Деревянные ложки, диск с записью музыки коробейника, силуэты ложек из бумаги по количеству детей.
Краски, кисти, подставки, вода, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с узорами хохломской, дымковской росписью.
Чтение рассказов, преданий о народных умельцах, народных промыслах.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Педагог: - Улыбнитесь глазками, губками и поздоровайтесь друг с другом.
- Ребята, а вы были когда – нибудь в музее?
- А где вы были?
- Что интересного там видели?
- А вам хотелось бы сегодня побывать в музее?
В каждом музее есть правила поведения.
- А как нужно вести себя в музее?
(Ребенок читает стихотворение)
Если ты пришел в музей,
Хорошо себя веди
И от группы ты своей
Никуда не отходи.
Ты ведь можешь заблудиться,
Тут не надо веселиться,
Беспорядок учинять
Бегать, прыгать и кричать.
Так что здесь ты не болтай
Людям слушать не мешай,
Не хихикай, не ори
И потише говори.
Есть запрет в музее братцы,
Всем известен он давно:
К экспонатам прикасаться
Строго здесь запрещено.
Вам здесь могут показать
Много экспонатов,
Нужно просто соблюдать
Правила ребята.
Гардероб есть в музее любом
Раздеваться положено в нем,
Шапку, шарф и пальто нужно снять,
Гардеробщице это отдать.
Основная часть:
Педагог: - Ребята, в музее есть очень много различных предметов, которые называются экспонатами.
- Как вы думаете, можно ли их трогать руками?
- А что еще бывает в музеях?
(Чтение стихов)
- Когда люди идут в музей они уже немного знают о предметах, которые там находятся из книг, рассказов.
- Ребята, я хочу пригласить вас в наш мини – музей, который называется « Народные промыслы». Я буду вашим экскурсоводом.
Экскурсовод – это человек, который знает много интересного и увлекательного об экспонатах музея.
Звучит народная спокойная музыка. Дети подходят к мини – музею.
– Ребята, а почему он так называется мини – музей?
Потому что он маленький, в нем находится небольшое количество предметов.
- Посмотрите, что мы видим на верхней полочке? (посуду)
Давайте ее рассмотрим.
- Что тут есть из посуды? (тарелки, ложки, миски)
- Из чего сделана эта посуда?
Ребята , раньше у людей не было такой посуды, как у нас сейчас и мастера – умельцы делали посуду из дерева, а чтобы она была красивой и веселой они раскрашивали ее красками и рисовали на ней яркие узоры.
- Посмотрите, какой краской покрыта посуда? (черной)
- Какой на ней узор? (яркий)
- Из каких элементов он состоит? (из красных ягод смородины, из цветков с листочками в виде завитых травинок)
Эта роспись называется хохломская. (Дети повторяют)
Ребенок читает стихотворение про хохломскую роспись.
Хохлома! Хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди – кА, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем заливные.
- А что находится на второй полочке? (игрушки)
Я хочу рассказать вам такую историю. ( показываю глину) Давным – давно, когда не было еще таких игрушек как у нас, люди ( папы, мамы) для своих детей тоже хотели , чтобы их дети чем то играли. И они придумали лепить игрушки из глины. А чтобы игрушки были интересными, они их раскрашивали в яркие узоры.
- Дети, а что еще есть в нашем мини – музее? (деревянные доски, шкатулки) Они тоже сделаны народными умельцами.
- Что вы видите еще интересного? (головные уборы) Они привезены из других стран. Давайте их рассмотрим. Они вышиты золотыми нитями, бисером.
- Как вы думаете, кто это сделал?
- Кто догадался, почему наш мини – музей называется «Народный промысел»? Потому что все экспонаты сделаны народными руками.
Чтение стихотворения «Умные руки».
- А какие руки у народа? Они создают чудеса, про такие руки говорят ( золотые, трудовые, умелые).
- Кто знает пословицы о труде?
(Дети рассказывают)
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ.
Заключительная часть:
(Дети выходят из музея и встречают коробейника, который спешит на ярмарку. Он выходит под русскую народную песню «Коробейники». Здоровается с детьми)
- Ребята, откуда вы идете?
Я тороплюсь на ярмарку, но хочу вам сделать подарок и подарить вот такие деревянные ложки и сыграть с вами на них. Какие это ложки? (деревянные, хохломские)
(Игра на ложках под русскую народную песню)
Педагог: - А теперь давайте устроим мастерскую. Я вам сделала заготовки ложек и предлагаю вам их расписать.
(Дети приступают к работе, а затем анализируют собственную деятельность)
Педагог: - Как ты думаешь, получилось у тебя расписать ложку? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
- А на следующем занятии, я вас познакомлю с «филимоновской» игрушкой