Просмотр содержимого документа
«Проект «Великая Победа: память сквозь поколения»»
Проект
«Великая Победа: память сквозь поколения»
Целевая аудитория: дети 5 – 6 лет.
Подготовила: Иванова Дарья Михайловна,
учитель- логопе
Проект«Великая Победа: память сквозь поколения»
Документирование
В процессе реализации проекта «Великая Победа: память сквозь поколения» дети старшей группы активно вовлекались в разнообразную познавательную деятельность. Воспитанники знакомились с основными событиями и героями Великой Отечественной войны через просмотр презентаций, видеороликов, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий военных лет.
Дети учились ориентироваться во времени, узнали о том, сколько лет прошло со Дня Победы, в каком году началась и закончилась война. С помощью дидактических игр «Военная техника», «Подбери картинку» дошкольники расширяли свои представления о родах войск, военных профессиях, боевых машинах.
Особое внимание уделялось знакомству детей с историей своей семьи. Совместно с родителями дошкольники находили информацию о прадедушках и прабабушках - участниках войны, тружениках тыла, рассматривали семейные реликвии (фотографии, письма, награды). Все это способствовало пробуждению познавательного интереса к прошлому своей страны и семьи, воспитанию уважения к старшему поколению.
Так, проектно-тематическая деятельность позволила интегрировать содержание образовательной области «Познавательное развитие» и формировать целостное представление о Великой Отечественной войне, доступное детям 5-6 лет.
Образовательный процесс
Работа над проектом «Великая Победа: память сквозь поколения» началась с выбора и обсуждения темы. Поскольку дети еще не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно предложить тему, инициатива исходила от нас. Мы выступили с идеей создания проекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и рассказали детям о предстоящем празднике, подчеркнули его важность и значимость.
На первом этапе работы над проектом была проведена беседа с детьми «Что мы знаем о войне?» с целью выявления имеющихся у них представлений. Отталкиваясь от этого, мы совместно с детьми наметили основные направления деятельности: что нового хотим узнать, какими способами будем получать информацию, что сможем сделать своими руками, как расскажем о проекте родителям. В процессе обсуждения дети учились высказывать свои предположения, задавать вопросы, слушать друг друга. Фиксировали все идеи и пожелания детей на большом листе ватмана. Так постепенно составлялся план реализации проекта. Он размещался на видном месте в группе, чтобы дети и родители могли видеть и следить за ходом работы.
В течение всего проекта мы поддерживали познавательную активность и интерес детей, стимулировали их самостоятельность и инициативность. Дошкольники вовлекались в различные виды детской деятельности:
коммуникативную (беседы, рассказы, обсуждения);
изобразительную (рисование, лепка, аппликация на темы войны);
восприятие художественной литературы (чтение рассказов и стихов, заучивание);
музыкальную (слушание и пение военных песен).
Каждый ребенок имел возможность проявить себя, поделиться своими достижениями, представить творческие работы. Дети с удовольствием рассказывали о военных подвигах своих прадедов, показывали семейные фотографии, награды, письма с фронта.
В ходе реализации проекта проводились совместные мероприятия детей и родителей: акция «Бессмертный полк», мастер-класс по оригами «Голубь мира», оформление стенгазеты «Спасибо деду за Победу!». Активное вовлечение семей воспитанников способствовало укреплению детско-родительских отношений, передаче опыта между поколениями.
Итоговым событием стал музыкально-литературный праздник «Этот День Победы», на котором дети выступили перед родителями и ветеранами, прочли стихи, спели песни военных лет, представили свои поделки и рисунки.
Кульминацией проекта стало торжественное открытие экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто» с материалами и экспонатами, собранными в ходе совместной работы детей и взрослых.
Мы осуществляли мониторинг проектной деятельности через наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов их творчества. Это позволило оценить эффективность проведенной работы, сделать выводы о достижении поставленных целей и задач.
Критериями качества реализации проекта стали:
повышение уровня знаний детей о событиях и героях Великой Отечественной войны;
проявление детьми интереса к истории своей страны и семьи;
желание детей участвовать в мероприятиях и акциях патриотического характера;
активное включение родителей в совместную деятельность с детьми;
положительный эмоциональный настрой всех участников проекта.
Так, организация образовательного процесса в рамках проектной деятельности позволила создать условия для формирования у дошкольников чувства сопричастности к истории своего народа, уважения к защитникам Родины и гордости за ее героическое прошлое.
Развивающая предметно-пространственная среда
В процессе реализации проекта «Великая Победа: память сквозь поколения» в группе была организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая погружению детей в тему Великой Отечественной войны.
Центральное место в группе занял патриотический уголок, где разместились:
художественная литература о войне: Л. Кассиль, С. Алексеев, А. Митяев и др.;
дидактические игры «Военные профессии», «Собери картинку», «Что изменилось»;
набор солдатиков, военной техники (танки, самолеты).
Совместно с родителями в приемной группы был оформлен стенд «След войны в моей семье», на котором разместили фотографии прадедушек и прабабушек воспитанников - участников войны и тружеников тыла, рассказы, написанные родителями вместе с детьми, детские рисунки (Приложение №1)
В книжном уголке были подобраны книги о войне, соответствующие возрасту детей, иллюстрации, плакаты. В центре изобразительной деятельности - раскраски, трафареты на военную тему, которые использовались на занятиях рисованием и аппликацией. Дидактические игры сменяли друг друга в зависимости от темы дня и задач.
Для обогащения музыкальных впечатлений был составлен плейлист «Песни военных лет», прослушивание которого органично включалось в различные режимные моменты. Аудиозаписи рассказов о войне, шума атаки, взрывов создавали соответствующую атмосферу во время игр детей.
В центре конструирования дети создавали макеты военной техники, мемориалов. Процесс и результаты строительства фотографировались и размещались в группе и приемной. Для сюжетно-ролевых игр использовались элементы костюмов: пилотки, фуражки, гимнастерки, плащ-палатки.
Большой интерес у детей вызвала выставка «Великой Победе посвящается», на которой представлены макеты, созданные совместно с родителями. (Приложение №2)
А на экспозицию «Никто не забыт, ничто не забыто» родители вместе с детьми принесли из дома предметы военных лет, найденные на чердаках, в старых альбомах: солдатские письма-треугольники, фотографии, открытки, награды.
Так, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда не только поддерживала интерес и активность детей в течение всего проекта, но и способствовала воспитанию патриотических чувств, формированию ценностного отношения к истории своей семьи и Родины.
Приложение 1
Проект на тему: «Великая Победа: память сквозь поколения»
Аннотация проекта
Тема: «Великая Победа: память сквозь поколения»
Сроки реализации: краткосрочный
Тип проекта: информационно-творческий.
Автор проекта: учитель-логопед Кукушкина Д. М.
Участники проектной деятельности: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
В 2025 году наша страна будет отмечать знаменательную дату - 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта война оставила неизгладимый след в истории нашей Родины и в судьбе каждой семьи. Передать память о героических событиях военных лет, воспитать уважение к ветеранам, гордость за свою страну - важнейшая задача патриотического воспитания подрастающего поколения.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования нравственно-патриотических чувств. Знакомство с темой Великой Отечественной войны должно осуществляться через разнообразные виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Данный проект позволит дошкольникам узнать о подвиге народа в годы войны, прикоснуться к истории своей семьи, испытать чувство гордости за свою Родину.
Проблема: недостаточные знания и представления детей 5-6 лет о Великой Отечественной войне, событиях военных лет, героях войны.
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста начальные представления о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства через ознакомление с подвигом советского народа.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории своей страны и семьи.
Познакомить детей с основными событиями и героями Великой Отечественной войны доступными средствами с учетом возраста.
Формировать чувство гордости за свою Родину, уважение к ветеранам войны, желание заботиться о них.
Способствовать развитию речи, памяти, любознательности, творческих способностей детей.
Привлечь родителей к участию в мероприятиях проекта.
Социально-педагогическая значимость проекта:
Расширение представлений детей о Великой Отечественной войне, героях войны.