Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий, какой и является технология проектирования.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность в процессе выполнения проекта – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект: «Наши соседи-насекомые»»
Проект: «Наши соседи-насекомые»
Пояснительная записка
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий, какой и является технология проектирования.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность в процессе выполнения проекта – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений, необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Актуальностью данного проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, так как в современных условиях такое поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В настоящее время отдельные аспекты детского проектирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой
Тема проекта
Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».
Проблемное поле проекта
В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Больше узнать о насекомых нам может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают , что идёт обучение.
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
Цель:
Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи - насекомые».
Задачи:
1.Формирование у детей элементарных представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), об относительности деления насекомых на полезные и вредные.
2. Стимулирование поисковой деятельности в процессе наблюдений и исследований.
3. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
4..Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
5. Воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме
Планируемые результаты
Личностные качества
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о насекомых, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
- способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др.
Интеллектуальные качества
- способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- способен различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых;
- демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым;
- имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
Физические
-движения точные и скоординированные при изготовлении поделок из природного материала, бумаги;
-артикулирует звуки, которые издают насекомые сообразно возрасту ;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Вид проекта –исследовательский.
Состав участников
Дети 5-6 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Июль10-15 (неделя)
№№ пп
Этап
Содержание деятельности
Сроки
1
Поисковый
Какую информацию собираем –
Дети –места обитания насекомых, их повадки, вид, какие звуки издают , эксперимент
Родители сбор иллюстраций, подбор загадок, описаний насекомых, информации в журналах, газетах, интернете
Педагоги подбор дидактических игр, методических пособий, наглядности для проведения эксперимента
10-11 июля
2
Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта
12-14
3
Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта- воспитатель знакомит с объектом, с ходом проведения исследования,(затем дети проводят его самостоятельно) или показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; дети рисуют вместе с родителями поэтапные схемы; воспитатель организует игры, в которых дети применяют полученные знания. : закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека; учить сравнивать, повествовать, рассуждать; рисование: коллективная работа: «Полянка», лепка: "Гусеница"; конструирование: (оригами) «Бабочка на ром ашке»
Закрепление знаний детей о насекомых: домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомых с детскими рисунками.
10.07.
4
Презентационный
Обоснование презентационной формы Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.
Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии.
15.07
5
Контрольный
Рефлексия
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым, так как они необходимы и среди насекомых у человека гораздо больше друзей чем врагов..
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
15.07
Организационные формы работы над проектом
№№ пп
Деятельность по участникам
Формы работы
Название / тема
Сроки
1
Деятельность воспитателя
.1Проведение занятий на экологической тропе, на улице;
2. Проведение наблюдений за живой природой;
3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, д\игр;
6. Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя,
8. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Разработка сценария экологической сказки «Сказка о муравьишке»
Выполнение презентации “Наши соседи- насекомые”;
9-15
Деятельность узких специалистов
1.Подбор дидактических, подвижных игр и наглядного материала к проведению занятий;
2.Продумывание декораций, атрибутов и костюмов для показа спектакля.
3. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
4. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
исполнение песен “В траве сидел кузнечик”, “Не дразните собак”, “Не обижайте муравья”, “Дружба крепкая”
- инсценирование песен
- исполнение танцевальных этюдов “Бабочки порхают”, “Кузнечики прыгают”,
“Пчелки собирают нектар”, “Цветы”
- разучивание игр “Кузнечики, бабочки, жуки”, “Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки”.
- слушание музыки “Звуки природы”, “Полет шмеля”, “Вальс бабочек”, “Полька”.
10-15
2
Совместная деятельность педагога и детей педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени
. “Продуктивная
Групповая
Игровая
Коммуникативная
Чтение художественной литературы
Оформление альбома рисунков Насекомые на нашем участке”;
Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Мультимедийная презентация «Наши соседи-насекомые», выставка рисунков и поделок из природного материала, альбом с иллюстрациями к загадкам, выполненный родителями.
Интеграция образовательных областей,
№№
пп
Название образовательной области
Содержание
(краткое)
Задачи
1
Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)
Рисование насекомых с натуры, изготовление из природного материала
Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)
Составление загадок, сказки, рассказов о насекомых
Развивать умение эмоционально передавать впечатления от увиденного, развивать творческое воображение
3
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство)
- инсценирование песен
- исполнение танцевальных этюдов - разучивание игр “
Развивать умение двигаться под музыку выразительно и ритмично в соответствии с музыкальным образом вызвать положительный эмоциональный настрой
4
Познавательное развитие
Наблюдение на прогулке, исследование, анализ, синтез, умение делать выводы
Углублять и расширять знания о насекомых, выделять характерные признаки. Формировать понимание пользы в природе всех существующих живых организмов.
Формировать умение Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью насекомых.
5
Социально-коммуникативное развитие
Получает знания о бережном отношении ко всему живому, о том как необходимо вести себя в природе. Общение друг с другом, выполнение инструкции взрослого, активно взаимодействует со сверстниками, родителями
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности
Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
Сочинение сказок, загадок Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Активизировать словарь детей по теме «Насекомые»
Труд
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.
Воспитание желания оказать помощь, ценностного отношения к труду
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Воспитатель направляет на поиск решений, самостоятельность в исследованиях, активизирует речевую, продуктивную деятельность, поощряет творческие решения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Центр книги - энциклопедия о насекомых, художественная литература.
Уголок природы
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Проект на 1 неделю
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами