Проект «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников".
Проект «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников".
Проект на тему " Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитатания дошкольников в системе всестороннего развития личности"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников".»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 станицы Губской муниципального образования Мостовский район
Проект
Тема: «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности».
Выполнила: Троцик Юлия Викторовна
воспитатель МБДОУ д/с № 16 ст.Губской
2015г – 2016г
«Уважение к прошлому - вот что отличает дикость от воспитанности»,
- эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.
Тема:«Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности».
Автор проекта: Троцик Юлия Викторовна
Участники проекта: воспитанники, педагоги,родители
Вид проекта– инновационный творческий.
Срок реализации– долгосрочный .
Актуальность проекта:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Это прослеживается во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Так, одна из задач освоения – это формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Решать эту задачу эффективнее всего через освоение регионального компонента, частью которого является формирование представлений о родном крае.
Национально - региональный компонент конкретизирует и дополняет государственный стандарт дошкольного образования.
Подходить к этому вопросу нужно системно и планомерно, а прежде, чем начинать работу с детьми, следует создать необходимые условия, что включает в себя как ресурсное обеспечение, так и уровень компетентности педагогов по данному вопросу.
В связи с актуальностью данной проблемы определена тема инновационного проекта «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности».
Проблема
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе. Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан сензитивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения (А.С. Алексеева, О.М. Потаповская, Л.В. Сурова В.М. Холмогорова). Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не использованием педагогического потенциала театрализованной деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и потребностям дошкольников.
Отсутствие системы педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
Низкий уровень педагогического мастерства и педагогической компетенции воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта: Моделирование образовательного пространства, способствующего нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через формирования представлений о родном крае.
Задачи проекта:
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности».
Учитывая воспитательное значение и образовательные возможности национально - регионального компонента, педагогический коллектив поставил перед собой задачи:
ЗАДАЧИ:
Создать условия, необходимые для организации предметно-развивающей среды.
Разработать и апробировать на практике систему педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
Разработать и внедрить в практику целевую программу «Родной край».
- Изучить историю станицы Губская Мостовского района
- Создание банка ресурсного материала о Мостовском районе, ст. Губской
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах истории и современной жизни Мостовского района, ст. Губской;
- Создание комнаты «Казачьего быта», «Казачьего дворика»;
- Обогащение развивающей среды в ДОУ по теме «Кубанские казаки»
-Разработка серии конспектов для знакомства старших дошкольников с историей и жизнью о Мостовском районе, ст. Губской.
- Интегрировать содержание нравственно-патриотического воспитания в игровую и творческую деятельности детей.
- Формировать нравственно-патриотические чувства на основе изучения культуры страны и родного края.
- Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в нравственно-патриотическом воспитании малых фольклорных произведений.
- Обогащать словарный запас детей в процессе нравственно-патриотического воспитания и диалогического общения.
- Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи.
- использовать традиции, обычаи, местный фольклор, ввести этот материал в содержание образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
Введение в практику ДОУ системы педагогического взаимодействия, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу. Наличие достаточных условий в ДОУ обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине. Разработка и внедрение в практику целевой программы «Родной край».
Механизм реализации проекта:
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
1 этап Организационно – аналитический.
2 этап. Внедренческий.
3 этап Заключительно – обобщающий.
Новизна: комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса для создания развивающей среды ДОУ и ресурсного материала.
Программа экспериментальной деятельности по реализации проекта
1 этап Организационно – аналитический.
Цель:
Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание:
Разработка и утверждение положений, приказов необходимых для организации инновационной деятельности в МБДОУ (в т.ч. приказ о создании Творческой группы);
Изучение эффективного управленческого опыта в рамках проблемы проекта.
Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики;
Выявление факторов препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов;
Конструирование модели взаимодействия участников проекта и определений направления их деятельности. Разработка программы семинара-практикума для участников инновационной деятельности: изучить нормативно-правовую базу, имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме в других территориях, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический персонал с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.
Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию и образованию дошкольников ;
Разработка и утверждение документации, регламентирующей деятельность педагогов-исследователей (локальные акты, договоры);
Выявление значимых показателей, которые будут положены в систему оценки успешности данного проекта;
Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические игры и пр.);
Составление отчетов по итогам реализации I этапа инновационной деятельности.
В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический персонал с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.
2 этап Внедренческий.
Цель:
осуществление управленческой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Содержание:
Проведение занятий «Творческой группы».
Встречи с Социальными партнерами, заключение договоров (родители, школа, библиотека, музей, музыкальная школа).
Создание материально-технических условий, необходимых для реализации проекта (обновление программно-методического обеспечения, создание предметно-развивающей среды, удовлетворяющей требованиям модели;
Создание Комнаты казачьего быта и реализация мини-проекта «Казачий дворик»;
Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с педагогами и родителями; Участие в районных, областных конференциях, круглых столах по теме инновации. Освещение инновационной работы в СМИ;
Корректировка программ, планов в зависимости от результатов промежуточного мониторинга;
Семинар-практикум для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»;
Организация творческих посиделок, совместных праздников с родителями.
Проведение конкурса центров краеведения в группах.
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной край»;
Промежуточная диагностика уровня нравственно-патриотического воспитания и развития у детей;
3 этап. Заключительно – обобщающий.
Цель:
Подведение итогов по реализации проекта «Создание условий для формирования представлений о Родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности»;
Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.
Содержание:
Анализ мониторинга экспериментальной деятельности, формулировка выводов о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений гипотезы и результативности экспериментальной программы;
Оформление итогового отчета по экспериментальной работе, выпуск методического пособия по данной теме; Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете.
Обобщение результатов работы, формулировка выводов, прием управленческих решений. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в СМИ.
Важным условием успешной реализации проекта является взаимодействие детского сада и родителей в решении нравственно-патриотических проблем развития личности ребенка.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Для реализации проекта «Создание образовательного пространства, способствующего воспитанию любви к малой родине у дошкольников» в ДОУ подобраны кадровые ресурсы и созданы определённые материально-технические условия позволяющие решать задачи, поставленные перед образовательным учреждением.
Программное обеспечение:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка»;
Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан РФ;
Законы РФ «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях России», «Об увековечивании победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Программа «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы.
Программа развития МБДОУ д/с №16 на период 2014-2018гг.
информационная и справочная литература о Мостовском районе, ст. Губской;
аудио и видеоматериалы;
методическая литература по разработке интегрированных и комплексных занятий;
иллюстративные и фотоматериалы о кубанских казаках и о Мостовском районе, ст. Губской;
оборудование Комнаты Казачьего быта, «Казачьего дворика».
Деловые игры; интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Анализ уровня кадрового потенциала на основе методической и профессиональной подготовленности, способности к ведению работы по воспитанию любви к малой родине у дошкольников.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляет коллектив педагогов в количестве 10 человек. 30% педагогов ежегодно повышают квалификацию. Педагогический коллектив осознает всю сложность поставленных перед нами задач, но оптимистично прогнозируют будущее своего образовательного учреждения в данном направлении; его отличает деловитость, работоспособность, любовь к детям, интерес к профессиональной деятельности. Коллектив стабилен, обновление происходит незначительное. ДОУ стабильно функционирует.
Материально-техническое обеспечение:
спортивно-игровая площадка;
методический кабинет;
медицинский блок;
«Комната казачьего быта»;
«Казачий дворик»;
Групповые комнаты и кабинеты оформлены, оборудованы в соответствии с нормами и требованиями СанПиНа. В достаточном количестве имеется бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура.
Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают разностороннее развитие детей в соответствии их возрастным особенностям. Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствует рационально организованная предметно-развивающая среда. Вариативное использование помещений ДОУ способствует поддержке положительного эмоционального фона.
В методическом кабинете имеется методическая литература по всем разделам программы. В группах оборудованы уголки уединения, различные зоны, которые при необходимости трансформируются.
В условиях апробации целевой программы по патриотическому воспитанию дошкольников «Родной край» для обеспечения качества познавательного развития детей разработана система мер и мероприятий, направленных на решение проблем, выявленных в ходе оценки объектов управления.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к хутору, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события. Обогатился и активизировался словарь, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Проект способствовал организации обновления и пополнения материально-технического содержания воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Мониторинг результативности проекта
Реализация проекта «Создание условий для формирования представлений о родном крае, как основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности» невозможна без организации мониторинга. Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Этим условиям может соответствовать только гибкая, постоянно развивающаяся система патриотического воспитания в ДОУ.
Успешность реализации проекта зависит от точности прогнозов риска и их минимизации. Создание и реализация данного проекта позволяет педагогам и родителям объединиться в решении многих вопросов, стать ближе и открыться друг другу, способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, личным достижениям воспитанников в патриотическом воспитании (эрудиция детей, компетентность, любознательность), переходу детского сада из режима функционирования в режим развития.