kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «В гости к дагестанским сказкам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством дагестанского народа, фольклора

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «В гости к дагестанским сказкам».»

Проект

«В гости к дагестанским сказкам»


Воспитатель:

Садыкова Гулан Эзмировна

Актуальность.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские и дагестанские народные сказки, сказки народов мира, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка -интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей, а тем более в Дагестане, к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей.

Также приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Цель проекта: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством дагестанского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам дагестанской художественной литературы.

Задачи:

Дети:

- познакомить с творчеством дагестанского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Тип проекта: Информационно-творческий

Длительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к дагестанской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный:

- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2. Основной

Реализация проекта.

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.

3.Заключительный

1. Оформление выставки «По дорогам дагестанских сказок».

2. Викторина по мотивам дагестанских народных сказок.

План мероприятий

Образовательные области

Мероприятия

Познавательное развитие

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Занятия по сказкам: «Дынька», «Ответ старика», «Храбрый мальчик»,

Дидактические игры:

«Расскажи дагестанскую сказку по картинке», «Из какой я дагестанской сказки?»,

«Волшебный сундучок»,

«Отгадай сказку»,

«Литературное лото»,

«От загадки – к сказке»,

«Собери сказку в картинках».

Кубики и пазлы по разным дагестанским сказкам.

Речевое развитие:


Чтение художественной литературы:

дагестанские сказки: «Сестра семи братьев», «Ведьма, любившая халву»

Разучивание и слушание стихов: «Унеси меня в сказку волшебную», «Сказка радость нам несет».

Заучивание русских и дагестанских пословиц и поговорок о смелости, о храбрости, о друзьях и о дружбе.

Загадывание и отгадывание дагестанских загадок.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Мой любимый сказочный герой»,

«Моя любимая сказка».

Аппликация: «Синяя птица»;

Лепка: «Бабушкины сказки».

Слушание музыки и песен:

«Дагестанские танцы» муз.С.Агабабова,

«День в горах» муз.Ш.Шамхалова,

«Песня о сказке» муз.В.Шаинского, сл.Ю.Энтина,

«Песня о дороге добра» муз.М.Минкова, сл.Т.Рузевиной.

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание иллюстраций к дагестанским сказкам.

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Храбрый мальчик».

Ремонт книг в книжном уголке.

Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Дынька», «Семь гранатовых прутьев».

Физическое развитие

Дагестанские подвижные игры:

«Храни очаг»,

«Угадай»,

«Защити гостя»,

«Надень папаху»,

«Достань шапку».


Работа с родителями

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

  • Консультации:

  • «Приемы обучения детей рассказыванию»;

  • «Знакомство со сказками».

  • Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

  • Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Дынька».

Заключение

Данный проект позволит решить процесс речевого развития дошкольников посредством дагестанских сказок, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысится уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысится речевая активность. Сформируется умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы будет способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проект «В гости к дагестанским сказкам» подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «В гости к дагестанским сказкам».

Автор: Садыкова Гулан Эзмировна

Дата: 10.10.2024

Номер свидетельства: 657435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства