kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с семьями социальног риска

Нажмите, чтобы узнать подробности

К таким семьям относятся: асо­циальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

В практике редко наблюдается только один вид про­блем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэто­му семьи, испытывающие эти проблемы, и называют не­благополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различ­ные виды аномального воздействия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с семьями социальног риска»

1.ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ


Утомлённый, сонный вид


Санитарно – гигиеническая запущенность


Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания


Неумеренный аппетит


Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии


Привлечение внимания любым способом


Чрезмерная потребность в ласке


Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием


Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками


Трудности в обучении





2.ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ МАДОУ №19 группа _______________________

_________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка, год рождения)


С целью получения информации об особенностях семейного воспитания проводится интервью с ребенком по следующим основным вопросам.

1 вопрос: С кем ты живешь дома?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал и в какой поочередности - маму, папу или себя; папу, маму и себя: себя, маму, папу?

Ответ:_____________________________________________________________


3 вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь: маму, папу; папу, маму?

Ответ:_____________________________________________________________



4 вопрос: Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, если бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом маме, поделился бы с ней или нет?

Ответ:_____________________________________________________________



5 вопрос: Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, если бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом папе, поделился бы с ним или нет?

Ответ:____________________________________________________________



6 вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама?

Ответ:_____________________________________________________________

А как она тебя наказывает? __________________________________________


7 вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет папа?

Ответ:_____________________________________________________________

А как он тебя наказывает?____________________________________________


8 вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) (соответственно полу), у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы также относился, воспитывая (ее), как к тебе относятся родители или по-другому?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9 вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь работать как мама или как папа?

Ответ:_____________________________________________________________



3. АНКЕТА «ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА В СЕМЬЕ»


Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения ________________________

Группа _______________________________

Ф.И.О. воспитателей _______________________________________________


Отметьте наличие факторов социального риска в семье ребенка.

1. Социально-экономические факторы:

а) низкий материальный уровень жизни

б) нерегулярные доходы

в) плохие жилищные условия


2. Медико-социальные факторы:

а) инвалидность или хроничекие заболевания членов семьи

б) вредные условия работы родителей

в) пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами


3. Социально-демографические факторы:

а) неполная семья

б) многодетная семья

в) семья с повторным браком и сводными детьми


4. Социально-психологические факторы:

а) семья с эмоционально-конфликтными отношениями супругов

б) деформированные ценностные ориентации


5. Психолого-педагогические факторы:

а) семья с низким образовательным уровнем

б) педагогически некомпетентные родители


6. Криминальные факторы:

а) алкоголизм, наркомания

б) аморальный образ жизни

в) семейное насилие

г) наличие судимых членов семьи

4. ПАПКА «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ СОЦ. РИСКА»


4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ СОЦ. РИСКА» В УСЛОВИЯХ ДОУ

К таким семьям относятся: асо­циальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

В практике редко наблюдается только один вид про­блем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэто­му семьи, испытывающие эти проблемы, и называют не­благополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различ­ные виды аномального воздействия

  • психические (угрожают, подавляют, запугивают, раз­рушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.);

  • физические (жестоко наказывают, избивают, не кор­мят, заставляют зарабатывать разными незаконными спо­собами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуж­дают и т. д.);

  • социальные (выгоняют из дома, бросают на про­извол судьбы, продают ребенка, забирают документы и шантажируют).

Неблагополучие в семье ведет к нарушению полно­ценного развития детей. Очень часто дети живут в та­ких семьях с целым комплексом проявлений неблагопо­лучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребе­нок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравно­вешенности психики, выражающейся в неадекватной ре­акции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсут­ствии интереса к обучению и т. д.

Для детей из таких семей характерны:

  • задержка темпов интеллектуального и психическо­го развития;

  • неумение общаться и поддерживать эмоциональ­ные контакты;

  • негативное эмоциональное состояние (страхи, не­врастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам);

  • нарушения поведения (агрессивность, гиперактив­ность, тревожность, аутизм);

  • низкий уровень сформированности игровых навыков;

  • отсутствие или плохое развитие навыков личной ги­гиены;

  • подверженность хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия мо­гут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной де­ятельности, употреблению психоактивных веществ, побе­гам из дома. Социально дезадаптированный ребенок яв­ляется жертвой, чьи права на полноценное развитие гру­бо нарушили.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы ри­ска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополуч­ных. Однако эти отклонения не стали для них дезадап­тирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвапидами, семьи бе­женцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, кото­рые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

Семьи «группы ри­ска. характеризуются низким социальным ста­тусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому они не справляются с возложенными на них функциями, в них наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие, социальная дезадаптация и психологи­ческий надрыв. Проблемы, в которые погружены семьи СОП и семьи «группы риска», условно можно разделить на социально-экономические, психолого-педагогические, правовые и медицинские.

Главной целью работы любого ДОО являются сохране­ние и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родите­ли — первые и главные воспитатели ребенка с момен­та рождения и на всю жизнь. Семьи СОП и «группы ри­ска» нуждаются в особом внимании и поддержке со сто­роны ДОО.

Цель работы с такими семьями — формирование ком­плексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОО.

Задачи

Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско- родительских отношений.

Повышение психолого-педагогической и правовой ком­петентности родителей.

Оказание консультативно-методической помощи роди­телям в вопросах воспитания и развития детей.

Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенче­ской и коммуникативной сферах развития ребенка.

4.2 АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

  • 1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года про­водится мониторинг семей, по результатам которого со­ставляется социальный паспорт ДОО и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаи­модействия с семьями СОП и «группы риска».

  • 2-й этап: посещение семьи Нередко на­лаживание контакта с неблагополучными семьями доста­точно сложно, что не должно ослаблять активность педа­гогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить не­благоприятные факторы семейного воспитания в такой се­мье, необходимо длительное и близкое знакомство, уста­новление доверительных отношений с детьми и их роди­телями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

  • 3-й этап: изучение семьи. Производится социально­ - педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспе­чение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания

  • положение ребенка в се­мье) с целью выявления типа семьи и причин семей­ного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использу­ет следующие методы психологической диагностики: те­сты, анкеты, опросники, наблю­дение и беседу по теме : «Стили семейного воспитания» . При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.

Большая роль в изучении семей «группы ри­ска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает инфор­мацию о семье, посещая ее на дому (совместно с пси­хологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирова­ние его родителей.



Акт обследования жилищно-бытовых условий семей,

состоящих на учете ДОУ

«___» __________ 20____г.

  1. Ф.И.О. родителей

Мать _____________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________

проживающих по адресу: ______________________________________________________


  1. Члены семьи, проживающие в данной квартире, их место работы, учебы (средний заработок)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Жилищные условия (количество комнат, санитарное состояние квартиры, обеспеченность опекаемого отдельной комнатой)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Обеспеченность предметами бытового назначения _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


5. Обеспеченность ребёнка одеждой, продуктами __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


6. Состояние здоровья членов семьи __________________________________________________________________________


7. Морально-психологический климат семьи __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


8. Заключение по акту обследования __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Воспитатели: __________________________________________________________________________

Педагог-психолог: __________________________________________________________________________



4-й этап: Картотека семей «группы риска»

  1. Социальный паспорт семьи (Ф.И.)

    1. Социальный паспорт семьи

Старшее поколение Ф.И.О., тел. (заполняется при участии в воспитании ребёнка)





Социальный паспорт семьи,

находящейся в трудной жизненной ситуации


____________________________________________________________


Начато _________________________

Окончено _______________________


Дата, когда стало известно о семье, находящейся в трудной жизненной ситуации «___» ___________200___г.

Уполномоченная структура, выявившая трудную жизненную ситуацию__________________________________________________________

Дата постановки на учет и внесения сведения в Банк данных муниципального района (городского округа) _____________________________

Сведения о семье:

сведения о несовершеннолетних членах семьи (детях) (заполняется на каждого ребенка):

Ф.И.О. несовершеннолетнего:

__________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) _______________________________________________________________

адрес регистрации _______________________________________________________________

адрес фактического проживания (пребывания):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

документ, удостоверяющий личность: паспорт, свидетельство о рождении (нужное подчеркнуть) серия _____ номер _______ кем и когда выдан (выдано)___________________________________________________________

Ф.И.О. отца, (законного представителя, опекуна, попечителя)________________________________________________________

адрес места регистрации __________________________________________

адрес фактического проживания (пребывания) __________________________________________________________________

документ, удостоверяющий личность (паспорт) серия _____ номер _________ кем и когда выдан (выдано) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

место работы _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ф.И.О. матери (законного представителя, опекуна, попечителя) __________________________________________________________________

дата рождения (число, месяц, год) _______________________________________________________________

адрес места регистрации _______________________________________________________________

адрес фактического проживания (пребывания) __________________________________________________________________

документ, удостоверяющий личность (паспорт) серия _____ номер _______ кем и когда выдан (выдано)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

место работы_________________________________________________________

__________________________________________________________________


Старшее поколение – Ф.И.О., тел. (заполняется при участии в воспитании ребёнка)

Дата постановки семьи на учет _____________________________________

Дата снятия семьи с учета _________________________________________

Основания постановки семьи на учет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (нужное округлить)

Основания снятия семьи с учета: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (нужное округлить)

Категория семьи: 18, 19, 20,21,22,23,24, 25, 26, 27, 28, 29 (нужное округлить)

Жилищные условия: 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 (нужное округлить)


ФИО и должность лица, оформившего социальный паспорт семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации _______________________________________ ________________________


__________________________________________________________________

( подпись, дата инициалы, фамилия)









Примечание к социальному паспорту семьи,

находящегося в трудной жизненной ситуации


1. Основания постановки семьи на учет:

1 - малообеспеченные семьи;

2 - семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3 - неполные семьи;

4 - семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья;

5 - семьи, оказавшиеся в экстремальных ситуациях (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним событий, семьи беженцев и переселенцев;

6 - многодетные семьи;

7 - семьи, имеющие в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

8 - семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом;

9 - семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психологического насилия;

10 - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним.

2. Основания снятия семьи с учета:

11 - достижение последним ребенком 18-летнего возраста;

12 - неподтверждение материалов, послуживших основанием для постановки на учет;

13 - признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке единственного родителя умершим или безвестно отсутствующим;

14 - лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;

15 - заключение в места лишения свободы на длительный срок, направление на длительное стационарное лечение, направление в интернатные учреждения обоих родителей или единственного родителя;

16 - убытие семьи для проживания в другую территорию;

17 - выполнение комплексного межведомственного плана индивидуально-профилактической работы и (или) устранение причин и условий, создавших трудную жизненную ситуацию, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье.

3. Категория семьи:

18 - полная;

19 - неполная;

20 - многодетная;

21 - малоимущая;

22 - семья с лицами, исполняющими обязанности опекуна (попечителя) несовершеннолетнего;

23 - приемная семья;

24 - семья с детьми-инвалидами;

25 - семья, в которой родители или один из родителей (законный представитель) зарегистрирован в органе занятости населения в качестве безработного;

26 - семья, в которой один из родителей (законный представитель) отбывает наказание в виде лишения свободы;

27 - семья мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев;

28 - семья, в которой родители или один из родителей (законный представитель) злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами;

29 – семья, в которой родители ведут аморальный образ жизни, не исполняют обязанностей по содержанию и воспитанию детей

4. Жилищные условия:

30 - квартира в удовлетворительном санитарном состоянии;

31 - квартира в неудовлетворительном санитарном состоянии;

32 - дом в удовлетворительном санитарном состоянии;

33 - дом в неудовлетворительном санитарном состоянии;

34 - коммунальная квартира;

35 - общежитие;

36 - постоянное жилье отсутствует;

37 - жилье в размене.



Приложения к социальному паспорту семьи:

акт первичного обследования условий жизни семьи;

характеристика на членов семьи (при необходимости);

комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;

сведения о выполнении уполномоченными структурами (другими ведомствами, организациями, учреждениями) мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;

акты контрольного обследования;

другие документы.








    1. Акт жилищно – бытовых условий группы риска

    2. Наблюдение за воспитанником


НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОСПИТАННИКОМ

группы ______________ МАДОУ № 19

_______________________________________

«____»______________20_____г.


  1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

А) легко включается в работу

Б) активно действует

В) действует спокойно, без лишних слов

Г) робко, неуверенно

  1. Как реагирует ребенок на замечания педагога:

А) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же

Б) не слушает или поступает по-своему

В) выслушивает молча

Г) молчит, обижен, переживает

  1. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

А) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других

Б) быстро, со страстью, но не слушает

В) медленно, спокойно, но уверенно

Г) с большой уверенностью

  1. Как ведет себя в непривычной обстановке:

А) легко ориентируется, проявляет активность

Б) активен, проявляет повышенную возбудимость

В) спокойно рассматривает окружающее

В) робок, растерян.

5. Навыки самообслуживания

а) развиты

б) недостаточно развиты

6. Аппетит.

7. Сон.

8. Отношение к образовательной деятельности


РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЯ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Воспитатель ___________________________________________


    1. Анкета «Факторы соц. Риска семьи

    2. Стили семейного воспитания (тест – для родителей, рисунок семьи – для детей)

Тест «Ваш стиль общения и воспитания»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа

1. Как вы считаете, из – за чего дети скорее станут непослушными?

А. Из- за лишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

Б. Из - за чрезмерной требовательности родителей.

В. Из – за своих эгоизма, лени и упрямства.

2. С каким из приведённых ниже утверждений вы больше всего согласны?

А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.

В. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им своё общество.


3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?

А. Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но не вмешиваться в отношения детей, можно только в исключительных случаях

В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.


4. Ребёнок должен понимать, что его родители…

А. Знают всё, о чём он думает.

Б. Интересуются его мыслями и чувствами.

В. Не претендует на то, чтобы знать его помыслы.


5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?

А. Никогда.

Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

В. По настроению.


6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

Б. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.

В.Может. А родители должны помочь материально.


7.Как должны реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?

А.Возмутиться и строго наказать.

Б.Договориться, что эти слова он не будет произносить.

В.Не делать из мухи слона, первый раз ещё можно пропустить мимо ушей.


8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А.Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.

В.Чтобы он не воровал деньги у родителей.


9.У ребёнка могут быть секреты от родителей?

А.Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребёнком.

Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.

В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.


10.Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?

А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать все самостоятельно заработанные деньги.

Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.

В. До того времени, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.


11.Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?

А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

Б.Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях и т. п.).

В. Да. И как можно чаще.


12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?

А. Безусловно. Родители должны следить за этим.

Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.


Спасибо за ответы!










































Обработка результатов

Подсчитайте, каких ответов - «а», «б», или «в» у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания. Если ответы

«а» преобладают, то ваш стиль авторитарный,

«б» - демократический,

«в» - либеральный.



Характеристикам стилей воспитания

Стиль воспитания / характеристика

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребёнок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчёт, и часто попадают под дурное влияние сверстников






Как и все демократичные родители, вы заботливы и внимательны, внимательны, ребёнок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребёнка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки

При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают тёплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребёнку и непоследовательность в воспитании приводит к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребёнка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и вырастают очень несчастными







1.6. Характеристика на ребёнка + диагностика познавательной сферы


  • 5-й этап: разработка плана индивидуальной работы с неблагополучными семьями Индивидуальная программа сопровожде­ния разрабатывается исходя из имеющихся проблем кон­кретной семьи. В ней прописывается содержание необ­ходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от при­чин ее неблагополучия и имеющихся проблем.



6-й этап: посещение семьи


  • 6-й этап: реализация программы

Главной целью реализации индивидуальной програм­мы сопровождения неблагополучной семьи является ока­зание различных видов помощи.

Как показывает практика, семьи СОП и «группы ри­ска» нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консуль­тирование, поддержка);

  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

  • педагогической (повышение педагогического потен­циала родителей, оказание помощи ребенку);

  • правовой (повышение правовой компетентности ро­дителей);

  • медицинской (восстановление здоровья детей, про­филактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Процесс нейтрализации негативного влияния неблаго­получной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

- воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОО осуществляется в условиях личностно ориентиро­ванного подхода;

- создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учрежде­ния и семьи;

- осуществляется своевременная подготовка педаго­га к работе с неблагополучной семьей и воспитывающи­мися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалиста­ми различных учреждений: комиссией по делам несовер­шеннолетних, Управлением образования, социальной за­ щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попе­чительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершен­нолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры).

Психолого-педагогическое сопровождение семей СОП и «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОО), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Работа с детьми. С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОО. Воспитатель наблюдает за детьми и ока­зывает им необходимую помощь в развитии и социализации.

Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюде­ние, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллек­туальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.

Учитель-логопед производит диагностику развития рече­вой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.

Музыкальный руководитель проводит занятия, способ­ствующие развитию и сплочению детей в группе, исполь­зуя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.

Инструктор по физической культуре проводит ди­агностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, вы­носливость, ловкость и т. д.), закаливание, самомассаж, кинезотерапию.

Работа с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения семей СОП и «группы риска» с ними работают воспитатель и все спе­циалисты ДОО.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуаль­ные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области об­разования и воспитания детей, личностного и психиче­ского развития.

Педагог-психолог знакомит родителей с представлени­ем о возрастной психологии, о значимости периода до­школьного детства, ранимости детской психики, возмож­ных последствиях жестокого и грубого обращения с ре­бенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффек­тивного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практику­мы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.

Учитель-логопед проводит консультации, открытые за­нятия и семинары-практикумы по своему направлению.

Музыкальный руководитель и инструктор по физи­ческой культуре занимаются организацией и проведени­ем совместных досугов и праздников, проводят консуль­тации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО.

В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается ответственный по работе с таки­ми семьями (как правило, это заместитель заведующей по BMP), психолог а также приглашенный сотрудник Управле­ния образования (социальный педагог). Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информа­ция (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.



7-й этап: Анализ работы с семьями «соц. риска». Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики разви­тия детско-родительских отношений; оказание дополни­тельной психолого-педагогической помощи семье в слу­чае необходимости, консультирование семьи.

8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.

  • Основанием для снятия с уче­та является:

  1. Улучшение положения в семье.

  2. Выбывание из детского сада.

  3. Устройство в другую семью или детский дом.

Важно помнить, что семейное благополучие — явле­ние относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в катего­рию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. По­этому необходимо постоянно проводить работу по про­филактике семейного неблагополучия в ДОО.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с семьями социальног риска

Автор: Долгова Наталья Михайловна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства