирования старшего дошкольного возраста
Согласно определению в психолого-педагогическом словаре творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
В настоящее время одной из центральных задач дошкольной педагогики и психологии является поиск путей эффективного умственного развития детей, нахождение резервов их познавательной, творческой деятельности. Проблема стимулирования творчества, развития творческого потенциала в дошкольном возрасте является весьма актуальной и дискуссионной.
В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков). Все это позволяет нам рассматривать творческое конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа. В педагогике и психологии накоплен богатый опыт по обучению конструированию из строительного материала (В.В. Холмовская, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, A.Н. Давидчук, Н.Н. Поддьяков и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по модели, условиям, образцу, теме, замыслу. На сегодняшний день в педагогической практике широко используются различные виды конструирования – из бумаги, из деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др [2].
Особое значение в формировании детского творчества, согласно теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец), имеют специфические виды деятельности, к которым относится и конструировании. В отличие от конструкторско-технического творчества взрослого, в детском творчестве ценным является не продукт деятельности ребенка, а процесс творческого поиска, который протекает на протяжении всей творческой конструкторской деятельности [4].
С целью формирования и развития детской конструкторской деятельности исследователи (А.Н. Давидчук, С.В. Лиштван, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова) предлагают различные формы ее организации (конструирование по образцу, модели, схеме, по условиям, по теме, по замыслу) [2; 4; 5; 8; 9]. В процессе детского конструирования выполняются задания, решаются конструкторские задачи приведения в определенную зависимость различных предметов, частей, элементов определенного конструктора (конструирование материала).
Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как процесс решения творческих задач (Л.Г. Вержиковская, Л.Л. Гурова, А.Ф. Эсаулов, Г.С. Костюк, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.А. Милерян, В.А. Моляко, И.С. Якиманская), что делает возможным педагогическое руководство творческой деятельностью дошкольников путем постановки перед ними серии творческих заданий и формирования творческих мыслительных тенденций [4].
Исследуя творческую конструкторскую деятельность детей дошкольного возраста, мы изучали особенности решения ими творческих конструкторских задач, выясняя при этом возможности эффективного развития конструкторского творчества в условиях дошкольных учебных заведениях.
Согласно системно-стратегиальной теории (В.А. Моляко), [6] процесс конструирования является важной подсистемой творческого процесса, которая предполагает взаимосвязь таких основных составляющих, как личность того, кто выполняет деятельность, продукт и условия, в которых протекает данная деятельность. При этом важным является вопрос о сущности организации и регулирования творческой деятельности со стороны субъекта.
Анализ исследований, посвященных проблеме решения творческих задач (Л.Л. Гурова, В.В. Давыдов, А.Ф. Эсаулов, Г.С. Костюк, Т.В. Кудрявцев, Я.А. Пономарев и др.) [6]. привел к постановке проблемы определения структуры творческой мыслительной деятельности детей, которая предусматривает рассмотрение процесса решения творческих задач. Опыт изучения стадиальности творчества Б. Лезиным, Т. Рибо, П.К. Энгельмейером, Г. Блохом, Г. Уоллесом, Дж. Брунером, Д. Россманом, П.М. Якобсоном и др. [10] дает основания говорить о том, что деятельность вообще и творческая, в частности, содержит функциональные части, которые включают определенные действия: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Такие фазы творческой деятельности являются вместе с тем и уровнями организации психологического механизма творчества, которые, изменяясь, преобладают в тот или иной момент решения творческой задачи.
Рассматривая в качестве модели творческой конструкторской деятельности процесс решения отдельной задачи, мы берем за основу структуру, разработанную В.А. Моляко, которая включает три основных цикла: понимание условия задачи (оценка условий), формирование проекта будущей конструкции (формирование замысла) и последующее решение (прогнозирование успешного или неуспешного завершения разработки проекта) [7].
Процессуально-динамический компонент творческой деятельности выступает целостной формой синтеза различных психических явлений субъекта, охватывающей весь поисковый процесс. Содержание поисковых действий зависит от этапов решения задачи (изучение условия, поиск решения, его проверка, апробация), в которых его процессуально-динамическая сторона не только проявляется, но и формулируется. Для составления целостного представления о процессуально-динамическом характере поисковых действий дошкольников при решении ими задач целесообразно анализировать психологическую структуру всей конструкторской деятельности детей, выясняя особенности ее протекания и роль каждого из компонентов процесса конструирования.
Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях [11].
Творческое конструирование детей предполагает определенную избирательность в использовании мыслительных действий, совокупность умственных и практических операций, обусловленных их субъективными особенностями, актуализируемыми при решении задачи. Эти факторы направляют поисковый процесс, вовлекая в него потребности, знания, опыт, внимание, воображение и т.п. Детальный анализ всех звеньев творческого процесса позволяет определить индивидуальные особенности творческой конструкторской деятельности дошкольников, творческих стратегиальных тенденций, мыслительных действий, поведенческих реакций, а также закономерностей процессуально-динамической структуры конструирования с целью их дальнейшей оптимизации.
1.2.Возрастные особенности развития творческого конструирования старшего дошкольного возраста
Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях [12].
К пяти годам дети овладевают техническими навыками конструирования: умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы.
- есть навык целенаправленного экспериментирования с новым для него материалом и на этой основе создавать простейшие конструкции.
- есть навык складывания квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
- умеет работать с природным материалом и создавать образ способом «опредмечивания».
У детей формируются и более общие умения, и навыки: умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца.
В обучении старших дошкольников использовали все основные формы конструирования по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и, создание конструкции по условиям, конструирование по собственному замыслу (по схемам, по теме).
Конструирование у старших дошкольников может быть самостоятельным и творческим.
В этом возрасте у детей формируется более сложные способы конструирования из деталей конструкторов, из бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески.
К шести годам дети приобретают конструктивные навыки:
1. Соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, подготавливают основу для перекрытий, распределяют постройку в высоту, умеют изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения.
2. При работе с бумагой у детей автоматизируются навыки: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; закручивание прямоугольника в цилиндр; круга в конус.
3. Может самостоятельно и творчески реализовать собственные замыслы в конструировании из разных материалов.
Все эти приобретенные навыки дети могут автоматизировать в конструировании по замыслу, по теме, и каркасном конструировании (работая с разным материалом, так как они обладает большими возможностями для проявления их самостоятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти навыки, умения и знания формируются в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги является:
• использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание – 3 – 4 года).
• формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами – многократное сгибание в разных направлениях, киригами – складывание бумаги и вырезание в разных направлениях; объемная скульптура – создается путем комбинирования разных (бумажных) форм, которые делают сами дети).
Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. У детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
Обучение детей 6 – года жизни проходит в 3 этапа.
Первый этап.
Цель: продолжение освоения детьми техники оригами и киригами, и новой «объемная скульптура».
Второй этап.
Цель: формировать у детей умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций.
Третий этап.
Цель: придумывать необычную поделку, простую по структуре, но образную и выразительную, уметь объединять их в композицию.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Работа по обучению детей конструированию из природного материала ведется поэтапно. На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания». Далее осваивают приемы конструирования как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. В работе с природным материалом у детей также развивается творчество.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому творческому конструированию. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в творческом конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого конструирования. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.
1.3. Особенности использования 3D-конструктора Йохокуб в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Для развития конструктивных способностей дошкольников по средствам конструктора йохокуб основательница проекта Е.В.Чуйкова выделила основные условия: йохокуб может служить стартовой площадкой для новых инициатив в процессе конструирования, технического и З-D моделирования, в области формирования коммуникативных умений и навыков, формирования экологического сознания, как у детей, так и у взрослых [8, стр.: 56].
По мнению автора, конструктор предназначен для работы с детьми от 5 до 12 лет, но он также популярен сегодня среди взрослых творческих людей.
«Йохокуб» может использоваться для различных целевых аудиторий, таких как: дошкольные группы, общеобразовательные школы, детско-родительские клубы, центрах дополнительного образования [20, стр.: 84].
«Йохокуб», который представляет из себя набор заготовок- шаблонов. Материал для такого конструктора используется самый экологичный - это обычный картон. Окраска отсутствует. При желании готовую модель можно раскрасить вместе с ребенком. Из специальных шаблонов достаточно просто собираются нужные детали: кубики, призмы, колеса. Шаблон имеет специальные разметки по которым нужно производить загиб. Шаблон разработан таким образом, что не потребуется никакого клея. Скрепляются детали при помощи специальных картонных скоб. Все детали хорошо подходят друг к другу, кубики получаются ровные и прочные. Дети с интересом мастерят отдельные детали, а потом собирают простые конструкции от простенькой машинки до динозавра [15] .
«Йохокуб» позволяет собирать машинки, домики, кораблики, ракеты, и даже забавных зверюшек. Для этого ребенок:
1. должен создать творческий замысел поделки;
2. проанализировать его и определить составные части будущей поделки;
3. выбрать необходимые шаблоны, создать детали;
4. синтезировать их в конечный образ;
5. при желании – раскрасить и затем, использовать в игре.
Конструктор эффективно применяется в рамках ознакомления с окружающим миром. Из йохокуба можно собрать динозавров, домашних животных, деревья, мосты, героев мультфильмов, космические корабли, роботов и многое другое.
В рамках художественно-эстетического развития спектр использования конструктора «йохокуб» тоже очень широк: изготовление декораций и ширм для спектаклей, танцевальных атрибутов, создание мультфильмов, конструирование арт-объектов, тематических инсталляций, сувениров и поделок, недорогих подарков.
В речевом развитии возможность применения данного конструктора безграничны: логокубики, сторителлинг-кубики с оформлением картинок с личными историями или по темам; мнемокубики, кубики для конструирования слов, предложений и т. д.
Картонные выкройки собираются в кубики или треугольники, которые в свою очередь можно скреплять между собой создавая самые невероятные формы и фигуры. Клей для сборки не нужен, не нужны вообще никакие дополнительные приспособления, фигура держится выступов которые вставляются в пазы.
Поначалу выглядит странно и непонятно, но после сборки первого кубика остальные собираются с закрытыми глазами.
Картон плотный, теплый и шуршит. Кубики скрепляются между собой специальными скобками которые вставляются в пазы. Скобки потом можно аккуратно вынуть и использовать повторно, но даже если некоторые погнутся - не страшно, в наборе их с избытком.
Кубики большие, из удобно держать в руках, а построенные из них фигуры выходят достаточно жесткими чтобы с ними играть без опаски что что-то сломается.
В комплекте есть инструкция с примерами что же можно собрать из кубиков - пригодится чтобы понять принцип. А вообще, эти кубики сами по себе провоцируют проявлять фантазию, так у нас получился, например, жираф ростом практически с ребенка.
Еще из кубиков можно собирать мебель или изобретать арт-объекты. На них можно рисовать. Кубики продаются в виде нескольких наборов, отличающихся количеством и наличием тех или иных дополнительных деталей, самые простые - кубики в виде зверюшек, чуть посложнее - семейка йох-хо, тут просто фигурки человечков из пары кубиков, ручки-ножки и напечатанные лица-рожицы.
Тут нет ничего сложного, картон гипоаллергенный и натуральный, в нем нет никаких вредных красителей и примесей, такая игра развивает воображение и пространственное мышление и в тоже время 6-ти летний ребенок вполне может справится с конструктором без помощи взрослых –
Единственное - кубики довольно большие, в этом и плюс, и минус. С одной стороны, их очень удобно держать в руках и собирать, а с другой - собранные фигуры занимают довольно много места, но зато из потом можно полноценно использовать для игр с куклами.
Это умный, развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество, крафтовый оригинальный и уникальный, конструктор.
Конструирование из йохокуба полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Конструктор через игру развивает абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности и мелкую моторику. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Все детали выполнены из прочного экологичного картона (усиленный картон 1,5 мм), они надёжно и легко крепятся друг к другу, не рассыпаются и не мнутся. Размер одного кубика: 8 см и постройки из йохокубиков получаются действительно крупными. Что можно сделать из кубиков? Из них можно построить целые сказочные миры с небоскрёбами, деревьями, животными, техникой, роботами. Кубики пригодны к многократному использованию для создания новых форм без использования клея.
Неяркий конструктор лучше, чем все цветные конструкторы до него, просто потому что йохокуб очень похож на майнкрафт, который так любят дети; отчасти с помощью этого конструктора дети могут оказаться в игрушечной реальности - из разных частей кубиков можно построить целый город, и сами раскрасить и подписать кубики как хочется! [15,16].
Этот конструктор развивает: на любом этапе игры подключаются и логика и фантазия и воображение и творчество.
Элементарно, но с умом: мелкая моторика – очень важна для детей, для взрослых тоже, и пусть картон и кажется простым занятием, но для конструирования таки потребуют навыки, - вроде бы и пазлы, но при этом и совмещение объемных деталей по схеме, и все вместе эксперимент – кажущаяся простое скрывает под собой массу возможностей для развития и увлечения.
Выводы по первой главе
В первой главе нами была предпринята попытка раскрыть сущность понятия творческое конструирование, выявить особенности творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста. В результате изучения и анализа литературы мы пришли к выводу, что творческое конструирование –это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.
Исследуя творческую конструкторскую деятельность детей дошкольного возраста, мы изучали особенности решения ими творческих конструкторских задач, выясняя при этом возможности эффективного развития конструкторского творчества в условиях дошкольных учебных заведениях.
Реализация творческого конструирования отражается в деятельности человека, результатом которой является создание нечто нового, приводящего к новым знаниям о мире, новым переживаниям и чувствам, отражающим новое отношение к действительности.
Анализ теоретических основ развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста по средствам йохокуба позволяет сделать следующие выводы.
Творческое конструирование - один из важных факторов развития личности ребёнка. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому творческому конструированию. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в творческом конструировании, В основе методики творческого развития должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческой активность к восприятию окружающего мира.
В результате мы выяснили, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным для развития творческого конструирования. Естественно, что детям должны быть известны приемы конструирования объектов, иначе трудности в конструировании незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.
Таким образом, развитие творческого конструирования, занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, поскольку за ним стоит не только развитие творческих качеств человека, но и всей личности в целом в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе.
«Йохокуб» развивает: на любом этапе игры подключаются и логика и фантазия и воображение и творчество [17].
Элементарно, но с умом: мелкая моторика – очень важна для детей, для взрослых тоже, и пусть картон и кажется простым занятием, но для конструирования таки потребуют навыки, - вроде бы и пазлы, но при этом и совмещение объемных деталей по схеме, и все вместе эксперимент – кажущаяся простое скрывает под собой массу возможностей для развития и увлечения.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по конструированию в современных условиях педагогического процесса, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по творческому конструированию.
ГЛАВА II.ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЙОХОКУБА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
2.1 Определение начального уровня развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-практическая работа по развитию творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста посредствам конструктора йохокуб проводилась на базе г. Нижневартовска ДС №77 «Эрудит» с апреля по май 2024 года. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет старшей группы «Сказка»
С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру опытно – практической работы и исследовали процесс развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста при условии систематической работы педагога с детьми над «йохокубом».
Это включает в себя:
Диагностику уровня развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
Разработку комплекса игр по развитию творческого конструирования старших дошкольников посредством йохокуба.
Диагностику уровня достижений детей на контрольном этапе, заключающаяся в повторном проведении диагностики, с целью определения итогового уровня развития творческого конструирования у испытуемых.
Заключительный этап состоял в сравнении результатов, полученных в процессе проведения опытно – практической работы, на основе которых впоследствии были сформулированы выводы.
Цель начального этапа направлена на выявление исходного уровня творческого конструирования старших дошкольников.
На начальном этапе были поставлены следующие задачи:
-выбрать диагностические методики и критерии, направленные на определение уровня развития творческого конструирования старших дошкольников;
-определить диагностический инструментарий;
-провести диагностику уровня сформированности творческого конструирования старших дошкольников.
Уровень творческого конструирования исследовался на основе методики, разработанной автором-составителем Репринцева Г.А.
Цель – определение способностей к творчеству в конструктивной деятельности у дошкольников.
Диагностика проводится на основе наблюдения за детьми в свободной и в совместной образовательной деятельности с педагогом в процессе творческого конструирования с йохокубом.
Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:
- самостоятельность (выполнение действий, решение каких либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников);
- инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, отличаются на общем фоне группы);
- упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач разного рода);
- способность к сотрудничеству (отношение к коллективным играм, связанным с конструированием, готовность к диалогу и сотрудничеству при коллективном конструировании чего-либо);
- качество продуктов конструктивной деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности: самостоятельность замысла и выполнения, оригинальность изделия, старание при изготовлении);
- уровень сложности/диапазон конструктивной деятельности (конструирование по образцу, по условиям и по замыслу).
Критерии оценки показателей.
Высокий уровень - выполняет самостоятельно постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), работает над постройкой.
Средний уровень - делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий уровень - не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Замысел неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Ребенок не может объяснить их смысл и способ построения.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования творческого конструирования дошкольников по методике Репринцева Г.А. получили следующие результаты, обозначенные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты испытуемых по методике (по Репринцева Г.А.)
№
Имя ребенка
Наблюдение осуществляется по следующим критериям
Итоговый показатель (Уровень)
самостоятельность
инициативность
нестандартность, оригинальность
упорство достижении результата
способность к сотрудничеству
качество продуктов
уровень сложности
1
Дима Т
с
в
с
н
н
с
с
Средний
2
Михаил А
с
в
н
с
н
с
с
Средний
3
Кира А
с
с
н
н
в
в
с
Средний
4
Виктория Г.
в
в
с
в
в
в
с
Высокий
5
Соня В
в
в
с
с
н
н
с
Средний
6
Амелия Н
с
с
с
н
н
с
с
Средний
7
Богдан Р.
с
с
н
в
с
с
с
Средний
8
Михаил Д.
в
с
с
с
в
с
с
Средний
9
Степан П
с
в
с
с
с
с
с
Средний
10
Савелий К
с
с
с
с
в
с
с
Средний
11
Света Ш
с
с
с
с
с
с
с
Средний
12
Максим Г.
с
н
с
н
н
н
н
Низкий
13
Анна К
н
н
н
с
н
н
н
Низкий
14
Алина Б
в
в
в
в
в
с
в
Высокий
15
Сандра П
с
с
с
н
с
н
с
Средний
16
Алиса И
н
н
н
с
н
н
н
Низкий
17
Алексей В
с
с
с
с
в
с
с
Средний
18
Ирина К
с
с
с
с
с
с
с
Средний
19
Ксения Д
н
н
н
с
н
н
н
Низкий
20
Марат Б
в
в
в
в
в
с
в
Высокий
По данной методике дети показали следующие результаты: у 3 детей - это 15% показатель уровня творческого конструирования находится высокий уровень, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием. Четыре ребёнка с низким показателем уровня развития творческого конструирования, что составляет 20% - 13детей. У 65% от всей группы детей, это 13 детей, которых испытывали трудности в работе, творческое конструирование находится на среднем уровне. Дети испытывают трудности в самостоятельности изготовления построек, мало инициативны, отсутствует оригинальность, присуща стандартность мышления. Дети не уверены в себе, испытывают трудности при работе с конструктором «йохокуб», затрудняются в работе конструктивной деятельности. Плохо «читают» схемы.
Уровни развития творческого конструирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты начального этапа обследования уровня развития творческого конструирования
Как видно из рисунка 1, большинство обследованных детей продемонстрировали средний уровень развития творческого конструирования, что составило 65%. Высокий уровень развития творческого конструирования был выявлен у 15% детей, низкий уровень составил 20%.
Отметим причины низкого уровня развития творческого конструирования: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание целостности работы. Один ребёнок с низким уровнем затрудняется в работе с конструктором йохокуб, слабо развита мелкая моторика рук, тяжело сгибает заготовку детали. Ребёнок со средним уровнем нечетко понимает поставленные задачи, затрудняется в решении проблемных ситуаций. С высоким уровнем ребёнок с работой справляется быстро, чётко работает с материалом, понимает и читает схемы.
Таким образом, полученные результаты опытно – практической работы свидетельствуют о необходимости специального обучения детей навыкам работы в процессе игр с конструктором йохокуб.
2.2. Реализация комплекса игр с йохокубом для развития творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста
С учетом результатов проведенной диагностики исходного уровня развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста был составлен и апробирован комплекса игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на первичную диагностику по методике развития творческого конструирования, мы выявили четырёх детей, у которых развитие творческого конструирования находится на низком уровне и тринадцать детей, у которых развитие творческого конструирования находится на среднем уровне.
Комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, продуктивных, практических, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Принципы разработки комплекса игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста
• принцип построения процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, чтобы быть включенным в процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему;
• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
• принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информация о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия;
• принцип продуктивности подчеркивает прагматичность технологии йохокуб, обязательность ориентации детской деятельности на получение значимого и реального результата, имеющего прикладную значимость;
• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Цель комплекса игр: организация обучения детей навыкам творческого конструирования.
Данный комплекс игр соответствует принципам Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, он соответствует основным педагогическим принципам - содержателен, насыщен, полифункционален, доступен, безопасен.
Комплекс игр по развитию творческого конструирования старших дошкольников посредством йохокуба представлен в таблице 3.
Таблица 3
Комплекс игр по развитию творческого конструирования старших дошкольников посредством йохокуба
Название игры
Цель
Методы организации
игры
«Знакомство с йохо-конструктором»
Знакомство дошкольников с йохо-конструктором, создание из плоской фигуры объемную.
Обсуждение и решение проблемной ситуации в группе.
Игра космодром
Знакомство дошкольников с созданием из йохо-конструктора космических кораблей с помощью соединения деталей.
• наблюдение
• беседа
•постановка проблемы
Игра – выставка «Ракет»
Формировать умения детей работать совместно, учить заменять одни детали другими
• наблюдение
• беседа
•выставка
Игра «Путешествие в город Фигур»
развитие творческого конструирования., учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры
• наблюдение
• беседа
•проблемная ситуация
• выставка
Игра «Наш город»
Созданием из йохо-конструктора здания, дома.
• беседа
•проблемная ситуация
Игра «Город будущего»
развитие творческого конструирования, учить создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
• рассматривание иллюстраций
• беседа
•проблемная ситуация
Игра «Моё любимое животное»
Созданием из йохо-конструктора домашних животных..
Обсуждение и решение проблемной ситуации в группе.
Игра «Воображаемое животное»
развитие творческого конструирования.
• беседа
• конкурс
Игра «Составь рассказ»
развитие умения составлять рассказ по схеме,
конструкторских возможностей детей с «йохокубом»
• наблюдение
• беседа
•проблемная ситуация
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении должна следовать принципу вариативности и предусматривать наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материалов, появление новых предметов с целью реализации принципа трансформируемости. С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. С учетом принципа безопасности, все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, оборудован центр конструирования в максимально освещенной зоне групповой комнаты, в оптимально спокойном и бесшумном месте [10]. Для каждой игры с йохокубом мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня развития навыков творческого конструирования старших дошкольников. В зависимости от задачи, выделяли главные выразительные средства для передачи образа. Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу.
В играх «Знакомства с йохокубом», «Путешествие в город Фигур» у детей сформировались представление о современном 3Д конструкторе «йохокуб»; дети научились создавать схемы будущих построек; происходит активизация словарного запаса, путем употребления новых слов
В играх «Космодром», «выставка Ракет» дети научились применять некоторые правила создания прочных конструкций; проектировать конструкции по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям, разрабатывать свой объект. Стали предлагать свои варианты объекта; выбирают наиболее соответствующие объекту средства и материалы их сочетание, по собственной инициативе интегрирует виды деятельности. Смогли встроить в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание ракеты и т.п., использует созданные конструкции в играх. Легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяет высоту, площадь, устойчивость; свободно сочетает и адекватно взаимозаменяет детали в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом и творческим замыслом.
В играх «Наш город», «Город будущего» дети познакомились с сюжетом мультфильма «Йоко», появилась мотивация к созданию нестандартных зданий и сооружений. Дети понимали в реалии, что герой мультфильма Йоко нуждается в их постройке, дети размышляли, зарисовывали схемы новых зданий и с удовольствием их изготавливали. Они проявляли инициативу в творческом конструировании, высказывали собственные суждения и оценки, передовая свое отношение к модели. Научились самостоятельно определять замысел будущей работы, фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей.
Игры «Моё любимое животное», «Воображаемое животное» оказались самые интересными на наш взгляд. Дети с легкостью справлялись с поставленной задачей. Умело «Читали» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей. Планируемую деятельность, доводили до результата, адекватно оценивая его; вносили необходимые изменения в работу, включая детали, дорабатывает конструкцию. Используя детали с учетом их конструктивных свойств (формы, величины, устойчивости, размещения в пространстве); видоизменяли технические модели; адекватно заменяли одни детали другими; определяя варианты технических деталей.
К концу нашей опытно – практической работы мы видим как усовершенствовались навыки детей в работе с йохокубом, повысился уровень творческого конструирования.
Проделанная работа показывает, что внедрение комплекса игр по развитию творческого конструирования по средствам конструктора йохокуб детей старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей творческого конструирования. Взаимосвязь различных видов деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей творческому конструированию.
2.3. Оценка динамики уровня развития творческого конструирования старших дошкольников на основе проведенной опытно-практической работы
По завершении педагогической деятельности, направленной на внедрение системы работы у детей дошкольного возраста была проведена сравнительная диагностика.
Была организована повторная диагностика развития конструктивной деятельности дошкольников, автор-составитель Репринцева Г.А.
Результаты повторной диагностики развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста представлены в диаграммах и обобщены в таблицах 2.
Таблица 2
Результаты испытуемых по методике (по Репринцева Г.А.)
№
Имя ребенка
Наблюдение осуществляется по следующим критериям
Итоговый показатель (Уровень)
самостоятельность
инициативность
нестандартность, оригинальность
упорство достижении результата
способность к сотрудничеству
качество продуктов
уровень сложности
1
Дима Т
в
в
в
с
с
в
в
Высокий
2
Михаил А
с
в
с
с
с
с
с
Средний
3
Кира А
в
в
в
с
в
в
в
Высокий
4
Виктория Г.
в
в
в
в
в
в
в
Высокий
5
Соня В
в
в
в
с
с
с
с
Средний
6
Амелия Н
с
в
в
с
с
с
с
Средний
7
Богдан Р.
с
в
в
в
в
с
в
Высокий
8
Михаил Д.
в
с
с
в
с
с
с
Средний
9
Степан П
с
в
в
в
с
в
в
Высокий
10
Савелий К
с
в
в
в
в
в
Высокий
11
Света Ш
в
в
в
в
в
в
в
Высокий
12
Максим Г.
с
с
с
н
с
с
с
Средний
13
Анна К
с
с
с
с
с
н
с
Средний
14
Алина Б
в
в
в
в
в
в
в
Высокий
15
Сандра П
с
в
с
с
с
с
в
Средний
16
Алиса И
с
с
с
с
с
с
с
Средний
17
Алексей В
с
в
в
в
в
в
в
Высокий
18
Ирина К
в
в
в
в
в
в
в
Высокий
19
Ксения Д
с
с
с
с
с
с
с
Средний
20
Марат Б
в
в
в
в
в
в
в
Высокий
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:
После проведения игр на развитие творческого конструирования по средствам конструктора йохокуб, мы получили хорошие результаты.
Четверо детей с низкого уровня поднялись на средний. Таким образом, 55% 11 детей теперь имеют высокий уровень развития творческого конструирования. Дети с высоким уровнем с большим интересом подходят к поставленной проблеме, рассказывают о своей постройке, что сделали, как сделали. 45% детей имеют средний уровень развития, без помощи педагога работают с конструктором йохокуб, понимают схему, и творческих подходят к изготовлению работы. Детей с низким уровнем не выявлено, результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2 Результаты завершающего этапа диагностирования творческого конструирования
Итоговая диагностика позволила провести сравнительный анализ и увидеть положительную динамику. Четверо детей с низкого уровня поднялись на средний.
Рис.3.Сравнительные результаты в ходе начального и завершающего этапа
Наблюдения за процессом сборки конструирования показало, что во время сборки конструкций, все дети проявляли инициативу. Некоторые из детей вызывались помогать тем детям, которым не удавалось собрать детали. Часть детей, всегда пытается придумать собственную модель, собираемую из деталей конструктора. Все воспитанники проявляли заинтересованность и усидчивость при сборке деталей, способность к постановке целей достижения, а также проявляли творческую активность.
Многие дети с высоким уровнем творческого конструирования экспериментируют в создании моделей технических объектов, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания технической модели, выбора способов создания модели; демонстрирует высокую техническую грамотность; планируют деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность. Анализируют постройку, создают интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт.
Адекватно оценивают собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Именно это способствует развитию творческого конструирования, поощрению выдвижения детьми идей, связанных с улучшением создаваемой модели; организации детьми действий сверстников; предоставлению детям самостоятельности в сборке моделей; оценке детьми своих возможностей, и умению радоваться результатам успеха каждого ребенка.
Актуальным для детей стал такой факт, что каждая модель становилась оригинальной и неповторимый, чем сложнее творение, тем оно масштабнее и красивее.
Выводы по второй главе
Во второй главе работы была проведена опытно-практическая работа по развитию творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста посредствам игр с конструкторам йохокуб.
Были получены следующие результаты начальной диагностики: уровень развития у 3 детей - это 15% показатель уровня творческого конструирования находится выше нормы, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием. Четыре ребёнка с низким показателем уровня развития творческого конструирования, что составляет 20% - 13детей. У 65% от всей группы детей, это 13 детей, которых испытывали трудности в работе, творческое конструирование находится на среднем уровне. Дети испытывают трудности в самостоятельности изготовления построек, мало инициативны, отсутствует оригинальность, присуща стандартность мышления. Дети не уверены в себе, испытывают трудности при работе с конструктором «йохокуб», затрудняются в работе конструктивной деятельности. Плохо «читают» схемы.
Был внедрен комплекса игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста. Игры по развитию творческого конструирования проходили интересно и принесли хорошие результаты.
Итоговая диагностика позволила провести сравнительный анализ и увидеть положительную динамику. Четверо детей с низкого уровня поднялись на средний.
Таким образом, 45% детей теперь имеют высокий уровень развития творческого конструирования и 55% детей имеют средний уровень развития. Детей с низким уровнем не выявлено.
Таким образом, в ходе реализации формирующей работы нам удалось:
- снизить количество детей с низким уровнем развития творческого конструирования;
- повысить количество детей с высоким уровнем развития творческого конструирования;
- повысить количество детей со средним уровнем развития творческого конструирования;
Внедряя комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.
1. Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
2. У детей развиваются творческое конструирование и волевые качества личности (умение довести дело до конца).
3. Дети стали проявлять инициативу и выразительнее созывать постройку.
4. У детей появилось желание придумать историю или ситуацию.
Таким образом, можно отметить, что разработанный комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста показал положительную динамику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.
Творческое конструирование детей предполагает определенную избирательность в использовании мыслительных действий, совокупность умственных и практических операций, обусловленных их субъективными особенностями, актуализируемыми при решении задачи. Эти факторы направляют поисковый процесс, вовлекая в него потребности, знания, опыт, внимание, воображение и т.п. Детальный анализ всех звеньев творческого процесса позволяет определить индивидуальные особенности творческой конструкторской деятельности дошкольников, творческих стратегиальных тенденций, мыслительных действий, поведенческих реакций, а также закономерностей процессуально-динамической структуры конструирования с целью их дальнейшей оптимизации. В процессе изучения вопроса о специфике развития творческого конструирования детей дошкольного возраста выявилось, что творческое конструирование в этом возрасте носит преобладающе непроизвольный характер.
После проведенной нами диагностики развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе были получены следующие результаты: 15%, средний уровень - 65% и низкий уровень, что составил 20%.
Для повышения уровня развития творческого конструирования у старших дошкольников, нами был внедрен комплекс игр с йохокубом, направленный на развитие творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной нами диагностики развития творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе нашей опытно – практической работы четверо детей с низкого уровня поднялись на средний. Таким образом, 55% 11 детей теперь имеют высокий уровень развития творческого конструирования и 45% детей имеют средний уровень развития.
Для каждой игры с йохокубом мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня развития навыков творческого конструирования старших дошкольников. В зависимости от задачи, выделяли главные выразительные средства для передачи образа. Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу.
В ходе реализации комплекса у детей сформировались представление о современном 3Д конструкторе «йохокуб»; дети научились создавать схемы будущих построек; происходит активизация словарного запаса, путем употребления новых слов.
Дети научились применять некоторые правила создания прочных конструкций; проектировать конструкции по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям, разрабатывать свой объект. Стали предлагать свои варианты объекта; выбирают наиболее соответствующие объекту средства и материалы их сочетание, по собственной инициативе интегрирует виды деятельности. Смогли встроить в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание ракеты и т.п., использует созданные конструкции в играх. Легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяет высоту, площадь, устойчивость; свободно сочетает и адекватно взаимозаменяет детали в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом и творческим замыслом.
Дети проявляли инициативу в творческом конструировании, высказывали собственные суждения и оценки, передовая свое отношение к модели. Научились самостоятельно определять замысел будущей работы, составлять инженерную книгу, фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей.
Дети научились с легкостью справлялись с поставленной задачей. Умело «Читали» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей. Планируемую деятельность, доводили до результата, адекватно оценивая его; вносили необходимые изменения в работу, включая детали, дорабатывает конструкцию. Используя детали с учетом их конструктивных свойств (формы, величины, устойчивости, размещения в пространстве); видоизменяли технические модели; адекватно заменяли одни детали другими; определяя варианты технических деталей.
К концу нашей опытно – практической работы мы видим, как усовершенствовались навыки детей в работе с йохокубом, повысился уровень творческого конструирования.
Проделанная работа показывает, что внедрение комплекса игр с по развитию творческого конструирования по средствам конструктора йохокуб детей старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей творческого конструирования. Взаимосвязь различных видов деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей творческому конструированию.
Таким образом, в ходе выполнения данной работы, была достигнута поставленная во введении цель и были выполнены все задачи, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воробьева М.В. Данилина Т.А. Методическое пособие клуб «Йохокуб» для дошкольного образования- М., 2019 -45 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. – 182 с.
Данилина Т.А., Кудрявцева Е.Л. Пособие для педагогов и родителей детей 3-7 лет. Как и чем заняться с ребенком дома, не прерывая образовательный процесс.
Дьянченко, О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами». М.: Педобщество России. 1998. – 399 с.
Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2012. – 112 с.
Лиштван, З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 30е, доп. М.: «Просвещение», 1979.- 176с.
Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2010 – 175 с.
Лукьянова С. А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61.
Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М. - Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. - с.34-64.
Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учебное пособие / В. Ю. Медведев. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2004. 79 с.
Интернет ресурс: Николаева Е. В. Арт-объект и его коммуникативные пространства // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание – 2013. – №1. [Электронный ресурс]: URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/182.html&j_id=13
Носачева Н. В., Шанина Е. С. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения // Молодой ученый. - 2017. - №11.1. - С. 44-47.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с.
Сес Н.А., Щирова А.Н. Арт-объект как специфичная художественная форма // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 23-24;
Степанов А. В. Арт-дизайн: структура и содержание понятия / А. В. Степанов // Вестник Учебно-методического объединения по профессиональному образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. № 2. С. 135–137.
Тарасова А. Г. Т 19 Проектирование арт-объектов: учебное пособие / А. Г. Тарасова. Екатеринбург: (Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 75 с. ISBN 978-5-8050-0575-7)
Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Д. В. Менджерицкой. - Москва: Просвещение, 1973. - 48 с.
Челышева, Ю. В. Steams-среда и навыки будущего / Ю. В. Челышева // STEAMS практика в образовании: Сборник лучших STEAMS практик в образовании / Сост. Е. К. Зенов, О. В. Зенкова, - Москва: Издательство «Перо», 2021. – С. 13-15
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие / Н.В.Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Интернет ресурс: Журнал «Обруч» 2019г. [Электронный ресурс]:URL: https://yohocube.ru/doc/Obruch--2019-03-Yohocube.pdf
Интернет ресурс: интернет-выставка [Электронный ресурс]:URL: https://productcenter.ru/products/29717/konstruktor-iokhokub
Приложение №1
Комплекс игр по развитию творческого конструирования старшего дошкольного возраста посредством йохокуба.
№1 Игра «Знакомство с йохо-конструктором»
Цель: Знакомство дошкольников с йохо-конструктором, создание из плоской фигуры объемную.
Ход игры: Вводная часть Приветствие «Здравствуйте, ребята!».
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу. Скажем «Здравствуйте» друг другу!
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. Доброе утро, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я на столе обнаружила схемы, и еще большую коробку там, что-то нарисовано. Давайте посмотрим.
Дети: Да это новый конструктор.
Воспитатель: Давайте откроем коробку и рассмотрим его.
Основная часть:
(Садятся на коврик. Воспитатель открывает схему, читает, показывает детям, открывает коробку рассматривает конструктор)
Воспитатель: Так что же такое «йохокуб»
Дети: Это картонный конструктор, позволяющий создавать различные фигуры из кубов и призм.
Воспитатель: Но, мы с вами так и не узнали, кто, же нам отправил письмо?
(дети предлагают научиться собирать детали из «йохокуб»).
Воспитатель: Вот, какие вы молодцы
(Дети и воспитатель подходят к столу, где находится конструктор
«йохокуб»).
№2 Игра«Путешествие в город Фигур»
Цель: развитие творческого конструирования, учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры
Ход игры: Вводная часть Приветствие «Здравствуйте, ребята!».
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу. Скажем «Здравствуйте» друг другу!
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. Доброе утро, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я на столе обнаружила конверт, там написано «Детский сад старшей группе. Это вам?
Дети: Да!
Воспитатель: Откроем и посмотрим, что же в нём.
Основная часть:
(Садятся на коврик. Воспитатель открывает письмо, читает)
«Дорогие ребята! Пишут вам жители волшебной страны «Йохокубия». В нашей стране произошла беда: злая колдунья перепутала все фигуры. Теперь мы незнаем, как нам собрать фигуры и какие они бывают. Очень надеемся на вашу помощь! Помогите нам, пожалуйста, ребята! Чтобы вы знали, как к нам добраться, мы выслали подсказки».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем героям? (Ответы детей). Для этого нам предстоит отправиться в далёкое путешествие и пройти несколько испытаний. Готовы? Ребята, а что это за страна такая «Йохокубия»? (Ответы детей) (Просмотр презентации)
Воспитатель: Так что же такое «йохокуб»
Дети: Это картонный конструктор, позволяющий создавать различные фигуры из кубов и призм.
Воспитатель: Значит страна «Йохокубия»?
Дети: Это картонная страна.
Воспитатель: Я предлагаю Вам самим изготовить из конструктора разные фигуры и рассказать о полученных фигурах жителям этого города.
Вот мы и подошли с вами к самому главному и сложному испытанию: посмотрим у кого, что получилось. Кто хочет рассказать о своей фигуре, и где ее можно использовать.
№3 Игра «Космодром»
Цель: Знакомство дошкольников с созданием из йохо-конструктора космических кораблей с помощью соединения деталей.
Ход игры воспитатель вносит косвенный предмет для игры – игрушечную маленькую ракету. Скажите, ребята, что это?
Дети: Ракета
Воспитатель: Правильно ракета, скажите из каких деталей она состоит? Что есть у ракеты? (Иллюминатор, корпус,…). Какой формы бывают ракеты? (Ответы детей: квадратные, прямоугольные, цилиндр). А какой формы, чаще всего, может быть иллюминаторы? (Ответы детей: круглая). Хорошо. Перед вами конструктор «йохокуб», из которого мы и будем строить ракету, но каждый сам придумает свою схему. Предлагаю сначала нарисовать ракету. (Схема ракеты на столе) (Каждый ребёнок получает комплект конструктора для постройки ракеты и строит, затем объединяем в один, как показано на макете). Молодцы, ребята! Теперь чтобы ракета получился красивой, и ярким, мы его раскрасим! (Практическая работа детей. В ходе конструирования воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей.)
Воспитатель: Мы справились с заданием и ракеты получились очень замечательные.
№4 Игра– выставка «Ракет»
Цель: Формировать умения детей работать совместно, учить заменять одни детали другими
Ход игры Ребята какие интересные и необычные ракеты у Вас получились на прошлом занятии, их так много. Мне очень хочется, что бы Вы показали свое творчество другим детям нашего сада и родителям. Как же это сделать
Дети: конкурс, выставку, музей.
Воспитатель: Здорово Я предлагаю Вам создать выставку. А что бы ее было интересно смотреть, давайте посмотрим, как это бывает. (дети смотрят видео выставки космического музея) дети предлагают создать космическую станцию, дополнить ее космическими кораблями, спутниками и т.д)
Воспитатель: Ну что ребята, работы у нас много, нужно работать дружно и слаженно принимайтесь за работу.
По окончанию работы дети создали выставки и поиграли с постройками.
№5 Игра «Наш город»
Цель: Созданием из йохо-конструктора здания, дома.
Ход игры: Скажите, ребята, из каких деталей состоит дом? Что есть у дома? (Стены, потолок, крыша). Какой формы бывают стены? (Ответы детей: квадратные, прямоугольные). А какой формы, чаще всего, может быть крыша? (Ответы детей: треугольная). Хорошо. Перед вами конструктор «Йохокуб», из которого мы и будем строить дома. (Макет дома на столе) (Каждый ребёнок получает комплект конструктора для постройки дома и строит домики, затем объединяем в один, как показано на макете). Молодцы, ребята! (Практическая работа детей. В ходе конструирования воспитательоказываетпомощь,советует,наблюдает за деятельностью детей.)
Воспитатель:Мы справились со всеми испытаниями и помогли жителям волшебной страны. Смотрите, какой красивый дом мы им сделали! А теперь мы можем создать целый город!
№6 Игра «Город будущего»
Цель: развитие творческого конструирования, учить создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
Ход игры: К солнышку руки мы потянули,
Лучики взяли, к сердцу прижали.
Мы улыбнулись, гостям лучик дали.
Здравствуйте гости, мы вас всех ждали.
- Ребята, вы любите свой город?
Дети: да, очень.
Воспитатель: Как называется наш город.
Дети: Нижневартовск.
Воспитатель: На прошлом занятии вы создали замечательные дома, и они очень похожи на дома нашего города Нижневартовск. Хотели бы вы улучшить наш город? Что нужно построить, что бы наш город стал еще лучше и современнее? Что бы наш город Нижневартовск стал городом будущего.
Дети: парки, летающие дома, космодромы, быстрые, скоростные дороги, мосты, электромобили….
Воспитатель: Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма (смотрят отрывок из мультфильма «ЙОКО» https://www.youtube.com/watch?v=3WrzKNWzJ8c). Вы узнали, что это за мультфильм? Кто его главный герой? Посмотрите, Йоко строит город будущего. Давайте же и мы примемся за работу.
Отличная работа! Теперь чтобы город стал ярким, мы его раскрасим! (Практическая работа детей. В ходе конструирования воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей.)
Воспитатель: Мы справились с заданием и наш город будущего получились очень красивым.
№7 Игра «Моё любимое животное»
Цель: Созданием из йохо-конструктора домашних животных.
Ход игры: Ребята, у меня для вас есть загадки, послушайте внимательно и отгадайте. 1. Без расчески причесался, И умылся без воды, В кресло мягкое забрался, И запел на все лады. (Кот) 2.У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, потому что я .(собака)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки. Где же живут эти животные?
Ответы детей: Кошка, собака – домашние животные.
Воспитатель: Предлагаю воспитанникам изготовить модель и представить свое любимое животное. Отмечаю оригинальность, выразительность, удачное использование дополнительных материалов. Предлагаю воспитанникам отметить, какие животные им понравились. Понравилось ли вам конструировать из йохокуба? Как вы можете использовать свои поделки? Предлагаю воспитанникам поиграть. Предлагаю детям оценить свою работу на занятии.
№ 8 Игра «Воображаемое животное»
Цель: развитие творческого конструирования.
Ход игры: Звучит аудио приглашение в игру:
«Внимание! Внимание!
1, 2, 3, 4, 5 – собираемся играть!
А в игре мы будем вместе, Так нам будет интересней!
Воспитатель: Вот это предложение! Я очень хочу играть, кто тоже хочет, присоединяйтесь!
Воспитатель: Ребята, интересно, для чего здесь находится «йохокуб»? (Ответы детей).
Воспитатель: Что вы видите, на кубе? /Дети рассматривают
«йохокуб»/ (Ответы детей).
Воспитатель: Дети замечают, что на одной стороне куба, находится странное животное.
Воспитатель: Ребята кто это? (Ответы детей).
Воспитатель: Да согласна странное животное. Кто же его придумал. Правильно Йоко. Йоко предлагает вам создать своё животное, необычное, выдуманное.
Дети выбирают картинки с животными и приемом налажения составляют свое выдуманное животное.
Воспитатель: у каждого готова схема, можно начинать изготавливать модель выдуманного животного из йохокуба. По своему желанию дети могут: составить несколько предложений, сократить о выдуманном животном.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? Как вы это делали? (Ответы детей). Чему мы с вами научились в игре? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей). Всё ли у вас получилось? Какие были трудности? (Ответы детей). С кем бы вы поделились своими впечатлениями? (Ответы детей).
№ 9 Игра «Составь рассказ»
Цель: развитие умения составлять рассказ по схеме, конструкторских возможностей детей с «йохокубом»
Ход игры: Вариант 1. Дети выбирают картинки, затем кубы по количеству используемых слов в предложении. Самостоятельно скрепляют кубы скобами и на последовательно соединённые кубы прикрепляют картинки и составляют предложения. Каждый ребёнок выбирает своё количество кубов: от 5 и более.
Вариант 2. По своему желанию дети могут: составить несколько предложений, сократить /убрать/ кубы или дополнить /добавить/ новые в свои предложения, перемещать кубы с картинками – предложениями, делиться своими впечатлениями, передавать кубы друг другу.