Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир воды (занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе»
Путешествие в мир воды
(занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе)
Задачи:
познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;
развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями;
получить доказательства того, что вода – очень умный продукт, необходимый всем живым организмам;
научить находить различные жидкости в окружающем мире;
воспитывать бережное отношение к воде.
Незнайка. Здравствуйте, ребятишки –
Девчонки и мальчишки!
Всем известен я всегда!
Вы узнали меня?
Дети: - Да! Незнайка.
Незнайка. - Я про всё на свете знаю
На луну слетать мечтаю.
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной королеве. Чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
Правильно. Мы отправимся в гости к королеве Воде. Но, может быть, это путешествие опасно?
Проводится беседа «Вода – хорошо, вода – плохо».
Незнайка. А всё-таки без воды можно прожить?
Ответы детей.
Значит, давайте отправимся в наше путешествие, чтобы узнать какая она – царица Вода?
Дети садятся на подушки-тучки. Звучит музыка. Воспитатель надевает корону и исполняет роль королевы Воды.
Королева Вода приветствует детей. Проводится дидактическая игра «Где живет вода?» (по предложенным картинкам с изображением предметов и пейзажей).
Королева Вода (читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
(Показывает детям глобус.)
Синий цвет на глобусе – это реки, моря и океаны. Кто был на море и видел его? Какое оно? (ответы детей.) А какая вода в море? (соленая.) Её можно пить? (нет.)
Соленый привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в море впадающие в них реки. Морская вода полезна для здоровья, ею полощут больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства и удобрения для растений. Но море является и домом для многих морских животных.
Проводится дидактическая игра «Найди и рассели морских животных».
Физкультминутка
Королева Вода приглашает детей в свою лабораторию.
Дети садятся за столы. У каждого поднос с двумя стаканчиками, воронка, фильтр. Королева вода показывает опыты с водой.
I опыт. «Можно ли изменить цвет?»
На столе три бутылочки с прозрачной водой. В крышках – зелёная и жёлтая гуашь; сухая марганцовка. Бутылочки закрываются и сбалтываются. Какая вода получилась? Где вы видели цветную воду?
Дети отвечают.
II опыт. «Свойства воды»
На столе два стакана: в одном – вода, в другом – молоко. В оба стакана положили по чайной ложечке. В каком стакане она видна? Почему?
III опыт. (проводят дети)
Королева Вода. Ребята, я часто вижу зимой, как многие дети берут снег в рот. Можно ли это делать?
Дети. Нет.
Королева Вода. Почему?
Дети отвечают.
Чтобы это увидеть, давайте с вами посмотрим стаканчики на столах. Вчера мы с вами набирали снег, а сегодня здесь вода. Почему?
Королева Вода показывает, как нужно перелить воду из одного стаканчика в другой через воронку с фильтром. Дети достают из воронки фильтр и убеждаются в том, что на нем частички грязи. Вывод: снег только кажется чистым, а на самом деле есть грязь.
IV опыт. «Пар – тоже вода».
Воспитатель открывает термос с горячей водой и подносит к горлышку термоса зеркало. На нем появляются капельки воды. (С помощью фона из темной бумаги, воспитатель показывает как из термоса выходит пар.) Вывод: Пар – это тоже вода!
Воспитатель с помощью картинок напоминает детям, что «пар – это опасно!» (тарелка с супом, кипящий чайник и самовар.)
Королева Вода. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушкой», «царицей». Есть на нашей планете места, где из-под земли бьют особые родники, маленькие фонтанчики воды. Вода в них не простая, а лечебная и называется минеральной. Она дает людям здоровье, снимает усталость, лечит горло, желудок, сердце. И у нас в Савватеевке есть такая вода.
Воспитатель. Вот она какая, королева Вода. Вода дает нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях – соленая, а в реках и озерах – пресная. Мы пьем пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому ее надо беречь. А как?
Рассуждения детей.
Родник иссяк, ручей ослаб.
Вода из крана кап-кап-кап-
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря-зря-зря,
А то пройдет немного лет –
И нет водицы, нет, нет, нет.
Королева Вода дарит детям плакаты «Берегите воду!» и благодарит за интересные рассказы.