Просмотр содержимого документа
«Разработка НОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Какого цвета море?»»
Разработка НОД по художественно-эстетическому развитию
для детей подготовительной группы на тему:
«Какого цвета море?»
Цель: создание условий для ознакомления детей со способами передачи состояния моря с помощью цвета в живописи, поэзии, музыке.
Задачи:
Способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии и музыки;
Продолжать обучать детей приемам получения с помощью основных цветов дополнительные;
Развивать образное восприятие цвета;
Познакомить с творчеством художника мариниста И.К. Айвазовского и композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Материалы: репродукция картин И.К.Айвазовского, фотографии разного состояния моря в природе, аудиозапись симфонической картины Н.А.Римского-Корсакова «Садко» («Море»), гуашь (белая, черная, желтая, синяя, красная), бумага (ватман), кисти, губки, палитра, салфетки.
Ход занятия.
Дети тихо входят в группу, садятся на стульчики, звучит мелодия «Шум моря»
1 этап.
- Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (Ответы детей)
- Правильно, это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море? Каким оно вам запомнилось? (высказывания детей).
- Я вам предлагаю послушать, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженяна:
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То задумчивым светло-синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива.
Море может быть голубое!
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
-Понравилось? А какие цвета поэт использовал для описания моря? (Ответы детей, при затруднении – помощь педагога)
- Хорошо! А все ли цвета вам знакомы? (педагог поясняет ответы детей)
- Молодцы!
Море, как вы уже понимаете, бывает разного цвета, который зависит от времени суток, освещенности, погоды, глубины. Обратите внимание на фотографии моря, которые я приготовила для вас. На какой из них изображено холодное море, на какой теплое? Тихое, спокойное и бурное? Глубокое? Вечернее? Ночное? Почему вы так считаете? (Ответы детей)
Ребята, я приготовила для вас палитру и кружочки разного цвета и вот вам задание: подберите и разложите на палитре цвета, которыми можно изобразить море (Дети подходят к столику с палитрой и кружочками и активно подбирают цвета, советуются друг с другом). Какие вы молодцы! Теперь у нас с вами есть настоящая морская палитра, к которой мы с вами еще вернемся.
2 этап.
Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотою. А в чем заключается его красота, видели не только поэты, но и художники. Они писали настоящие морские пейзажи, которые правильно называются «Марины», а художники, рисующие море, «маринистами».
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он очень любил море и восхищался им. Я приглашаю вас отправится в небольшое путешествие, и посетить наш мини-музей, чтобы поближе рассмотреть картины этого замечательного художника. (Дети подходят к стенду с репродукциями картин и портретом Айвазовского, рассматривают их и отвечают на вопросы педагога, а затем проходят на свои места.
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что художники показывают различное состояние моря с помощью цвета, поэты – с помощью слов. А как же могут показать нам море композиторы? (с помощью музыки, молоди, звуков).
А чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам внимательно послушать, как изобразил море с помощью музыки великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Дети прослушивают отрывок «Море» из былины «Садко»)
Каким вы увидели море с помощью этой музыки? (сначала тихое, затем бушующее, величественное, и в конце – опять мирное и спокойное).
А как вы думаете, каким цветом его изобразил композитор? (Ответы детей)
Мы сегодня узнали с вами о море так много нового и интересного. Давайте немного отдохнем (педагог проводит физкультминутку).
Физминутка.
Педагог называет состояние моря, а дети с помощью звуков и движений пробуют его изобразить (тихое, гладкое, волнующее, бушующее, штормовое).
3 этап.
Понравились вам репродукции картин с изображениями моря? А хотите почувствовать себя маринистами? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами будем рисовать море, но необычным способом. Он называется «живопись по-мокрому». Сначала обратимся к нашей палитре с цветами. Вам все эти цвета знакомы? Нет. И красок всего пять? Назовите какие? Что же нам делать? Не переживайте ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная таблица, где показано, как можно получить понравившийся цвет. Давайте рассмотрим (педагог объясняет правила работы с таблицей).
Теперь всем надо выбрать цвета и самостоятельно сделать их на своей палитре. Затем чистой водой при помощи губки смочить лист бумаги и нанести кистью получившиеся цвета на свой рисунок. В результате, у нас получится настоящее море. В заключение, можно добавить губкой или кистью белые пенистые волны. А когда наше море подсохнет, вы сможете отправить в плавание по нему вот такие красивые кораблики, чтобы наш пейзаж стал по-настоящему морским. (педагог раздает бумажные кораблики).
Дети приступают к совместному рисованию. Педагог помогает затрудняющимся, подсказывает, как правильно смешать цвета.
Пока морской пейзаж подсыхает, с детьми можно провести сеанс цветотерапии с помощью мультимедиа.
В заключение занятия, дети приклеивают свои кораблики, рассматривают получившийся морской пейзаж и делятся своими впечатлениями. Что они узнали нового? Понравилось им занятие или нет?
Список литературы.
Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ., под ред. Д.А. Шкловера. – М., 1964.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002.
3. Мелик-Пашаев А.А. Цвет, как изобразительное средство в изобразительной деятельности детей // Искусство в школе. 1961. №3-4.
Погосова Я.И. Цветовой игротренинг. – Спб., 2003
Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. – Краснодар, 1993.