kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распространение опыта работы педагога-психолога по проектной деятельности на тему: "Будущий первоклассник".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляется опыт работы педагога-психолога по проектной деятельностис детьми подготовительных групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распространение опыта работы педагога-психолога по проектной деятельности на тему: "Будущий первоклассник".»

Проект на тему «Будущий первоклассник», который реализуется в МБДОУ.


В.А.Сухомлинский говорил, что завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

Актуальность проекта:

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное  отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе.

Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: это неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.



Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Аудитория: педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, дети, родители.

Цель проекта: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

Задачи: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

План реализации проекта проходил в 3 этапа: теоретический, практический аналитический.

1 этап – Теоретический.

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-пространственная среда. Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

В ходе теоретического этапа происходила разработка структуры проекта, и подбирались материалы:

   - изучение научной и методической литературы по теме проекта;

   - диагностика;

   - анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению;

- создавались папки-передвижки с информацией для родителей;

  - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

   - подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

Библиотека пополнилась рассказами, стихами и сказками о школе. Была разработана презентация для детей «Скоро в школу». Воспитатели подготовительных групп пополнили свой профессиональный арсенал дидактическими и настольно печатными играми по теме проекта.

2 этап реализации проекта – практический.

Большая работа была проведена с воспитанниками по реализации проекта.

Проведенные беседы с воспитанниками на темы: «Что я знаю о школе?», «Рабочее место ученика дома» и т.д. позволили получить расширенное представление о школе. В ходе общения ребята узнали о режиме дня будущего первоклассника, школьных правилах, зачем детям надо учиться в школе.

Знакомились с пословицами и поговорками, которые сочинил народ о знаниях и учебе, был организован просмотр и обсуждение презентации для детей «Первый раз в первый класс», выполнялись различные задания на развитие памяти, мышления, внимания, воображения.

В работе с детьми использовалась сказкотерапия. Ребята активно участвовали в инсценировке сказок, выражали подлинные эмоции и чувства, придумывали продолжение сказок, пробовали самостоятельно решить проблемные ситуации.

Цикл сказок о лесной школе раскрыли пять основных тем для детей: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью и школьные конфликты.

Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда обворачивается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у детей, помочь им адаптироваться к школе мы познакомились со следующими сказками: «Создание лесной школы», «Букет для учителя», «Игры в школе», «Школьные правила».

Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Сказки: «Госпожа аккуратность», «Собирание портфеля» оказывали организующее влияние на учебную деятельность, учили детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относится к ним, развивали аккуратность и самостоятельность.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. Сказки: «Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Подсказка» позволяют детям понять логику и процесс обучения и адекватно относится к результатам своей деятельности.

Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания детей на свежем воздухе, чрезмерное увлечение телевизионными передачами или играми в компьютер мы с детьми находили разрешение в следующих сказках: «Обманный отдых», «Прививка», «Больной друг».

«Ябеда», «Обида», «Задача для лисенка», «Спорщик», «Грубые слова». Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Эти сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

Ребята проявляли свое дизайнерское творчество на тему: «Моя волшебная буква», лепили буквы и цифры из пластилина и соленого теста, затем их раскрашивали и украшали различными бусинками, поедками, раскрашивали рисунки и составляли сюжеты из мозаики на школьную тематику.

В рисунках проявили свою фантазию на тему: «Моя школа», «Дорога в школу», «Букет для учителя», «Любимая игра», «Школьные правила».

Конструировали по темам: «Моя школа», «Рабочее место ученика в школе и дома».

Воспитанники проявили творчество в составлении описательных рассказов на тему: «Я в школе дошкольника», «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду», «Мой будущий портфель».

Совместно с воспитателями и педагогом-психологом создали альбомы с ребусами и кроссвордами, загадками, стихами о школе.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Дети совместно с родителями дома составляли фантазийные рассказы на тему: «Мой первый день в школе», оформляли иллюстративные журналы «Скоро в школу».

В итоге у воспитанников:

  • повысился уровень мотивационной готовности к обучению в школе;

  • сформировалась «внутренняя позиция школьника», коммуникативных умений и навыков, личностных качеств, позитивного отношения к обучению, предпосылок к учебной деятельности;

  • уменьшился страх перед будущим поступлением в школу.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ливадняя Ирина Викторовна

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства