Виды детской деятельности | Рассматривание альбомов «Осень», «Грибы», «Ягоды». Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов, грибов, ягод, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных Осени и лесных даров осени. Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса» «Приметы осени» «В гости к осени» Конструирование и ручной труд из природного материала: «Лесовичок» (из шишек, желудей), «Грибок» (из желудя и каштана). Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Правила друзей леса», «Грибы: друзья или враги?» Цикл наблюдений: — за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок — за цветником — за перелетными птицами — за насекомыми — за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки про грибы, ягоды?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» | Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел в лесу, в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, лесных даров осени и составление описательных рассказов. Составление рассказа по картине «Ранняя осень». Заучивание стихов: «Листики, листочки (А.Гришин) «Конопатые опята» (Л.Родникова) Загадывание загадок об осени и ее лесных дарах. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Назови ласково», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Подбери признак», «Подбери действие», «Сосчитай от 1 до 5», «Угадай, что это?» «Съедобное – несъедобное», «По грибы». Игры речь с движением «Плюх, плюх, плюх…», «Мы с лукошком в лес пошли», «До свиданья, старый лес», «Мы в лес пойдём», «За малиной в лес пойдём». Чтение художественной литературы: П.Вяземский «Осень»; Н.Павлова «Растения осенью»; Е.Благинина «Осень»; В.Бианки «месяц полных кладовых»; М.Пришвин «Последние грибы» Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья» - «Прогулка в грибной лес», «Семья» - «семейный обед из грибных блюд», «Семья» - «Грибные заготовки на зиму». Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «Знатоки осенней природы», «Следопыты». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», Настольно – печатные игры: «Времена года» Трудовая деятельность: участие в субботнике «Чистый участок» сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария) уборка опавшей листвы подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью», «В мире животных», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью», Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?» | Аппликация симметричная «Листочки на окошке» (витраж). Аппликация «Мухомор». Рисование с натуры «Осенние листья» (краски осени); Рисование ладошками. Коллективная работа «Осенний лес». Рисование «Грибной ёжик», «Мухомор». Лепка «Опята на пенечке». Рассматривание картины Левитана «Золотая осень», рассматривание иллюстраций на тему «Осень в лесу» Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику и лесных даров осени. Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность: Рисование «Ветка рябины» Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: Аудиозаписи музыкальных фрагментов из цикла А. Вивальди «Времена года»: «Сентябрь» П.И.Чайковский «Октябрь» Музыкальная игра с пением: «Веселей, хоровод» /польская нар. песня/ Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени» «Сыграй песенку дождя» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень» «Осень- рыжая подружка» «Заглянула осень в сад». (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени) | Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное — несъедобное!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» |
Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Муляжи, трафареты, иллюстрации ягод, грибов, листьев, открыток с осенними пейзажами. Природный материал (шишки, каштаны, жёлуди, листья). | Картотека пословиц, поговорок, загадок, стихов об осени, лесных даров осени. Иллюстрации с осенними пейзажами. | Настольно-печатные игры: «Что сначала, что потом?» «Что изменилось?» «Весёлые картинки» и «Четвёртый лишний» «С какого дерева лист» «Ботаническое лото» | Книги, музыкальные аудиозаписи «Времена года», раскраски, восковые мелки, гуашь, акварель, цветные карандаши, цветная бумага и картон. | Мячи, маски вороны и собачки, осенние листочки. |