Просмотр содержимого документа
«Проект «В гости к дагестанским сказкам».»
Проект
«В гости к дагестанским сказкам»
Воспитатель:
Садыкова Гулан Эзмировна
Актуальность.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские и дагестанские народные сказки, сказки народов мира, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка -интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей, а тем более в Дагестане, к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей.
Также приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством дагестанского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам дагестанской художественной литературы.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством дагестанского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Тип проекта: Информационно-творческий
Длительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к дагестанской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
2. Основной
Реализация проекта.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
3.Заключительный
1. Оформление выставки «По дорогам дагестанских сказок».
2. Викторина по мотивам дагестанских народных сказок.
План мероприятий
Образовательные области
Мероприятия
Познавательное развитие
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Занятия по сказкам: «Дынька», «Ответ старика», «Храбрый мальчик»,
Дидактические игры:
«Расскажи дагестанскую сказку по картинке», «Из какой я дагестанской сказки?»,
«Волшебный сундучок»,
«Отгадай сказку»,
«Литературное лото»,
«От загадки – к сказке»,
«Собери сказку в картинках».
Кубики и пазлы по разным дагестанским сказкам.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы:
дагестанские сказки: «Сестра семи братьев», «Ведьма, любившая халву»
Разучивание и слушание стихов: «Унеси меня в сказку волшебную», «Сказка радость нам несет».
Заучивание русских и дагестанских пословиц и поговорок о смелости, о храбрости, о друзьях и о дружбе.
Загадывание и отгадывание дагестанских загадок.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Мой любимый сказочный герой»,
«Моя любимая сказка».
Аппликация: «Синяя птица»;
Лепка: «Бабушкины сказки».
Слушание музыки и песен:
«Дагестанские танцы» муз.С.Агабабова,
«День в горах» муз.Ш.Шамхалова,
«Песня о сказке» муз.В.Шаинского, сл.Ю.Энтина,
«Песня о дороге добра» муз.М.Минкова, сл.Т.Рузевиной.
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание иллюстраций к дагестанским сказкам.
Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Храбрый мальчик».
Ремонт книг в книжном уголке.
Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Дынька», «Семь гранатовых прутьев».
Физическое развитие
Дагестанские подвижные игры:
«Храни очаг»,
«Угадай»,
«Защити гостя»,
«Надень папаху»,
«Достань шапку».
Работа с родителями
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Консультации:
«Приемы обучения детей рассказыванию»;
«Знакомство со сказками».
Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.
Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Дынька».
Заключение
Данный проект позволит решить процесс речевого развития дошкольников посредством дагестанских сказок, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысится уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысится речевая активность. Сформируется умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы будет способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проект «В гости к дагестанским сказкам» подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.