Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 463
ПРОЕКТ
«Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
(старшая группа общеразвивающей направленности)
Подготовила:
Учитель-логопед
М.Г. Коркина
г. Екатеринбург
2020г.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 - апрель 2021г.)
Цель проекта:
Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием разных игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников. Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношений детей старшего дошкольного возраста, через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- Формирование представлений детей об органах артикуляционного аппарата.
- Развитие мышц органов артикуляционного аппарата.
- Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
- Повышение интереса родителей и педагогов к коррекционному процессу.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель-логопед,
Актуальность:
Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов. Без восстановления нарушенных функций нельзя надеяться на исправление речевого дефекта. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения.
Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Гипотеза:
Если активно использовать в логопедической работе артикуляционную гимнастику в игровых приемах, то это эффективно скажется на речи ребенка.
Ожидаемый результат:
- четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;
- подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей воспитанников;
-развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
Продукт проектной деятельности:
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап:
Определение целей и задач проектной деятельности.
Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Подготовка дидактических пособий и картинок.
Подбор и изучение литературы, подготовка методического материала.
II Основной этап:
Работа с воспитателями – беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендациях по ее выполнению и проведению.
Мастер-класс для воспитателей по теме «Артикуляционная гимнастика
как средство формирования правильного звукопроизношения»
https://disk.yandex.ru/d/yitH3Qe2z-ymTQ
Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционные и нетрадиционные средства развития в коррекционно-развивающей деятельности: веселые истории для артикуляционной гимнастики; гимнастика в стихах и картинках; сказки.
Работа с родителями: – консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения; - выступление на родительском собрании «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
- индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
- папка передвижка для родителей: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика».
Работа с детьми:
- Знакомство с детьми. - Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
- Разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций.
- Рисование иллюстраций к артикуляционной гимнастике.
III Заключительный этап:
-Выставка рисунков к артикуляционным упражнениям.
-Открытое интегрированное занятие
Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: индивидуальные зеркала, демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики, сборник артикуляционных сказок.
План реализации проекта
Дата
Содержание работы
Участники
Ответственный
1-2 недели сентября
Изучение литературы по развитию речи у детей дошкольного возраста
учитель-логопед;
воспитатели,
Учитель-логопед
3-недяля сентября
Мастер-класс для воспитателей по теме «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» https://disk.yandex.ru/d/yitH3Qe2z-ymTQ
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед
4-недяля сентября
Выступление на родительском собрании «Артикуляционная гимнастика, зачем она нужна?»
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед
1 неделя октября
Знакомство детей с язычком и его домиком (в стихах + картинки)
Учитель-логопед, дети, воспитатели
Учитель-логопед
2-4 неделя октября
Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»
Учитель-логопед, дети, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
Ноябрь-январь
Разучивание комплексов артикуляционных упражнений Разучивание стихов к упражнениям
Рисование картинок «Весёлый язычок»
Учитель-логопед, дети, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
Февраль-апрель
Выполнение различных артикуляционных гимнастик (в т.ч. авторских)
Закрепление ранее изученных упражнений
Учитель-логопед, дети, воспитатели, родители
Учитель-логопед, воспитатели
1 неделя мая
Выставка рисунков.
Открытое подгрупповое занятие
Учитель-логопед, дети, воспитатели, родители
Учитель-логопед, воспитатели
Вывод:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика» можно отметить, что работа по данному направлению необходима и приносит результаты.
В проекте был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста. В ходе проекта у детей повысился интерес к артикуляционной гимнастике, повысился уровень развития артикуляционной моторики.
Используемая литература:
- Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- М.2006г
- Н.А. Волошина Артикуляционная гимнастика для девочек/для мальчиков.