Просмотр содержимого документа
«Проект «В гостях у русской народной сказки» (вторая младшая группа)»
МДОАУ «Детский сад №108 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного развития
воспитанников «Почемучка» г.Орска
Проект
«В гостях у русской народной сказки»
(вторая младшая группа)
Подготовил: Калядина И.В.
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОАУ «Детский сад «Почемучка» г.Орска
2023, г.Орск
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги
Срок реализации: 1 неделя. С 08.02 – 15.02. 2022г.
Тип проекта: краткосрочный, , познавательно – творческий.
Цель проекта:
Формирование интереса у детей к русским народными сказкам через творческую и познавательную деятельность,
Задачи проекта:
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
Развивающие Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
Воспитательные - Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности любовь к родной культуре через русские народные сказки.
-.Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
-Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Мои любимые сказки»
Изготовлен буклет для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»
Проведена консультация для родителей «Русская народная сказка ,
ее влияние на формирование качеств личности ребёнка дошкольного возраста»
Проведено анкетирование родителей«Русская народная сказка в жизни ребенка».
Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
художественные и музыкальные произведения
уголок театрализованной деятельности
книжный уголок
компьютер.
наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
раскраски по теме «Сказки»
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Актуальность:
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект В гостях у русской народной сказки.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Подготовка печатной информации;
Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
Оформление книжного уголка в группе.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».
Разработка содержания проекта: «По следам сказок»
Основной этап:
Проведение бесед и НОД по теме проекта.
Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
Домашние задания для родителей и детей ( рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
Заключительный этап:
Выставка творческих работ детей: «Мои любимые сказки».
Обновление предметно – развивающей среды.
Проведение итогового занятия «В гостях у сказки»
Выставка рисунков детей и родителей «Мои любимые сказки»
Подведение итогов проектной деятельности.
Обогащение развивающей среды:
В книжный уголок – внесение русских народных сказок,; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
Формы и методы работы с детьми.
Образвательные
области
Формы и методы работы
1.Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Разыграй свою сказку»
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)
Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»
2. Познавательное развитие
Интегрированное занятие«В гостях у сказки»
Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства снега и льда»
3. Речевое развитие
Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.
Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?», «На кого из сказочных героев я похож?», «Кто рисует картинки к сказкам?»
Чтение худ. литературы:
«Колобок», обр. К. Ушинского;
«Маша и медведь», обр. М.А. Булатова;
«Три медведя»
«Петушок- золотой гребешок»
«Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Теремок», обр. Е. Чарушина;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
4. Художественно – эстетическое развитие
занятие по пластилинографии «Выросла репка большая »
Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»
Конструирование «Кроватки для трех медведей»
Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»
Подвижные игры «Заинька, попляши», «Пузырь», «Гуси – гуси», «У медведя во бору», Бабушка Маланья», «Водяной»
Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др. )
. Работа с родителями
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Анкетирование для родителей «Русская народная сказка в жизни ребенка».
Консультации для родителей:«Русская народная сказка ,ее влияние на формирование качеств личности ребёнка дошкольного возраста»,«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет
Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
Работа с педагогами.
Изготовление буклета«Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»
. Оценка результатов работы по проекту:
Результаты работы по проекту можно определить:
- по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;
- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.
Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.
В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народными авторским сказкам, -была достигнута.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.
Основной этап проектной деятельности длился неделю месяца.. У детей повысился уровень знаний о сказках;умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними;способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников,повысилась речевая активность.Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запасаТеатрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.
В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Мои любимые сказки» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.
В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов.