Просмотр содержимого документа
««Работа с песком как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста».»
Фамилия, имя, отчество педагога:__Костерина Елена Владимировна___________
Тема самообразования: «Работа с песком как средство эмоционального развития детей раннего возраста».
Методическая разработка
По работе с обучающимися
По работе с родителями
По работе с педагогами
Варианты:
- конспект НОД
- сценарий развлечения
(досуга)
- обучающий видеоролик
- обучающая презентация
- интерактивный плакат
- игровое пособие
- и пр.
Варианты: - консультация - советы и рекомендации - папка-передвижка - буклет, памятка - сценарий совместного мероприятия: досуга, практикума, мастер-класса - и пр.
Варианты: - отчет о самообразовании в тезисах - консультация - мастер-класс - практикум - картотека - и пр.
Проект «Песочные фантазии»
Консультации на тему «Что такое кинетический песок?»
I Методическая разработка по работе с обучающимися
Конспект занятия по познавательной деятельности в 1 младшей группе.
Русская народная сказка «Репка».
Ход занятия:
- Заходите, ребята, присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы с вами вместе будем рассказывать сказку «Репка».
(Воспитатель совместно с детьми рассказывают сказку, постепенно выставляя героев сказки на макет).
Беседа по сказке.
- Кто посадил репку?
- Какая выросла репка?
- Кто помогал деду вытаскивать репку из земли?
- Кого позвала внучка?
- Кого позвала кошка?
- Кого позвала бабка?
- Кого позвала Жучка?
- Кого позвал дед?
- С чьей же помощью удалось, наконец, вытащить репку?
Дети помогают рассказывать сказку.
Ответы детей.
- Вытащили репку, наварили каши. Кто кушал кашку?
Ответы детей: Дед, бабка, внучка.
- А чем мы угостим Жучку?
Ответы детей: - Косточкой.
- Как Жучка будет косточку грызть?
- Чем можно угостить кошку?
Ответы детей: - Молоком.
- Как кошка будет молочко лакать?
- А чем же мы угостим мышку?
Ответы детей: - Сыром.
- Как мышка грызёт сыр, покажите.
Выходите в круг, мы с вами поиграем.
Физкультурная минутка П/и «Репка-репонька».
Ребёнок-«репка» сидит в центре, дети идут по кругу, приговаривая.
Репка-репонька,
Расти крепенька
Не мала, не велика
До мышиного хвоста.
Да!
( «Репка» вскакивает и ловит детей, которые убегают на стульчики).
- А теперь пройдите, пожалуйста, за столы. Покажите руками, какая репка маленькая?
- А какая большая?
Показ размера репки при помощи рук.
На столе около каждого ребенка приготовлен контейнер с песком.
- А теперь возьмите картинки, которые у вас на столе. Посмотрите на них и покажите мне самую маленькую репку. Посадим ее на нашу грядку (вставляем картинку репки в песочек).
- Какую репку показали?
Ответы детей: - Самую маленькую.
- Покажите репку побольше. Посадим ее на нашу грядку (вставляем картинку репки в песочек).
- Какую репку показали?
Ответы детей: - Побольше.
- Покажите самую большую репку. Посадим ее на нашу грядку (вставляем картинку репки в песочек).
- Какую репку показали?
Ответы детей: - Самую большую.
- А скажите один дедушка смог бы вытащить такую большую репку?
Ответы детей.
- Когда все друг другу помогают, то любое дело можно сделать быстрее. Вы сегодня молодцы, хорошо занимались, поэтому я вам подарю всем по сладкой репке.
(Угощение детей печеньем в виде репки).
II Методическая разработка по работе с родителями
Мастер – класс для родителей
«Играя с песком, развиваемся и познаём».
Цель: создание условий для повышения психолого – педагогической компетентности родителей в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии.
Задачи:
- ознакомления с инновационной технологией песочной терапии;
- обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье, в процессе переноса полученных знаний и навыков песочной терапии в совместную практическую деятельность с детьми;
- создание условий для тесного взаимодействия с семьями воспитанников;
- повышение уровня информированности родителей о использовании ДОУ инновационных технологий песочной терапии.
Материалы: столы, кинетический песок, мелкие игрушки («киндеры»), маленькие пластмассовые шарики, буклеты для родителей.
Предполагаемый результат:
- активные и заинтересованные родители, ориентированные на развитие у ребёнка эмоционально - коммуникативной сферы, посредством песочной терапии;
- повышение уровня информированности родителей о использовании ДОУ инновационных технологий песочной терапии;
- привлечение к взаимодействию с ДОУ и укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве.
Информационный ресурс:
1.Елена Тарарина. https://youtu.be/iYpxfwIUGUs.;
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
Я считаю, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности само исцеления, заложенные в человеческой психике».
В ходе работы нашего мастер-класса вы познакомитесь с инновационной арт-терапевтической техникой основным инструментом, которой является материал нового поколения, уникальный по своему составу «кинетический песок». Опустите руки на песок.
Что же такое кинетический песок?
Это продукт швецкого производства, который представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % связывающей его частицы между собой.
Основные преимущества кинетического песка
нетоксичен, не вызывает аллергии;
не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;
несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;
не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
им практически невозможно засорить глаза;
не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.
в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.
не требует специальных условий хранения.
Вы уже познакомились с этим материалом. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время руки остаются сухими. Его можно мять, пересыпать из одной руки в другую. КАКОЙ ОН? (Он рыхлый, из него можно строить разнообразные фигуры). Особенно полезно играть с песком с детьми замкнутыми, застенчивыми, тревожными, агрессивными, неуверенными в себе. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы, страхи.
- А сейчас мы с Вами поиграем с песком в игры, которые можно играть с ребенком дома.
2 этап – социализация.
1. Упражнение. «Самая высокая горка».
Я предлагаю вам построить максимально высокую горку. Побеждает тот, кто построит самую высокую горку. Это упражнение вызывает интерес к песку. В результате данного упражнения происходит вынос наружу своих внутренних переживаний и воплощение их в песке.
У кого получилась самая высокая горка? (аплодисменты победителю)
Вы чувствуете, как меняется ваше настроение?
2. Переходим к следующему упражнению «Песочный дождь».
Он может быть разной высоты: низкий, средний, высокий; разной силы: одиночными капельками или же быстрым ливнем.
Какой дождь вызвал у Вас эмоциональный отклик?
Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?
(радость, удивление, восхищение)
Эти же эмоции возникают у ваших детей, что способствует развитию умения выражать свои чувства.
Это упражнение развивает мелкую моторику рук, регуляция мышечного напряжения и расслабления, снижение уровня тревожности.
3. Следующее упражнение «Расписная тарелка».
Я предлагаю вам сделать круг толщиной в мизинчик. И красиво украсить свою тарелку только отпечатками руки, пальцев и ногтей.
Детям, младшего и среднего возраста, вызывает затруднения создавать круг, они увлекаются процессом, а не результатом.
Работа с песком всегда работает положительно на самооценку не только ребенка, но и взрослого человека. Здесь, если даже вы не умеете рисовать, у вас все равно получаются хорошие рисунки.
Итак, посмотрим, что же у вас получилось?
Чем вы украшали свои тарелочки?
Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?
4.Следующее упражнение «Отгадай животное».
Из песка делаем квадрат толщиной в мизинчик. В своем квадрате, используя только отпечатки пальцев, нарисовать любое животное. Главное, вслух вы не произносите, какое животное вы изобразили. Предложить ребенку угадать, что это за животное. Затем ребенок "загадывает загадку" Вам.
Это упражнение, так же развивает зрительно – моторную координацию, воображение, пространственное представление, фантазию, мелкую моторику руки, тактильную чувствительность.
Для детей младшего возраста вызывает затруднения нарисовать животное. Трансформация из одной фигуры в другую.
Отгадайте, какое животное изобразил Ваш партнер?
Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?
5. Переходим к следующему упражнению «Делай как я».
Игра в паре. Один ведущий, а другой – ведомый. Ведущий выполняет различные манипуляции с песком, а задача другого, четко за ним повторять, без малейших искажений. А затем игроки меняются ролями.
Для детей младшего возраста темп выполнения действия медленный. Ведущий – взрослый.
Какие эмоции вызывает у вас это упражнение?
6. Игра «Прятки» или «Пальчиковые походы».
Для этой игры нам понадобятся мелкие игрушки (киндеры). Из песка сделаем круг толщиной в мизинчик.
Игра проводится в паре. Предлагаем посмотреть на фигурки подержать в руках и запомнить их. У этой игры есть правила. Играющие договариваются, что игрушки будут спрятаны внутри круга. Один игрок закрытывает глаза, другой прячет игрушки. Первый с закрытыми глазами отправляется в «пальчиковый поход» микро шагами в поиски игрушек.
Если играющий затрудняется можно подсказывать направление (вправо, вверх и т.д.). Найдя игрушки, играющий на ощупь угадывает её. Когда игрок нашёл все фигурки, играющие меняются ролями. Это простая игра позволяет сбросить балласт лишнего, а все нужное остается у нас.
В этом упражнении проявляется исследовательский интерес, развивается мелкая моторика руки, тактильное ощущение, пространственные представления, развитие умения выполнять действия по инструкции, развитие коммуникативных навыков, умение договариваться.
Для детей младшего возраста расставить игрушки в кругу. Дети «ходят» двумя пальцами в гости к игрушкам, комментируя свои передвижения.
Какие игры и упражнения вызвали у Вас эмоциональный отклик?
3 этап – рефлексия (Все участники становятся в круг).
Сегодня я Вас познакомила лишь с несколькими играми и упражнениями, которые помогают, играя развивать эмоционально – коммуникативную сферу наших детей, способствуют гармонизации взаимоотношений взрослых и детей.
Для того, что бы узнать ваше отношение к работе мастер-класса, предлагаю игровое упражнение "Отвечай шагая". Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
я построила самую высокую горку из песка;
у меня был самый интересный дождь;
я расписала тарелку самым красивым узором;
моё животное не отгадали;
я напрасно потратила свое время;
игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения;
у меня сейчас радостное настроение.
Песочная терапия сделала нас ближе друг другу. Точно также она поможет Вам гармонизировать отношения в вашей семье.
На самом деле неважно, что ты делаешь, а важно в каком состоянии. Это один из принципов арт – терапии.
Спасибо Вам за активное участие в мастер – классе.