К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.
В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому семьи, испытывающие эти проблемы, и называют неблагополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различные виды аномального воздействия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2 вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал и в какой поочередности - маму, папу или себя; папу, маму и себя: себя, маму, папу?
4 вопрос: Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, если бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом маме, поделился бы с ней или нет?
5 вопрос: Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, если бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом папе, поделился бы с ним или нет?
А как он тебя наказывает?____________________________________________
8 вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) (соответственно полу), у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы также относился, воспитывая(ее), как к тебе относятся родители или по-другому?
Отметьте наличие факторов социального риска в семье ребенка.
1. Социально-экономические факторы:
а) низкий материальный уровень жизни
б) нерегулярные доходы
в) плохие жилищные условия
2. Медико-социальные факторы:
а) инвалидность или хроничекие заболевания членов семьи
б) вредные условия работы родителей
в) пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами
3. Социально-демографические факторы:
а) неполная семья
б) многодетная семья
в) семья с повторным браком и сводными детьми
4. Социально-психологические факторы:
а) семья с эмоционально-конфликтными отношениями супругов
б) деформированные ценностные ориентации
5. Психолого-педагогические факторы:
а) семья с низким образовательным уровнем
б) педагогически некомпетентные родители
6. Криминальные факторы:
а) алкоголизм, наркомания
б) аморальный образ жизни
в) семейное насилие
г) наличие судимых членов семьи
4. ПАПКА «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ СОЦ. РИСКА»
4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ СОЦ. РИСКА» В УСЛОВИЯХ ДОУ
К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.
В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому семьи, испытывающие эти проблемы, и называют неблагополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различные виды аномального воздействия
психические (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.);
физические (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.);
социальные (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают ребенка, забирают документы и шантажируют).
Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.
Для детей из таких семей характерны:
задержка темпов интеллектуального и психического развития;
неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм);
низкий уровень сформированности игровых навыков;
отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
подверженность хроническим заболеваниям.
В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной деятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.
Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвапидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.
Семьи «группы риска. характеризуются низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому они не справляются с возложенными на них функциями, в них наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие, социальная дезадаптация и психологический надрыв. Проблемы, в которые погружены семьи СОП и семьи «группы риска», условно можно разделить на социально-экономические, психолого-педагогические, правовые и медицинские.
Главной целью работы любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи СОП и «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОО.
Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОО.
Задачи
Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско- родительских отношений.
Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
4.2 АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОО и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями СОП и «группы риска».
2-й этап: посещение семьи Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
3-й этап: изучение семьи. Производится социально - педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания
положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, анкеты, опросники, наблюдение и беседу по теме : «Стили семейного воспитания» . При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.
Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.
Акт обследования жилищно-бытовых условий семей,
состоящих на учете ДОУ
«___» __________ 20____г.
Ф.И.О. родителей
Мать _____________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________
проживающих по адресу: ______________________________________________________
Члены семьи, проживающие в данной квартире, их место работы, учебы (средний заработок)
документ, удостоверяющий личность: паспорт, свидетельство о рождении (нужное подчеркнуть) серия _____ номер _______ кем и когда выдан (выдано)___________________________________________________________
Ф.И.О. отца, (законного представителя, опекуна, попечителя)________________________________________________________
адрес места регистрации __________________________________________
адрес фактического проживания (пребывания) __________________________________________________________________
документ, удостоверяющий личность (паспорт) серия _____ номер _________ кем и когда выдан (выдано) __________________________________________________________________
ФИО и должность лица, оформившего социальный паспорт семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации _______________________________________ ________________________
2 - семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3 - неполные семьи;
4 - семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья;
5 - семьи, оказавшиеся в экстремальных ситуациях (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним событий, семьи беженцев и переселенцев;
6 - многодетные семьи;
7 - семьи, имеющие в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
8 - семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
9 - семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психологического насилия;
10 - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним.
2. Основания снятия семьи с учета:
11 - достижение последним ребенком 18-летнего возраста;
12 - неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
13 - признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке единственного родителя умершим или безвестно отсутствующим;
14 - лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;
15 - заключение в места лишения свободы на длительный срок, направление на длительное стационарное лечение, направление в интернатные учреждения обоих родителей или единственного родителя;
16 - убытие семьи для проживания в другую территорию;
17 - выполнение комплексного межведомственного плана индивидуально-профилактической работы и (или) устранение причин и условий, создавших трудную жизненную ситуацию, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье.
3. Категория семьи:
18 - полная;
19 - неполная;
20 - многодетная;
21 - малоимущая;
22 - семья с лицами, исполняющими обязанности опекуна (попечителя) несовершеннолетнего;
23 - приемная семья;
24 - семья с детьми-инвалидами;
25 - семья, в которой родители или один из родителей (законный представитель) зарегистрирован в органе занятости населения в качестве безработного;
26 - семья, в которой один из родителей (законный представитель) отбывает наказание в виде лишения свободы;
27 - семья мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев;
28 - семья, в которой родители или один из родителей (законный представитель) злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами;
29 – семья, в которой родители ведут аморальный образ жизни, не исполняют обязанностей по содержанию и воспитанию детей
4. Жилищные условия:
30 - квартира в удовлетворительном санитарном состоянии;
31 - квартира в неудовлетворительном санитарном состоянии;
32 - дом в удовлетворительном санитарном состоянии;
33 - дом в неудовлетворительном санитарном состоянии;
34 - коммунальная квартира;
35 - общежитие;
36 - постоянное жилье отсутствует;
37 - жилье в размене.
Приложения к социальному паспорту семьи:
акт первичного обследования условий жизни семьи;
характеристика на членов семьи (при необходимости);
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
сведения о выполнении уполномоченными структурами (другими ведомствами, организациями, учреждениями) мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;
акты контрольного обследования;
другие документы.
Акт жилищно – бытовых условий группы риска
Наблюдение за воспитанником
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОСПИТАННИКОМ
группы ______________ МАДОУ № 19
_______________________________________
«____»______________20_____г.
Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
А) легко включается в работу
Б) активно действует
В) действует спокойно, без лишних слов
Г) робко, неуверенно
Как реагирует ребенок на замечания педагога:
А) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же
Б) не слушает или поступает по-своему
В) выслушивает молча
Г) молчит, обижен, переживает
Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
А) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других
Стили семейного воспитания (тест – для родителей, рисунок семьи – для детей)
Тест «Ваш стиль общения и воспитания»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа
1. Как вы считаете, из – за чего дети скорее станут непослушными?
А. Из- за лишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.
Б. Из - за чрезмерной требовательности родителей.
В. Из – за своих эгоизма, лени и упрямства.
2. С каким из приведённых ниже утверждений вы больше всего согласны?
А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.
Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.
В. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им своё общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?
А. Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но не вмешиваться в отношения детей, можно только в исключительных случаях
В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.
4. Ребёнок должен понимать, что его родители…
А. Знают всё, о чём он думает.
Б. Интересуются его мыслями и чувствами.
В. Не претендует на то, чтобы знать его помыслы.
5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?
А. Никогда.
Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.
В. По настроению.
6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?
А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.
Б. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.
В.Может. А родители должны помочь материально.
7.Как должны реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?
А.Возмутиться и строго наказать.
Б.Договориться, что эти слова он не будет произносить.
В.Не делать из мухи слона, первый раз ещё можно пропустить мимо ушей.
8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?
А.Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.
Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.
В.Чтобы он не воровал деньги у родителей.
9.У ребёнка могут быть секреты от родителей?
А.Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребёнком.
Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.
В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10.Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?
А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать все самостоятельно заработанные деньги.
Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.
В. До того времени, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.
11.Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?
А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.
Б.Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях и т. п.).
В. Да. И как можно чаще.
12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?
А. Безусловно. Родители должны следить за этим.
Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.
В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Подсчитайте, каких ответов - «а», «б», или «в» у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания. Если ответы
«а» преобладают, то ваш стиль авторитарный,
«б» - демократический,
«в» - либеральный.
Характеристикам стилей воспитания
Стиль воспитания / характеристика
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребёнок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчёт, и часто попадают под дурное влияние сверстников
Как и все демократичные родители, вы заботливы и внимательны, внимательны, ребёнок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребёнка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки
При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают тёплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребёнку и непоследовательность в воспитании приводит к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребёнка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и вырастают очень несчастными
1.6. Характеристика на ребёнка + диагностика познавательной сферы
5-й этап: разработка плана индивидуальной работы с неблагополучными семьями Индивидуальная программа сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
6-й этап: посещение семьи
6-й этап: реализация программы
Главной целью реализации индивидуальной программы сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.
Как показывает практика, семьи СОП и «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
- воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОО осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода;
- создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.
Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, социальной за щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попечительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры).
Психолого-педагогическое сопровождение семей СОП и «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОО), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Работа с детьми. С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОО. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.
Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.
Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.
Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.
Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, выносливость, ловкость и т. д.), закаливание, самомассаж, кинезотерапию.
Работа с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения семей СОП и «группы риска» с ними работают воспитатель и все специалисты ДОО.
Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.
Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.
Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО.
В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается ответственный по работе с такими семьями (как правило, это заместитель заведующей по BMP), психолог а также приглашенный сотрудник Управления образования (социальный педагог). Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информация (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.
7-й этап: Анализ работы с семьями «соц. риска». Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.
Основанием для снятия с учета является:
Улучшение положения в семье.
Выбывание из детского сада.
Устройство в другую семью или детский дом.
Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОО.