Просмотр содержимого документа
«Проект в старшей группе "Радуга" "Неделя семьи"»
ВВЕДЕНИЕ Всем известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Все так перепутано, трудно. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов - детского сада и семьи. Практика показала, что у многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма. Вот какие результаты опроса родителей будущих первоклассников на начальном этапе до проведения в ДОУ «Недели семьи». (по результатам анкетирования родителей приложение № 1) 1. Выражение «уметь учиться в школе» означало «знать и выполнять все правила школьной жизни». Но помимо этого некоторые родители считали и получение хороших оценок и послушание детей на уроках. 2. Родители считали, что в подготовке к школе ребёнка участвует детский сад и семья. Но в некоторых ответах звучало мнение, что они недостаточно ознакомлены работой детского сада по подготовке детей к школе. 3. Родители высказывали своё мнение о том, что при поступлении ребёнка в школу усилят требовательность и контроль (50%) ; возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка при поступлении в школу( 50%) . 4. 76% опрошенных родителей ответили, что у их детей есть желание учиться в школе. Но есть и мнение 24% опрошенных родителей, которые затрудняются ответить на этот вопрос. 5. Изучая активность родителей в подготовке своего ребёнка к школе выявилось, что50% родителей активно готовятся к поступлению своего ребёнка к школе. 38% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос. Но выявился 1 родитель, который совершенно не интересуется тем, что у ребёнка переходный период и совместно надо готовится к ней 6. Родители (большинство) интересуются литературой, которая помогла бы им и их детям подготовится к школе и к школьной жизни. В основном это книги и журналы, которые развивают у ребёнка психические качества (память, мышление, воображение). А так же журналы, в которых имеется консультация для родителей в помощь при подготовке ребёнка к школе. Одной из актуальных проблем современного детского сада, семьи и школы является ежегодное ухудшение физического и психического здоровья детей. Бывает, иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке, а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном этапе своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрослые, дети 6—7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т. п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге физической и психической подготовки. Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением работы в детском саду становиться физическая и психологическая готовность к школе детей, испытывающих трудности. Поэтому одним из основных направлений физической и психологической готовности к школе является работа с родителями. Помочь родителям из будущего-первоклассника: сделать образ настоящего школьника более содержательного, приближенного к тому, что его реально ожидает? Проект «Неделя семьи в детском саду» разработана для того, чтобы предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе. Повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников, достигнуть реального сотрудничества детского сада и семьи. Направления работы с детьми и родителями по реализации проекта Неделя семьи в детском саду» представлены далее. ЦЕЛЬ: предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе. Задачи: 1. Изучить обеим сторонам (детского сада и семьи) воспитательные возможности - основные условия успешной социализации и воспитания ребёнка-школьника. 2. Установить партнёрские отношения с семьёй и повысить значимость детского сада в подготовке детей к школе. 3. Создать оптимально-комфортных условия для доверительного отношения. Этапы реализации проекта: 1этап: -создание научно- методологической базы для работы над темой; -анкетирование родителей; -привлечение родителей к организации и проведению «Недели семьи»; -собеседования; 2этап: -анализ анкет; -оформление выставок творческих работ детей и их родителей по теме «Моя семья», по ручному труду «По замыслу»; -анализ занятия проведенного родителями; -итог семинара-практикума; -поощрение родителей за активное участие в организации «Недели семьи»; 3 этап: -совершенствование взаимодействия с семьями; -формировать дружеский характер взаимодействия. Модель взаимодействия Неделя семьи в детском саду Дни недели мероприятия УТРО ВЕЧЕР Понедельник 1. Анкетирование «Моё мнение о школьной жизни ребёнка» (Приложение№1) Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. 2. Посещение занятия родителями по развитию речи. Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать родителям опыт проведения занятия (подготовить родителей к проведению завтрашнего занятия) . 3. Распределение обязанностей по подготовке проведения занятия между родителями (во вторник) . Цель: способствовать формированию у родителей ответственности за обучение и подготовку детей к школе, значимости работы воспитателей. 1. Физкультурное занятие Тема: Физкультура вместе с мамой и папой. Цель: 1. Настроить на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить организм к физическим нагрузкам; 2. Формировать умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре; 3. Восстановить дыхание; способствовать профилактике плоскостопия у детей; раскрепостить взрослых детей. Материал: Игрушки, «цветные верёвочки» (канаты) ; мягкие модули, мячи (по числу детей) . 2. Обявление конкурса творческих работ по ИЗО «Моя семья» (семейная работа) цель: приобщать родителей к творческому процессу детей Вторник 1. Мастер класс родителей будущих выпускников. Проведение занятия родителями по математике. Цель: приобщить к образовательному процессу родителей и умение распределять обязанности при проведении (подготовка демонстрационного, раздаточного материала) ; поэтапное проведение занятий разными родителями. 1. Участие родителей на занятии по ручному труду. Тема: «По замыслу» Цель: 1. Учить использовать пластмассовые бутылки. Настроить на предстоящую соревновательную работу; 2. Формировать умение выполнять коллективную работу. Уметь оценивать работу родителей и работу детей. 3. Воспитывать аккуратность. Чувство коллективизма. Материал: пластмассовые бутылки, цветная бумага, клей, ножницы, шило, Среда 1. Выставка совместных работ по ИЗО «Моя семья» Цель: - привлечение родителей и детей к выставке; -Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представление о семье, её составе, близких родственниках, её традициях; формировать интерес к истории семьи и дома; -Воспитывать любовь к семье, как ценности. 2. Анализ анкетирования (приложение №1) . Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. 1. Семинар-практикум. Подготовка детей к школе. По итогам диагностики на начало учебного года Цель: Дать родителям представление о диагностике в ДОУ; Довести до родителей информацию по требованию к подготовке к школе. Четверг Подбор игр родителями (на развитие мыши, памяти, внимания). Подбор Литературы. Цель: заинтересовать родителей в помощи воспитателю по подготовке к родительскому собранию для практической части, деление опытом. 1. Познавательная викторина. «Весёлое азбуковедение» Цель: Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. 2. Помощь родителями в оформлении озеленения группы. Цель: привлечь родителей в озеленении группы; Создавать домашнюю обстановку в ДОУ. Пятница 1. Подведение итогов. 2. Выставка работ: -«Моя семья» -Совместной работы по ручному труду «По замыслу». Цель: выявить самых активных родителей в проведении «Недели семьи». 3. повторное анкетирование родителей «Моё мнение о школьной жизни ребёнка» (Приложение№1) Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. 1. Групповое родительское собрание. (Приложение №2) Подготовка родителей к школе. Что такое готовность к школе Тренинг. Цель: 1. Дать родителям понятие о том, что такое готовность ребёнка к школе. 2. Дать представление об индивидуально – типологических свойствах личности. 3. Определить влияние черт темперамента на готовность ребёнка в школе. «Я слышу, я забываю Я вижу, я запоминаю Я делаю, я понимаю». мнение родителей о школьной жизни ребёнка выводы по анкете Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. вопросы Результаты опроса % До проведённой «недели семьи в д/с» % После проведённой «недели семьи в д/с» 1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»(нужное подчеркнуть, при необходимости дополните.) 1. Получать хорошие оценки. 2. Слушаться учителя и не шалить. 3. Знать и выполнять все правила школьной жизни. 4. ваше предложение Выражение «уметь учиться в школе» означало «знать» и выполнять все правила школьной жизни. Но помимо этого некоторые родители считали и получение хороших оценок и послушание детей на уроках. В ответах родителей появилось мнение о том, что дети не только должны уметь выполнять школьные правила, но и уметь быть больше самостоятельными, строить правильные отношения не только со сверстниками, но и учителем, с другими взрослыми 2. Считаете ли Вы, что определённую подготовку к школе ребёнок получает: 1. В детском саду? Да, нет, 2. В семье? Да, нет, Родители считали, что в подготовке к школе ребёнка участвует детский сад и семья. Но в некоторых ответах звучало мнение, что они недостаточно ознакомлены работой детского сада по подготовке детей к школе. Появилось полное доверие родителей к ДОУ как к образовательному учреждению, где идёт серьёзная работа по подготовке детей к школьному обучению 3. Когда ребёнок пойдёт в школу, Вы (нужное подчеркните) 1. Усилите требовательность и контроль? 2. Возьмёте на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка? 3. Как-то иначе проявите своё участие? Родители высказывали своё мнение о том, что усилят требовательность и контроль( 50%) возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка при поступлении в школу( 50%). Родители с большим вниманием стали относиться к проблеме личностно-социальной и эмоционально-волевой стороне готовности ребёнка при поступлении в школу 4. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать новое и учиться в школе? Да, нет, трудно сказать 76% опрошенных родителей ответили, что у их детей есть желание учиться в школе. Но есть и мнение 24% опрошенных родителей, которые затрудняются ответить на этот вопрос. Мнение родителей не изменилось. По устным опросам родителей выявилось, что у некоторых родителей по-прежнему недостаточно уверенности в своих детях. 5. Вы проявляете свою активность по подготовке к школе? Да, нет, трудно сказать Изучая активность родителей по подготовке своего ребёнка к школе выявилось, что50% родителей активно готовятся к поступлению своего ребёнка к школе. 38% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос. Но выявился 1 родитель, который совершенно не интересуется тем, что у ребёнка переходный период и совместно надо готовится к ней. Родительская активность в подготовке своего ребёнка к школе повысилась 6. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая у Вас интерес? Да, нет, не помню Какая? Чем заинтересовала? Родители (большинство) интересуются литературой, которая помогла бы им и их детям подготовится к школе и к школьной жизни. В основном это книги и журналы, которые развивают у ребёнка психические качества (память, мышление, воображение). А так же журналы, в которых имеется консультация для родителей в помощь при подготовке ребёнка к школе. У родителей повысился интерес к книгам и журналам в которых можно найти нужную информацию - по подготовке ребёнка к школе - рекомендации для родителей будущих выпускников Графическое изменение мнения родителей о школьной жизни ребёнка (до и после проведённых мероприятий Проводя мероприятие «Неделя семьи в детском саду» придерживаясь такого плана (ежедневного) можно добиться следующих результатов: - уровень сформированности положительно насыщенного образа подготовки к школе у родителей значительно повысился. - родители стали более активны, по-другому стали смотреть на проблему. - В глазах родителей повысилась значимость работы детского сада в подготовке детей к школе. Надеемся, что наш опыт поможет коллегам-практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, создания оптимально-комфортных условий для доверительных отношений. ЛТЕРАТУРА: 1. Е. Ковалёва, Е Синицына «Готовим ребёнка к школе» М: «ЛИСТ» 2000г. 2. Управление ДОУ приложение «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников» М :Творческий центр сфера 2006. 3. Управление ДОУ приложение «Родители и ДОУ» №4 2006г. 4. Журнал «Здоровье дошкольника» № 5 2008г. 5. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 10 2006г. 6. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева «Детский сад и семья»(методика работы с родителями) Издательство Мозаика- Синтез 2007г. 7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ» АЙРИС ПРЕСС М: 2007г. 8. Н. М. Метенова «Родительские собрания в детском саду» Ярославль. 9. Что должен знать руководитель ДОУ М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002г. http://www.maam.ru/detskijsad/nedelja-semi-v-detskom-sadu.html