Программа родительского клуба"Ромашка" для детей раннего возраста
Программа родительского клуба"Ромашка" для детей раннего возраста
Пргорамма родительского клуба Ромашка направлена на обогащение психолого- педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детейчерез их привлечение к сотрудничеству с педагогами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа родительского клуба"Ромашка" для детей раннего возраста»
Программа
родительского клуба «Ромашка»
для детей раннего возраста
Срок реализации 1 год.
Автор программы:
ТАТЛЫБАЕВА ФАНИРА ФАРИТОВНА
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.
Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад №29» (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?
К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.
На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.
Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Ромашка» на базе МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» г. Нижневартовск.
Программа родительского клуба «Учимся, играя вместе» - результат трехлетнего исследования и изучения семьи автором, создавшим новую модель психолого-педагогического информирования и практической помощи родителям детей раннего возраста. Представленная программа имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.
Программа родительского клуба «Ромашка » направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации фельдшера, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях раннего возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогическихзнаний. Задачи: • повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях; • поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье; • расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей; • привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы родительского клуба «Ромашка» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в группе раннего возраста от 1,6 до 3 лет), место реализации МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» г. Нижневартовск.
Участники реализации программы:
Руководитель клуба, педагог-психолог, специалисты ДОУ, фельдшер ДОУ, родители, дети с 1, 6 -3лет.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 15 до 20 человек. Программа включает в себя шесть заседаний. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, совместного посещения музея, дня открытых дверей. В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям. Родительские встречи проходят 1 раз в 1-2 месяца.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба «Ромашка» на 2019-2020 учебный год.
Август
Мероприятия клуба
Содержание
Участники
1
Подготовительный этап
Реклама
Распространение наглядно-информационной агитации (буклеты, афиши, брошюры, визитные карточки)
Подбор и изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта работы других родительский клубов
Руководитель клуба Администрация, Специалисты МБДОУ ДС №31 «Медвежонок»
Сентябрь
1
Анкета-знакомство
Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики каждой семьи
Руководитель клуба «Ромашка»
2
Первое заседание клуба «Здравствуй, детский сад!» Встреча-знакомство
Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками»
Знакомство с руководителем клуба и его специалистами
Экскурсия по ДОУ (Музыкальный, физкультурный залы, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов, кухня, мини-музей «Русская -изба»)
Ознакомление с планом работы на учебный .год
Вопросы. Пожелания
Руководитель клуба
Заведующая
Педагог-психолог
Методист
Фельдшер
Музработник
Родители
3
Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!»
Налаживание взаимоотношения с родителями
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Установление психологического контакта с родителями
Преодоление барьера недоверия к ДОУ
Руководитель клуба
Специалисты
Родители
4
Наглядная информация «Памятка для родителей»
«Что нужно знать родителям о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Информирование родителей по вопросам оздоровления детей
Фельдшер МБДОУ №29
Октябрь
1
Телефон сотрудничества
«Звоните - нам!»
Мы поможем!
Сотрудничество с родителями клуба по средствам сотовой связи. На все интересующие вопросы отвечают специалисты ДОУ.
Руководитель клуба Специалисты
2
Второе заседание. «Здоровье малыша в ваших руках!»
Получение от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения.
Факторы, влияющие на здоровье ребёнка;
Оздоровительные мероприятия в МБДОУ ДС №31
Виды закаливания
Руководитель клуба
Фельдшер ДОУ
Родители
3
Рубрика «Советы психолога»
«Адаптация детей к д/с». (для родителей вновь поступивших детей)
Консультация «В первый раз в детский сад»
Ознакомление родителей особенностями адаптации детей раннего возраста
Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОУ
Условия, созданные д/с для успешной адаптации детей
Рекомендации родителям по подготовке к посещению детского сада
Педагог-психолог
Родители детей посещающих ДОУ
Родители детей, не посещающих ДОУ
4
Служба индивидуальной помощи
Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Ромашка»
Руководитель клуба
Все родители
5
Консультация «Песочная терапия для малышей»
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук
Руководитель клуба
Родители
Ноябрь
1
Фотопрезентация «Условия в детском саду» (DVD диск)
Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы
Наглядная информация для родителей (папка-передвижка)
Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами»
Руководитель клуба
4
Третье заседание клуба «Давайте поиграем!»
Демонстрация проекта «Наши друзья - песок и вода!»
Развивающие детские игры с песком и водой
Показ слайд -шоу «Мы играем!»
Представление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
Руководитель клуба «Ромашка»
Участники клуба
5
Служба индивидуальной помощи
Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Ромашка»
Руководитель клуба и специалисты
Декабрь
1
Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы)
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба
Руководитель клуба
2
Интернет-реклама
Размещение на сайте МБДОУ
Фотопрезентация «Игры с песком и водой»
Видеоролики «Предметно-развивающая среда»
Видеофильм «Как мы в садике своём очень весело живём!»
Руководитель клуба
Родительский комитет
Спонсоры
Администрация
3
Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей раннего возраста»
Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей. О ведущей предметной деятельности
Руководитель клуба
Педагог-психолог
Родители
Январь
1
Четвёртое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста
-ранний возраст-период…
-особенности умственного развития
-особенности развития речи
-двигательная активность детей раннего возраста
Руководитель клуба
Специалисты
Родители
2
Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок»
Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МБДОУ. Налаживание положительного взаимоотношения
Руководитель клуба
Родители
3
Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть»
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей
Руководитель клуба
Родители
4
Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома»
Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение пед. знаний и умений. Накопление обучающего материала
Руководитель клуба
Родители
Февраль
1
День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Присутствие родителей на просмотре режимных моментов
Родители
Руководитель
Дети группы
2
Консультация «Расти здоровым, малыш!»
Информирование родителей в вопросах здоровья детей
Фельдшер ДОУ
Родители
3
Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»
Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.
Педагог-психолог
Родители
Руководитель клуба
4
Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду»
Индивидуально для каждого родителя
Налаживание взаимоотношения с семьями
Руководитель клуба
Родители
5
Обновление педагогической библиотеки
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба
Руководитель клуба
Март
1
Игровое развлечение
«Мы веселые матрешки», посвященное дню 8 марта
Совместное проведение развлечения с мамами.
Объединить взрослых и детей настроением праздника
Музыкальный работник
Родители
Дети
2
Рубрика «Советы психолога»
«Нервно-психическое развитие детей с 1,6 до3 лет»
Педагог-психолог
3
Занятие –практикум
«Игры детей раннего возраста
Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.
Руководитель клуба
Педагог-психолог
Родители
4
Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю»
Проявление интереса к жизни детей в группе
Руководитель клуба
5
Консультация «Живу по расписанию»
Предварительная работа: просмотр режимного момента «Кран откройся -нос умойся». Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка
Руководитель клуба
Родители
Апрель
1
Пятое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста» Продолжение
Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста
-воспитание самостоятельности;
-общение со взрослыми;
-роль родителей в воспитании детей;
-капризы малышей
Руководитель клуба
Педагог-психолог
Родители
2
Семейный конкурс «Разноцветные ладошки»
Нетрадиционная техника рисования
Организация выставки
Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей
Руководитель клуба
Родители
Дети
3
Анкетирование родителей
Оценка родителями деятельности клуба «Ромашка»
Руководитель клуба
Родители
4
Наглядная информация (папка-передвижка)
«Игры с песком и водой в летний период»
Руководитель клуба
5
Информационный экран «Будь здоровым, малыш!»
Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей
Фельдшер ДОУ
Май
1
День добрых дел
Субботник на территории детского сада или группы
Вовлечение участников клуба в деятельность МБДОУ ДС №31
Руководитель клуба
Родители
2
Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи»
Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования.
Руководитель клуба
Родители
3
Посещение музея
«Вместе с мамой, вместе с папой»
Совместный поход в музей боевой славы (празднование 9 мая)
Создание радостного настроения
Руководитель клуба
Родители Дети
4
Итоговое заседание клуба
«До новых встреч»
Просмотр видеоархива родительского клуба «Ромашка».Подведение итогов. Обсуждение планов на будущее.
Все участники клуба «Ромашка»
5
Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко»
Проявление родительского интереса к жизни детей в группе раннего возраста.
Руководитель клуба
Дети
Список литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.
11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.-179с.