kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: «Наши соседи-насекомые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий, какой и является технология проектирования.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность в процессе выполнения проекта – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Наши соседи-насекомые»»



Проект: «Наши соседи-насекомые»


Пояснительная записка

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий, какой и является технология проектирования.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность в процессе выполнения проекта – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений, необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Актуальностью данного проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, так как в современных условиях такое поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского проектирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой



Тема проекта

Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».

Проблемное поле проекта

В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Больше узнать о насекомых нам может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают , что идёт обучение.

Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Цель:

Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), об относительности деления насекомых на полезные и вредные.

2. Стимулирование поисковой деятельности в процессе наблюдений и исследований.

3. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

4..Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.

5. Воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме

Планируемые результаты

Личностные качества

- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о насекомых, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;

- способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.

Интеллектуальные качества

- способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия че­ловека с природой.

- способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- способен различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;

- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

- способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых;

- демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым;

- имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

Физические

-движения точные и скоординированные при изготовлении поделок из природного материала, бумаги;

-артикулирует звуки, которые издают насекомые сообразно возрасту ;

-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

Вид проекта –исследовательский.

Состав участников

Дети 5-6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Июль10-15 (неделя)



№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Какую информацию собираем –

Дети –места обитания насекомых, их повадки, вид, какие звуки издают , эксперимент

Родители сбор иллюстраций, подбор загадок, описаний насекомых, информации в журналах, газетах, интернете

Педагоги подбор дидактических игр, методических пособий, наглядности для проведения эксперимента

10-11 июля

2

Аналитический


Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

12-14

3

Практический


Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта- воспитатель знакомит с объектом, с ходом проведения исследования,(затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания. : закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека; учить сравнивать, повествовать, рассуждать; рисование: коллективная работа: «Полянка», лепка: "Гусеница"; конструирование: (оригами) «Бабочка на ром ашке»

Закрепление знаний детей о насекомых: домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомых с детскими рисунками.

10.07.

4

Презентационный

Обоснование презентационной формы Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.

Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии.

15.07

5

Контрольный

Рефлексия

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.                       В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни.

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым, так как они необходимы и среди насекомых у человека гораздо больше друзей чем врагов..

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.


15.07


Организационные формы работы над проектом


№№ пп

Деятельность по участникам

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Деятельность воспитателя

.1Проведение занятий на экологической тропе, на улице;

2. Проведение наблюдений за живой природой;

3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;

4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, д\игр;

6. Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя,

8. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.


Разработка сценария экологической сказки «Сказка о муравьишке»

Выполнение презентации “Наши соседи- насекомые”;



9-15


Деятельность узких специалистов

 1.Подбор дидактических, подвижных игр и наглядного материала к проведению занятий;

2.Продумывание декораций, атрибутов и костюмов для показа спектакля.

3. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

4. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;


исполнение песен “В траве сидел кузнечик”, “Не дразните собак”, “Не обижайте муравья”, “Дружба крепкая”

- инсценирование песен

- исполнение танцевальных этюдов “Бабочки порхают”, “Кузнечики прыгают”,

“Пчелки собирают нектар”, “Цветы”

- разучивание игр “Кузнечики, бабочки, жуки”, “Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки”.

- слушание музыки “Звуки природы”, “Полет шмеля”, “Вальс бабочек”, “Полька”.


10-15

2

Совместная деятельность педагога и детей педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную  и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

. “Продуктивная




Групповая






Игровая









Коммуникативная




Чтение художественной литературы

Оформление альбома рисунков Насекомые на нашем участке”;

Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают.

Д\игра “Экологические цепочки”

(цепи питания)

- Д\игра “Кто быстрее?”

(стадии роста и развития)

- сочинение загадок

- сочинение рассказов и сказок

рассказы о насекомых, пауках

(книга “Лесная мозаика” Зотов

- книга Бианки “Сова”

- чтение Бианки “Как муравьишка домой возвращался”

С. Михалков «Академия наук», «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»;


13.07




10..07







10-15








14.07

10-15.07

3

Совместная деятельность детей друг с другом

Наблюдения за насекомыми на прогулке

просмотр мультфильмов


Рисование с натуры



«Лунтик», «Пчёлка Майя», "Муравьишка - хвастунишка" «Винни-Пух», «Под грибом»;

ежедневно

4

Самостоятельная деятельность детей

Продуктивная


- из природного и бросового материала

“Цветочная клумба”

- из природного материала

“Муравейник

13.07





12.07

5

Совместная деятельность ребенка с родителями

Сбор информации о насекомых

 Подготовка атрибутов к инсценированию сказки «Теремок»

разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»;


10- 15

6

Деятельность родителей

Оформление страничек альбома.

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

Создание книжек – малышек, придумывание познавательных сказок о насекомых.


14.07


Итоговое мероприятие (форма, название, краткое содержание)

Форма проведения презентации -

Описание продукта, полученного в результате проекта

Мультимедийная презентация «Наши соседи-насекомые», выставка рисунков и поделок из природного материала, альбом с иллюстрациями к загадкам, выполненный родителями.

Интеграция образовательных областей,


№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Рисование насекомых с натуры, изготовление из природного материала

Закреплять умение рисовать контур карандашом, раскрашивать красками, дополнять рисунок развивать мелкую моторику рук,

2

Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)

Составление загадок, сказки, рассказов о насекомых

Развивать умение эмоционально передавать впечатления от увиденного, развивать творческое воображение

3

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство)

- инсценирование песен

- исполнение танцевальных этюдов - разучивание игр “

Развивать умение двигаться под музыку выразительно и ритмично в соответствии с музыкальным образом вызвать положительный эмоциональный настрой

4

Познавательное развитие

Наблюдение на прогулке, исследование, анализ, синтез, умение делать выводы

Углублять и расширять знания о насекомых, выделять характерные признаки. Формировать понимание пользы в природе всех существующих живых организмов.

Формировать умение Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды
и жизнью насекомых.


5

Социально-коммуникативное развитие

Получает знания о бережном отношении ко всему живому, о том как необходимо вести себя в природе. Общение друг с другом, выполнение инструкции взрослого, активно взаимодействует со сверстниками, родителями

Воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности

6

Физическое развитие

Подвижные игры

Развивать координацию движений, глазомер, точность движений

7

Речевое развитие

Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.


Сочинение сказок, загадок Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

 Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?


Активизировать словарь детей по теме «Насекомые»


Труд

 Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

Воспитание желания оказать помощь, ценностного отношения к труду


Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

Воспитатель направляет на поиск решений, самостоятельность в исследованиях, активизирует речевую, продуктивную деятельность, поощряет творческие решения.



Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Центр книги - энциклопедия о насекомых, художественная литература.

Уголок природы



ПРОЕКТНАЯ КАРТА


Проект на 1 неделю

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Наблюдения






В специально созданных условиях

Экологическая тропа – трухлявый пень- паучки, муравьи

,

Экологическая тропа

Клумба с цветами- пчёлы, осы, бабочки

Экологическая цепочка-схема

.


Экскурсия


В парке на деревьях-гусеницы, паутина


В лесополосу- муравейник

Экскурсия на луг (организация с помощью родителей)-пчёлы, осы, шмели, бабочки, жуки

Прогулка

На участке д/с в траве- кузнечик, божья коровка, бабочки, мухи


В огород –слизни, бабочка-капустница



2

Рассказывание






3

Чтение художественной литературы

Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают.

книга “Лесная мозаика” Зотов



-

Бианки “Сова”

Бианки “Как муравьишка домой возвращался”



4

Экспериментирование, моделирование


Рассматривание мухи через лупу- с помощью чего муха держится на стекле, потолке


Исследование жизни муравьёв в муравейнике


5

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Д\игра “Экологические цепочки”

(цепи питания)


- Д\игра “Кто быстрее?”

(стадии роста и развития

“Кузнечики, бабочки, жуки”, ”.

“Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки

“Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки

Кузнечики, бабочки, жуки”, ”.

6

Художественно-творческая деятельность






рисование

Пластилинография «Бабочка»


В траве сидел кузнечик


За кем наблюдали, того и рисовали

аппликация


Божья коровка




лепка




Поделки из природного материала «Муравейник»










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2009.-58с.

2.Емельянова Е.Л. Расскажите детям о насекомых. Для занятий в детском саду и дома детей3-7 лет– М.: Мозаика – Синтез, 2012.-96с.


Интернет ресурсы

Детские электронные презентации и клипы

viki.rdf.ru

«Дошкольник – сайт для всей семьи» doshkolnik.ru

Рекомендуемый источник:

Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. (Цифровая книга)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект: «Наши соседи-насекомые»

Автор: Иванькина Лидия Петровна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 312079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства