kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кабинет учителя-логопеда не должен быть похож на офис

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ»

Психологические приёмы в работе логопеда детского сада

У детей с различными формами речевых нарушений имеются определенные психологические особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Поэтому работа логопеда должна учитывать и психологическую составляющую речевого дефекта.

Дети с нарушениями речи часто не верят в свои возможности, не проявляют волевого усилия. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему кабинет, в котором они будут заниматься, всё, что в нем находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.

Кабинет логопеда не должен быть похож на офис. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Один из важных элементов психологического подхода - поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, прикосновения) формах.

Занимаясь с ребенком, занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка. Следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание). Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте с ним «здесь и сейчас». Думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает. Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.

Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено, я ставлю. Одну-единственную оценку - 5, но разных размеров. Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи - пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: он сегодня молодец. Он доволен собой и хочет повторить получившееся упражнение.

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые, как правило, склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивости, они замкнуты и несамостоятельны в поведении и в выражении своих мыслей. Полезны упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т.д.). Эти упражнения помогают предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Вы можете подобрать музыку, способную уравновесить нервную систему ребенка, например, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого. Правильно подобранная музыка способствует развитию умения слушать и слышать, развивает фантазию и воображение.

Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает свои возможности, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как это можно предотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.

Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания. И, безусловно, способ общения с каждым ребенком нужно выбирать по ситуации.

Таким образом, использование некоторых психологических приемов в работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, приводит к положительным результатам в логопедической практике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 18.08.2021

Номер свидетельства: 585444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства