" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
В последнее время для многих родителей становиться актуальной проблемма "слабых пальцев" у малышей. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребенка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
На мой взгляд, проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. С помощью этой статьи мне бы хотелось помочь родителям будущих первоклассников в подготовке своего ребенка к школе.
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Насколько же важно развитие мелкой моторики? Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Что же такое мелкая моторика рук?
У ребенка могут возникнуть большие трудности с развитием мелкой моторики, если в определенный жизненный этап не уделить этому должного внимания. Развитие мелкой моторики рук необходимо начинать с малых лет. Учить ребенка держать правильно ложку, кисть, карандаш. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. В связи с этим, при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. Как же развить мелкую моторику рук? Этот вопрос является распространённым. Она развивается через множество видов деятельности.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:
1 группа:
игры с пальцами - пальчиковая гимнастика;
- массаж пальцев и ладоней;
- рисование пальцами.
2 группа:
кукольный театр - настольный театр;
- верховой театр.
3 группа:
игры с мелкими предметами - игры с крупами и природным
материалом;
- работа с мелкими игрушками;
- работа с мячом;
- выполнение узоров из мелких деталей
4 группа:
изобразительная деятельность - рисование;
- лепка;
- аппликация;
- конструирование
Так же хорошим помощником в ее развитии служат различные развивающие игрушки, которые можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. В противном случае, ребенок может проглотить любую мелкую деталь или по давиться ей.
Вот несколько простых и эффективных игр, на развитие мелкой моторики:
1. Застегивание, расстёгивание пуговиц и замков, шнуровка. Данная
игра направлена на развитее как мелкой моторики, так и навыка самообслуживания. Позвольте ребенку одеваться самому, даже если это займет больше времени. Так же можно изготовить различные игрушки, где будут молнии, шнурки, пуговицы, банты и т.д.
2. Вырезание — один из самых простых способов развития мелкой моторики. Для этого необходим картон, цветная бумага, клей и ножницы. Пусть ребенок займется вырезанием и приклеиванием картинок и различных геометрических фигур. Так же это развивает воображение.
3. «Чудо баночки». Для их изготовления необходимо несколько банок, различные крупы и небольшое количество мелких игрушек, таких как: детали от «лего», игрушки из «киндер сюрприза». Высыпаете крупы в банки и кладете туда ваши игрушки. Ребенок на ощупь ищет и угадывает, что же там лежит. Так же это развивает тактильные ощущения.
4. Для девочек хорошо подходит изготовление бус. Для этого необходима леска и разные по цвету и размеру бусины. Ребенок учится нанизывать бусины на леску. Также можно изготовить стенд для развития мелкой моторики. Для этого необходимо: не большой лист ДСП, старые шпингалеты, циферблаты, дверные звонки, выключатели, замочки, задвижки и т. д. Все это прикрепляется на лист ДСП. И у вас получается очень интересный и развивающий стенд. Таким образом, процесс развития мелкой моторики рук можно осуществлять не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Это конечно же не все игры на развитие моторики, их перечень может быть доведен до бесконечности, все зависит от ваших фантазий и желания.
Главным правилом является то, что, как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика, определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.